Старинная вышивка – Ой!
Старинная вышивка крестом и счетные схемы. Часть 1
Очень рада, что статья про вышивку бисером вызвала столько откликов и, быть может, пригодилась кому-то для вдохновения. В этой части поговорим уже о старинной вышивке крестиком, которая постепенно стала не менее, если не более популярной, чем бисер. Вот только статью о вышивке по канве и холсту придется разделить на две части — у меня просто рука не поднимается сокращать куски, которые по объему не входят в первую часть, а наверняка будут интересны многим — например, о старинном способе перевода рисунка на ткань.
Начнем рассказ о вышивке крестом «от печки» — то есть от Петра Первого.
Преобразования Петра Первого, затронувшие все слои русского государства, не могли не изменить уклада бытовой жизни женщин.
Основными следствиями реформ повседневного быта дворянства для женщин были внешнее изменение их облика и реформирование модели поведения в целом.
В России стало заметно влияние Запада и его образа жизни. Тем не менее, ориентированность дворянства на светский образ жизни и активное участие в балах, обедах и прочих увеселениях, имело особое значение лишь в высшем свете.
Проживание в Москве и Петербурге стоило очень дорого, и лишь богатые люди могли позволить себе постоянно жить в городе. Жили, как правило, в усадьбе, пригородном имении. Житье в имениях как общероссийское явление возникло после освобождения дворян от обязательной дворянской службы в 1762 году.
Нередко глава семьи жил в городе, а жена его с многочисленным семейством практически не выезжала из деревни.
Аллегорическая схема для вышивки бисером и крестом
«Многие мемуаристы, — пишет исследователь быта русского дворянства Н.Л. Пушкарева, — отметили атмосферу расслабленной неги среди близких и родных, расцвеченную в усадебном быту домашними радостями и невинными удовольствиями. В традиционности бытового уклада российских усадеб, хранительницами которого в немалой степени были именно их обитательницы, крылись истоки притягательности «сельского рая» для самых завзятых любителей городской жизни».
Самым распространенным видом досуга барынь и их дочерей было рукоделие, с которым всегда сочетали беседу. Рукоделия были настолько популярны, что нередко снились дамам. В «Соннике» XIX века читаем: «Вышивать по канве во сне — означает радость и прибыль».
Каминный экран с вышитой вставкой-картиной. Вторая половина 19 века
Рукоделиям всегда учили с детства.
«Одновременно с преподаванием основ всевозможных гуманитарных дисциплин юных дворянок обучали «разным рукоделиям» — преизрядно вышивать всякими цветами и золотом, какое шитье в тогдашнее время было в Москве в манере». Казалось бы, это женское занятие не должно было вызывать неодобрения в семьях зажиточного купечества начала XIX века. Однако стремлением следовать общей моде на обучение рукоделью не вызвало энтузиазма в душах мужской половины купеческих семей. Старшие мужчины относились к этому без уважения, называя это пустяками», — читаем там же.
Учили девочек и дома, и в частных пансионах, которые стали возникать с 1749 года. Девочек обучали в них по-французски и по-немецки, шитью и домостроительству, а также — «домосодержанию и что к тому принадлежит», шитью и мытью кружев», «шить и вязать».
Начинали обучать с самого простого — с меток, алфавита и простых отдельных элементов вышивки, как это было принято в «ученических» вышивках в Европе.
Естественно, что в те времена в России существовали как дорогие магазины рукоделий, так и дешевые лавочки.
«Улица, называемая Кузнецкий мост, — вспоминала Е.П. Янькова. — издавна была заселена иностранцами: были французские и немецкие лавки. Теперь говорят «ехать на Кузнецкий мост», а в наше время говорили «ехать во французские лавки». Там торговали модным товаром, который привозили из чужих краев; были и свои мастерицы в Москве, но их обегали, и кто побогаче, все покупали больше заграничный привозной товар.
На Ильинке за Гостиным рядом и за Гостиным двором были нюрнбергские лавки и голландский магазин. Там мы все больше покупали шерсти для работ и шелки».
Помимо бисера и вышивок шелком и шерстью были в это время распространены и другие рукоделия — например, рисовать по дереву или бархату (специальному английскому бумажному).
Тем не менее, вышивка крестиком стояла по распространенности на первом месте. Барыни и их дочки любили вышивать не только картины, но и части своего туалеты — например, ридикюли.
Ридикюль — это дамская сумка из ткани (или реже — кожи) мягкой формы, прообразом которой послужил мешочек для рукоделия, вошедший в моду еще в XVIII веке под влиянием маркизы Помпадур.
В 1830-е годы были очень модны черные кашемировые ридикюли, расшитые розами. В конце XIX века в моду входят ридикюли-торбочки, расшитые шелком и бисером.
В 1830-х годах в высшем петербургском обществе распространилось новое увлечение – вышивка домашних туфелек без колодки, которые вышивались бисером или крестом и делались из бархата, плюша или шерстяной плотной ткани следующим образом.
Выкройка таких туфель изображена на рисунке ниже.
Подошву вырезают из тонкой кожи или картона, а затем обшивают тканью. Длина туфли определяется меркой с ноги — от конца большого пальца до середины пятки по внешней стороне, а ширина — объемом ноги в самом широком месте (от мизинца к выступы большого пальца).
На швы прибавляют кругом по 1 сантиметру.
Подкладку кроят по той же выкройке из фланели или полотна.
Вышивали шелковыми нитками и бисером и бальные туфельки.
Довольно долго — до конца XIX века на одежде маленьким детям не делали карманов, а вешали им на шею на шнурке специально сделанный и, как правило, вышитый, мешочек для платка.
Занимались вышивкой не только в провинции и не только уездные барышни, изнемогавшие от скуки и заполнявшие свое время рукоделиями, переписыванием стихов в альбом и рисованием интерьеров, которые очень часто делали в первой половине XIX века.
Общеизвестно, что одной из лучших рукодельниц своего времени была императрица Мария Федоровна. Об этом писали в своих мемуарах многие ее современники. В собрании музея-дворца в Павловске хранится столик, сделанный Г. Гамбсом по эскизу Воронихина со вставкой в столешницу вышивки крестом, представляющей вид домика Петра в Саардаме и выполненной Марией Федоровной.
В ссылке в Сибири княгиня Волконская вышила Сикстинскую мадонну Рафаэля и этим образом украсила могилу отца.
Тут надо заметить, что в XIX веке дамам правилами светского этикета было позволено дарить только «рукодельные подарки».
«Очень приятно получить подарок от женщины, но в какой бы степени не была дружба между вами, даже родство, придется, однако же, поломать голову, пока не решится, чем отдарить. Женщинам не следовало бы никогда дарить другим чем-нибудь, кроме небольших произведений карандаша или иглы, собственной их работы», — читаем в одном из руководств по правилам хорошего тона.
«Если начальникам подчиненные могли делать подарки лишь в исключительных случаях, — пишет исследователь дворянского быта Е. Лаврентьева, — то царю и особам царской фамилии мог преподнести подарок каждый дворянин. Одна дама вышила подушку, которую поднесла Александру I при следующих стихах:
Российскому отцу
Вышила овцу,
Сих ради причин,
Чтобы мужу дали чин.
Резолюция министра Державина:
Российский отец
Не дает чинов за овец.
Девушкам позволялось дарить молодым людям «небольшие произведения карандаша или иглы, собственной их работы». Чаще всего это были вышитые бисером кошельки, вставки для бумажников, чехлы для карточных мелков и т.д. «Недавно подарила я ему своей работы кошелек, и он сказал, что будет носить его вечно», — писала в дневнике Анна Оленина.»
Вышивали, как правило, в гостиных, будуарах или спальнях. «Будуар, — читаем в журнале «Мода» за 1860 год, — это комната, в которой женщина проводит большую часть дня, свидетельница хозяйственных занятий, рукоделий и отдохновения, поверенная задушевных мыслей и сердечных тайн».
До конца XVII века принадлежности для рукоделия в Европе и России хранили в коробках, украшенных узорами, с начала века XVIII в обиход входят рабочие корзинки, и лишь в 1760-х годах начинают изготовлять рабочие столики с откидным верхом (vide-poches), которые оставались популярными на всем протяжении XIX века.
Их делали в разных стилях, многие были с двусторонними крышками, на одной из сторон которых располагалась инкрустированная шахматная доска. Верхняя часть такого столика была приспособлена под хранение швейных принадлежностей, часто под столешницей и выдвижным ящиком располагался шелковый мешок — для незаконченной работы.
Очень распространены были и рабочие ящички, или шкатулки, с оборудованным интерьером, так как их легко было переносить и даже брать с собой в гости. Внутреннее и внешнее оформление таких шкатулок обычно было выполнено в одном стиле — либо вставки из бисера, вышивки шерстью и шелком по канве, либо повторение элементов деревянной резьбы и инкрустации (либо паркетным набором).
Встречаются даже специальные вращающиеся подставки для катушек с нитками и ящичками для рабочих инструментов в их основании.
Именно в таких рабочих ящичках хранились и весьма остроумные приспособления для наматывания ниток.
«Большим рукодельницам, — пишет искусствовед В. Дудорева, — которые так много вышивали и вязали, много приходилось разматывать ниток на клубки; и вот, догадливые деревенские хозяйки придумали основу для клубка: ничто иное, как круглую косточку из куриного горлышка, которая сплошь затягивалась бисерным вязаньем и превращалась в хорошенькую бисерную игрушку».
В большинстве своем вышивки исполнялись по готовым узорам, но пользовались и литографиями, картинами, книжными иллюстрациями, переводя их на холст или канву.
Во второй половине XVIII века в изобразительном искусстве начинает формироваться так называемый русский бытовой жанр, лучшими представителями которого являются Ж. Лепренс, М. Иваново, М. Шибанов, И. Ерменев. Он не мог не найти своего отражения в вышитых шелком, шерстью и бисером рукодельных работах, а также в росписи по фарфору.
Сначала рисунок для вышивок просто изображался контуром на фоне мелкой сетки, которую раскрашивали от руки, а позже стали продавать рисунки с уже расчерченными по квадратикам узорам с обозначением цветов.
Они тщательно хранились и передавались от матери к дочери, нередко перерисовывались рукодельницами.
Честь «открытия и изобретения» изображения узоров на расчерченной на мелкие клеточки бумаги принадлежит Германии. Именно там впервые были выпущены комплекты раскрашенных узоров для вышивания шерстью и необходимые для данной работы нитки. Такие комплекты получили название «берлинской вышивки» или «берлинской шерсти». Искусствоведы определяют берлинское шитье как вышивку шерстью по канве или холсту, изображающую пасторальные, религиозные или другие жанровые сцены, пейзажи и цветы.
Но об этом мы поговорим в следующий раз…
www.livemaster.ru
Старинная вышивка крестом и счетные схемы
Начнем рассказ о вышивке крестом «от печки» — то есть от Петра Первого.
Преобразования Петра Первого, затронувшие все слои русского государства, не могли не изменить уклада бытовой жизни женщин.
Основными следствиями реформ повседневного быта дворянства для женщин были внешнее изменение их облика и реформирование модели поведения в целом.
В России стало заметно влияние Запада и его образа жизни. Тем не менее, ориентированность дворянства на светский образ жизни и активное участие в балах, обедах и прочих увеселениях, имело особое значение лишь в высшем свете.
Проживание в Москве и Петербурге стоило очень дорого, и лишь богатые люди могли позволить себе постоянно жить в городе. Жили, как правило, в усадьбе, пригородном имении. Житье в имениях как общероссийское явление возникло после освобождения дворян от обязательной дворянской службы в 1762 году.
Нередко глава семьи жил в городе, а жена его с многочисленным семейством практически не выезжала из деревни.
Аллегорическая схема для вышивки бисером и крестом
«Многие мемуаристы, — пишет исследователь быта русского дворянства Н.Л. Пушкарева, — отметили атмосферу расслабленной неги среди близких и родных, расцвеченную в усадебном быту домашними радостями и невинными удовольствиями. В традиционности бытового уклада российских усадеб, хранительницами которого в немалой степени были именно их обитательницы, крылись истоки притягательности «сельского рая» для самых завзятых любителей городской жизни».
Самым распространенным видом досуга барынь и их дочерей было рукоделие, с которым всегда сочетали беседу. Рукоделия были настолько популярны, что нередко снились дамам. В «Соннике» XIX века читаем: «Вышивать по канве во сне — означает радость и прибыль».
Каминный экран с вышитой вставкой-картиной. Вторая половина 19 века
Рукоделиям всегда учили с детства.
«Одновременно с преподаванием основ всевозможных гуманитарных дисциплин юных дворянок обучали «разным рукоделиям» — преизрядно вышивать всякими цветами и золотом, какое шитье в тогдашнее время было в Москве в манере». Казалось бы, это женское занятие не должно было вызывать неодобрения в семьях зажиточного купечества начала XIX века. Однако стремлением следовать общей моде на обучение рукоделью не вызвало энтузиазма в душах мужской половины купеческих семей. Старшие мужчины относились к этому без уважения, называя это пустяками», — читаем там же.
Учили девочек и дома, и в частных пансионах, которые стали возникать с 1749 года. Девочек обучали в них по-французски и по-немецки, шитью и домостроительству, а также — «домосодержанию и что к тому принадлежит», шитью и мытью кружев», «шить и вязать».
Начинали обучать с самого простого — с меток, алфавита и простых отдельных элементов вышивки, как это было принято в «ученических» вышивках в Европе.
Естественно, что в те времена в России существовали как дорогие магазины рукоделий, так и дешевые лавочки.
«Улица, называемая Кузнецкий мост, — вспоминала Е.П. Янькова. — издавна была заселена иностранцами: были французские и немецкие лавки. Теперь говорят «ехать на Кузнецкий мост», а в наше время говорили «ехать во французские лавки». Там торговали модным товаром, который привозили из чужих краев; были и свои мастерицы в Москве, но их обегали, и кто побогаче, все покупали больше заграничный привозной товар.
На Ильинке за Гостиным рядом и за Гостиным двором были нюрнбергские лавки и голландский магазин. Там мы все больше покупали шерсти для работ и шелки».
Помимо бисера и вышивок шелком и шерстью были в это время распространены и другие рукоделия – например, рисовать по дереву или бархату (специальному английскому бумажному).
Тем не менее, вышивка крестиком стояла по распространенности на первом месте. Барыни и их дочки любили вышивать не только картины, но и части своего туалеты – например, ридикюли.
Ридикюль — это дамская сумка из ткани (или реже — кожи) мягкой формы, прообразом которой послужил мешочек для рукоделия, вошедший в моду еще в XVIII веке под влиянием маркизы Помпадур.
В 1830-е годы были очень модны черные кашемировые ридикюли, расшитые розами. В конце XIX века в моду входят ридикюли-торбочки, расшитые шелком и бисером.
В 1830-х годах в высшем петербургском обществе распространилось новое увлечение – вышивка домашних туфелек без колодки, которые вышивались бисером или крестом и делались из бархата, плюша или шерстяной плотной ткани следующим образом.
Выкройка таких туфель изображена на рисунке ниже.
Подошву вырезают из тонкой кожи или картона, а затем обшивают тканью. Длина туфли определяется меркой с ноги — от конца большого пальца до середины пятки по внешней стороне, а ширина — объемом ноги в самом широком месте (от мизинца к выступы большого пальца).
На швы прибавляют кругом по 1 сантиметру.
Подкладку кроят по той же выкройке из фланели или полотна.
Вышивали шелковыми нитками и бисером и бальные туфельки.
Довольно долго — до конца XIX века — на одежде маленьким детям не делали карманов, а вешали им на шею на шнурке специально сделанный и, как правило, вышитый, мешочек для платка.
Занимались вышивкой не только в провинции и не только уездные барышни, изнемогавшие от скуки и заполнявшие свое время рукоделиями, переписыванием стихов в альбом и рисованием интерьеров, которые очень часто делали в первой половине XIX века.
Общеизвестно, что одной из лучших рукодельниц своего времени была императрица Мария Федоровна. Об этом писали в своих мемуарах многие ее современники. В собрании музея-дворца в Павловске хранится столик, сделанный Г. Гамбсом по эскизу Воронихина со вставкой в столешницу вышивки крестом, представляющей вид домика Петра в Саардаме и выполненной Марией Федоровной.
В ссылке в Сибири княгиня Волконская вышила Сикстинскую мадонну Рафаэля и этим образом украсила могилу отца.
Тут надо заметить, что в XIX веке дамам правилами светского этикета было позволено дарить только «рукодельные подарки».
«Очень приятно получить подарок от женщины, но в какой бы степени не была дружба между вами, даже родство, придется, однако же, поломать голову, пока не решится, чем отдарить. Женщинам не следовало бы никогда дарить другим чем-нибудь, кроме небольших произведений карандаша или иглы, собственной их работы», — читаем в одном из руководств по правилам хорошего тона.
«Если начальникам подчиненные могли делать подарки лишь в исключительных случаях, — пишет исследователь дворянского быта Е. Лаврентьева, — то царю и особам царской фамилии мог преподнести подарок каждый дворянин. Одна дама вышила подушку, которую поднесла Александру I при следующих стихах:
Российскому отцу
Вышила овцу,
Сих ради причин,
Чтобы мужу дали чин.
Резолюция министра Державина:
Российский отец
Не дает чинов за овец.
Девушкам позволялось дарить молодым людям «небольшие произведения карандаша или иглы, собственной их работы». Чаще всего это были вышитые бисером кошельки, вставки для бумажников, чехлы для карточных мелков и т.д. «Недавно подарила я ему своей работы кошелек, и он сказал, что будет носить его вечно», — писала в дневнике Анна Оленина.»
Вышивали, как правило, в гостиных, будуарах или спальнях. «Будуар, — читаем в журнале «Мода» за 1860 год, — это комната, в которой женщина проводит большую часть дня, свидетельница хозяйственных занятий, рукоделий и отдохновения, поверенная задушевных мыслей и сердечных тайн».
До конца XVII века принадлежности для рукоделия в Европе и России хранили в коробках, украшенных узорами, с начала века XVIII в обиход входят рабочие корзинки, и лишь в 1760-х годах начинают изготовлять рабочие столики с откидным верхом (vide-poches), которые оставались популярными на всем протяжении XIX века.
Их делали в разных стилях, многие были с двусторонними крышками, на одной из сторон которых располагалась инкрустированная шахматная доска. Верхняя часть такого столика была приспособлена под хранение швейных принадлежностей, часто под столешницей и выдвижным ящиком располагался шелковый мешок — для незаконченной работы.
Очень распространены были и рабочие ящички, или шкатулки, с оборудованным интерьером, так как их легко было переносить и даже брать с собой в гости. Внутреннее и внешнее оформление таких шкатулок обычно было выполнено в одном стиле — либо вставки из бисера, вышивки шерстью и шелком по канве, либо повторение элементов деревянной резьбы и инкрустации (либо паркетным набором).
Встречаются даже специальные вращающиеся подставки для катушек с нитками и ящичками для рабочих инструментов в их основании.
Именно в таких рабочих ящичках хранились и весьма остроумные приспособления для наматывания ниток.
«Большим рукодельницам, — пишет искусствовед В. Дудорева, — которые так много вышивали и вязали, много приходилось разматывать ниток на клубки; и вот, догадливые деревенские хозяйки придумали основу для клубка: ничто иное, как круглую косточку из куриного горлышка, которая сплошь затягивалась бисерным вязаньем и превращалась в хорошенькую бисерную игрушку».
В большинстве своем вышивки исполнялись по готовым узорам, но пользовались и литографиями, картинами, книжными иллюстрациями, переводя их на холст или канву.
Во второй половине XVIII века в изобразительном искусстве начинает формироваться так называемый русский бытовой жанр, лучшими представителями которого являются Ж. Лепренс, М. Иваново, М. Шибанов, И. Ерменев. Он не мог не найти своего отражения в вышитых шелком, шерстью и бисером рукодельных работах, а также в росписи по фарфору.
Сначала рисунок для вышивок просто изображался контуром на фоне мелкой сетки, которую раскрашивали от руки, а позже стали продавать рисунки с уже расчерченными по квадратикам узорам с обозначением цветов.
Они тщательно хранились и передавались от матери к дочери, нередко перерисовывались рукодельницами.
Честь «открытия и изобретения» изображения узоров на расчерченной на мелкие клеточки бумаги принадлежит Германии. Именно там впервые были выпущены комплекты раскрашенных узоров для вышивания шерстью и необходимые для данной работы нитки. Такие комплекты получили название «берлинской вышивки» или «берлинской шерсти». Искусствоведы определяют берлинское шитье как вышивку шерстью по канве или холсту, изображающую пасторальные, религиозные или другие жанровые сцены, пейзажи и цветы.
Но об этом мы поговорим в следующий раз…
vyshivka.mirtesen.ru
Старинная вышивка крестом и счетные схемы. Часть 2
Как приятно получать от вас отклики – тем более по столь любимой мной теме вышивки! Предыдущие две части были посвящены старинной вышивке бисером и старинной вышивке по канве.
Сегодня поговорим о вышивке берлинской – Berlin wool work.
Берлинская вышивка получила в Европе свое распространение как один из немногих видов вышивания, доступный дамам среднего достатка – тем, кого сейчас называют middle-class women. Большие вещи – гобелены, обивку для комплектов мебели, гардины, покрывала, балдахины для кроватей стали производить на фабриках, что было проще, быстрее и дешевле, и дамам пришлось довольствоваться малыми изделиями – типа жанровых картинок, сумочек, туфелек etc.
Успех же берлинской вышивки объяснялся не только этими причинами, но и легкостью исполнения – благодаря прилагаемым раскрашенным рисункам для канвы – счетным схемам. Тем самым, что так популярны и в наши дни.
Берлинская шерсть, возникнув как вышивание для дам среднего достатка, вскоре завоевала сердца женщин всех классов общества – от королевы Виктории до простой служанки.
Викторианский ковер. Вышивка шерстью. Середина 19 века
Заметим, что не только королева Виктория была известна своими прекрасными вышивками, но и королева Шотландии, Мария Стюарт, проведшая долгие годы в заточении и занимавшаяся там рукоделием, оставила многие прекрасные образцы вышивок по канве.
Агата Кристи, вспоминая своих бабушек, писала: «Полли… днями напролет сидела у окна, шила, вязала на спицах чехлы для подушек с причудливыми узорами, вышивала картины и каминные экраны. Она делала чудеса иголкой. Тетушка-Бабушка отличаясь большой общительностью, вела бурную светскую жизнь. Ее дом всегда был переполнен старыми полковниками и генералами, которым она вышивала узоры на жилетах и вязала толстые шерстяные носки».
Да и сама Агата Кристи, как и многие девушки викторианской Англии, не устояла против искуса вышивания.
«На мои творческие устремления», – писала она, «оказывало благотворное влияние и вышивание диванных подушечек. Согласно требованиями тогдашней моды, подушки и подушечки были чрезвычайно распространены и вышитые наволочки пользовались большим успехом. В осенние месяцы я очень увлекалась вышиванием. Начала с того, что купила трафареты и переносила их на куски атласа, а потом вышивала рисунок шелком. Разочаровавшись в трафаретах, так как они все были одинаковыми, я начала копировать цветы с фарфора».
Смешанная техника вышивания. Викторианская Англия. Пследняя четверть 19 века
Первые счетные схемы в том виде, в котором мы привыкли их видеть и сегодня, были напечатаны в 1810 году Л.В. Виттихом и сразу стали пользоваться необыкновенным успехом. В 1849 году им производилось уже около 14 000 различных рисунков, который в ручную раскрашивались за мизерную плату девушками из бедных семей. Именно благодаря этим картинкам особым спросом стала пользоваться и берлинская ярко окрашенная шерсть. Для вышивок были специально разработаны нитки новых окрасок – яркие розовые, пурпурные, лимонного цвета и цвета фуксии. Эти яркие нитки также сразу привлекли к себе внимание рукодельниц.
Полный расчет схемы рисунка привел к значительному упрощению работы рукодельницы и свел все многообразие стежком по канве к двум – кресту и полукресту.
Благодаря ярким краскам и вышедшим в первой половине XIX века книгам о природе далеких восточных стран многие из счетных схем «берлинской вышивки» посвящены экзотическим птицам – прежде всего, попугаям. Глаза птиц вышивали бисером или стразами. Как правило, сидели попугаи на ветках цветущих деревьев или среди цветов.
В Англии времен королевы Виктории, где вышивка «берлинской шерстью» была, как уже говорилось выше, необыкновенно популярна, придумали свой шов – викторианский бархатный стежок.
Вышитые бархатными стежками картинки создают эффект тканого бархатного полотна.
Довольно часто в берлинской вышивке встречаются картины на рыцарские мотивы – в частности, по романам столь любимого в первой половине XIX века сэра Вальтера Скотта.
В центре внимания вышивальщиц находятся домашние любимцы – кошки, собаки. Собачьи и кошачьи мордочки было очень модно вышивать на домашних туфлях.
Берлинской вышивкой украшали сонетки, подтяжки, обивку мебели, занавески, диванные подушки, скатерти, салфетки, каминные экраны.
Вышитый экран для камина. Англия. Конец 19 века
Во второй половине XIX века становится популярна «лоскутный стиль» вышивки по канве. Выполненные в этой манере работы представляют собой отдельные элементы, соединенные в виде лоскутков в одно большое панно – как в шахматном порядке, так и произвольно. Особенно моден геометрический узор «лоскутного стиля» становится в 1870-е годы, когда в моду входит и просто геометрический узор, вышитый по канве.
Многие рукодельницы предпочитали раскрашивать свои рисунки сами, по собственному вкусу подбирая цвета, что придавала их работам неповторимую индивидуальность. Тем не менее, фон почти всех работ берлинской шерстью вышит одним цветом.
В конце XIX века в викторианской Англии вошли в моду двухцветные картинки для вышивки, которые быстро распространились по всему миру, в том числе и в Россию.
P.S. Ну вот, опять мне не хватило места в публикации – и картинок хочется дать побольше, и текст не сильно «порезать». Поэтому, помятуя об обещании еще рассказать и о вышивке мебели (знаю, что может пригодиться для вдохновения), сделаю еще и третью часть – но это уже будет видно по вашим комментариям и лайкам :).
www.livemaster.ru
Образцы старинных вышивок 1770-1790 годов
Вышивка выполнена на текстиле. Растительные орнаменты из повторяющихся мотивов. Вышивка гладью цветными нитями.
Растительные мотивы были очень популярны в этот период, ими украшали одежду дворян — платья и камзолы.
Образцы были приобретены у Isabelle Goldschmidt. Теперь они являются частью коллекции «Museum purchase from Au Panier Fleuri Fund».
www.livemaster.ru
Старинные схемы вышивки. Часть 1
Когда-то от бабушки мне достался сундук с потрясающим кружевом, тканями, нитками и прочим великолепием. А на дне этого сундука лежала папка. Вот эта:
Я понятия не имею, откуда она у бабушки взялась. Но внутри этой папочки лежали ещё более фантастические сокровища: целая пачка схем вышивок. Старинные, второй половины 19-ого века. В основном — крестик и полукрестик, немного глади и ришелье, чуть-чуть аппликации. Очень красивые. Некоторые просто потрясающе красивые. Лично у меня после их просмотра остаётся чувство, что в музей сходил.
К чему это я?
К тому, что если Бог чего-то даёт, то надо делиться. Закон счастливой жизни. Вот. Достаю трясущимися от волнения ручками заветную папку и показываю. Берите, вдохновляйтесь, пользуйтесь на здоровье. У старых мастеров есть чему поучиться.
Схема из русского журнала. Посмотрите, как просто и впечатляюще выразительно решены цветы.
и та же схема, деталь:
А вот моя любимица. Немного средневековый рисунок. Всего-то 3 основных цвета, 7 оттенков, и какой результат:
тот же узор, но покрупнее:
А теперь немецкая схема. Точной даты нет, но примерно то же время — конец позапрошлого века:
Судя по форме рисунка, вышивка предназначалась для дамских туфелек. Хотя я могу ошибаться. Нарисована (не напечатана) красками вручную по клеточкам. Сидел какой-то берлинский умелец и чертил: сначала лимонного цвета красочку, потом охру, потом оранжевую, потом алую… И так по схеме, очень мелко и искуссно.
А потом каллиграфическим подчерком внизу схемы «штрих-код» — название и адрес мастерской и номер рисунка.
А вот ещё одна дивная схемка. Замечательный стульчик. Причём, опять-таки, 4 цвета — и такой интересный узор:
Ещё одна схема.
Ещё схема. Французская на этот раз. Мне очень нравится. Какой-то загородный шале. Прекрасный гобелен получится, мне кажется. Самая старая схема в моей небольшой коллекции.
Обратите внимание на неброскую печать в нижнем правом углу . Она достойна того, чтобы её показать отдельным кадром:
Да. 1855 год, однако.
На первый раз достаточно. Спасибо Вам за внимание. Постараюсь выложить ещё схемы из волшебного сундука в следующий раз.
www.livemaster.ru
Потрясающие экземпляры старинной вышивки | Журнал Ярмарки Мастеров
По просьбе моей хорошей знакомой искала в интернете образцы и схемы вышивки, и вот попались мне на нескольких сайтах фото старинной французской вышивки на сундучках,мебели,одежде.Ох,какая красота,подумала я, и вот хочу поделиться с вами.Посмотрите,может быть понравится и вам!
Это конечно современное платье,но очень красивое
www.livemaster.ru
18 век Европа, бесплатные узоры 17 и 19 века, сюжеты для болгарского креста
Поклонники классического направления часто выбирают старинные схемы вышивки крестом, чтобы погрузиться в атмосферу ушедшей эпохи. Мастера со стажем говорят, что передать нужно не просто визуальный образ, а дух того времени. Для того чтобы справиться с поставленной задачей, необходимо провести качественную подготовительную работы. Связано это с цепочкой последовательных действий.
Схемы старинных вышивок: подбор правильного образа
Кому планируется подарить работу? Где она будет установлена? В первую очередь, ответ необходимо найти на эти два вопроса. Если говорить об адресате, то здесь может идти речь о влюбленных, маме, бабушке, подруге или коллеге. В зависимости от этого, подбираются соответствующие схемы. К примеру, влюбленным или молодоженам можно подарить образы Шекспировских героев или пышных испанских дам. Желаете порадовать друга или супруга?
Тогда акцент можно сделать на храбрости отваге – знаменитые мушкетеры Дюма будут весьма кстати. Сложнее, когда вышивка станет не подарком, а стильным украшением гостиной, спальни или офиса.
В этом случае необходимо обратить внимание на следующие рекомендации:
- Степень освещенность комнаты – в слишком темной комнате необходимо отказаться от использования ниток аналогичного тона;
- Образы классических литературных персонажей будут вполне уместны в рабочем кабинете;
- Оформленная в современном или минималистическом стиле гостиная потребует более теплых образов. Хорошо будет смотреться природные мотивы;
- Желая подчеркнуть крепости семейных уз, выбор стоит сделать в пользу цветочных композиций.
Старинная вышивка крестиком: правила компоновки
Умеренность и баланс цвета – золотые правила рукодельниц эпохи классицизма. Старинные вышивки не потеряли свою популярность благодаря умению передавать требуемое настроение или идею при помощи нескольких изображений. Если изучить возможные сюжеты, то несложно увидеть господствующий минимализм. Обилие свободного пространства на белом полотне не считалось в то время преступлением.
К примеру, акцент на материнском тепле сделает дама с ребенком, который играет или сидит на руках.
Вне зависимости от выбранной концепции, основой вышивок был правильно подобранный цвет:
- Красные нити – делают акцент на силе, воле и стремлении к достижению поставленных целей. В античной Испании этот цвет часто связывали с романтикой и силой чувств. Если необходимо сделать подарок для пары или молодоженов, то красные розы на вышивке – прекрасный способ пожелать долгих лет счастья;
- Зеленый и его оттенки – применяется для формирования листвы, трав и незначительных визуальных акцентов;
- Синий или голубой – злоупотреблять им не нужно в силу нескольких причин. Во-первых, век классики использовал его для костюмов менее значимых персонажей и простолюдинов. Во-вторых, небесно-голубой – символ свободы и полета, поэтому применить его лучше там, где требуются узоры. Хорошо смотрятся они в качестве тоненькой рамки, создающей визуальные акценты.
Реализуем схемы старинных вышивок крестом
Бывает так, что продолжительное время конкретики в голове нет и нет. В этом случае вдохновения можно поиска в глобальной сети. Здесь представлены множественные схемы, учитывающие различные вкусы. В большинстве случаев они бесплатные, поэтому скачать их не составит труда. При этом дизайнеры предостерегают от «смешения» стилей и направлений.
Старинные схемы вышивания крестом предполагают едино образность идей и форм, поэтому из множества рисунков необходимо создать нечто одно.
Практическая реализация будет намного проще, если придерживаться следующих советов:
- Правильно подобранная канва – залог успеха. Льняной вариант подойдет, если планируется крестиком вышить детализированный пейзаж или картинку с большим количеством объектов. Хлопчатобумажный вариант рекомендуется для случаев, когда во главу угла ставится минимализм. Есть еще смешанный тип материала, который подходит для создания объемных произведений;
- Выполнение работы начинается строго в центральной части полотна;
- Центральная часть композиции всегда прошивается двумя нитками, что создает визуальный акцент;
- Классическая Европа отдавала предпочтение определенной легкости образов. Если планируется воссоздать рыцаря или героя-любовника, то они прошиваются одной контрастной по отношению к цвету остального полотна нитью;
- Определенную динамичность изображению придают домашние животные, если речь идет о картине из жизни семьи. Для того чтобы показать динамику природы, то воспользоваться можно болгарским стежком. Еще его называю «снежинкой» или «крестиком». Производится он вертикально с лицевой стороны.
Начинающим рукодельницам могут пригодиться некоторые рекомендации по вышивке, представленные в следующем материале: https://homeli.ru/dekor/vyshivka/krestikom/vyshivanie-krestikom-dlya-nachinayushchikh-poshagovo.
Классические старинные схемы вышивки крестом (видео)
Старинные схемы понравятся не только поклонникам ретро, но и любителя уникальных во всех отношениях декоративных элементов. Стильный подарок или просто украшение для помещения – старинные схемы для вышивания позволят в полной мере преобразить окружающее пространство. Главное – не переборщить с количество вышитых элементов.
Старинные схемы вышивки крестом (фото)
homeli.ru