Содержание

Материал (технология, 5 класс) по теме: Украшающие швы.

УКРАШАЮЩИЕ

ШВЫ

Материалы и инструменты.

   Для вышивания необходимы ткань, нитки и несложный набор инструментов и приспособлений: иглы, ножницы, напёрсток, линейка или сантиметровая лента, пяльцы, проколка, резец.

   Ткань для вышивания используют в зависимости от назначения изделия. Это может быть парусина, холст, полотно, маркизет, батист, сукно, шелк, сатин и др.

   Нитки выбирают в  соответствии с толщиной ткани, характером рисунка и техникой выполнения вышивки. Они могут быть хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные, синтетические – любые, но непременно, чтобы не линяли при стирке. наиболее распространенные и пригодные почти для любой техники вышивания нитки – мулине. Для вышивания на холсте, сукне и других грубых тканях используют толстые бумажные или шерстяные нитки и ирис. Катушечными нитками № 10 – 80 выполняют различные строчки и ажурные вышивки. Длина нитки для вышивания не должна быть больше 50 см.

   Чтобы качество вышивки было хорошим, используют пяльцы. Основное назначение их – держать ткань в натянутом виде и предохранять вышитый узор от стягивания (деформации).

   Для вышивания надо иметь набор игл: толстые – для вышивания на плотных тканях ирисом, шерстяными нитками; средней толщины и тонкие – для вышивания мулине и катушечными нитками. Иголки лучше брать короткие с длинным ушком, чтобы нитка свободно протягивалась.

   В работе (вышивании) используют обыкновенные бытовые ножницы и маленькие, с загнутыми острыми концами, отточенными лезвиями.

   Напёрсток облегчает и ускоряет проталкивание иглы сквозь ткань, предохраняет палец от накалывания ушком иглы, особенно при вышивании по грубым тканям. Надевают его на средний палец правой руки и подбирают так, чтобы он сидел плотно, не качался (не был просторным), но и не сжимал палец.

   Сантиметровую ленту или линейку применяют для определения места вышивания и для разметки сетки.

   С помощью проколки – костяной или пластмассовой палочки с заострённым концом – можно выполнять ажурную вышивку. Удобно пользоваться проколкой и для прокалывания дырочек в ткани.

   Если нельзя пользоваться копировальной бумагой для перевода рисунка, используют резец.

Подготовка ткани к работе.

      Необходимо выстирать ткань, используя стирально-моющие средства. Высуши ткань, завернув на некоторое время в махровое полотенце. Затем необходимо отутюжить ткань, и подержать её некоторое время в развёрнутом виде, пока материал не остынет. После этого нужно выровнять срезы ткани. Для этого выдергивают крайнюю нить и по её следу срезают лишнюю ткань. Так можно наметить ширину и длину изделия. Для удобства вышивания лишнюю ткань можно не срезать, пока работа не окончена. Срезы ткани обмётывают катушечной ниткой вручную или на машинке, чтобы нити ткани не осыпались.

Перевод рисунка.

Декоративные швы требуют перевода рисунка на ткань. Чаще это выполняют с помощью копировальной бумаги: на гладкий стол расстилают ткань так, чтобы нити основы и утка не имели перекосов. На ткань накладывают копировальную бумагу (лучше бывшую в употреблении) и кальку с рисунком, всё это прочно прикрепляют к доске кнопками. Переводят рисунок карандашом или проколкой. При этом не следует сильно нажимать рукой на рисунок, чтобы избежать ненужных отпечатков копировальной бумаги на ткани. Если используют резец, то поступают следующим образом: положив рисунок на мягкую поверхность (сукно, фланель), проводят по его контурам резцом. Узор, нанося на ткань, используя ватный или марлевый тампон, сухим зубным порошком, синькой или пудрой, затем обводят узор карандашом или промётывают частыми стежками.

   На бархат, цветные шерстяные и шелковые ткани рисунок переводят так:  тонкую папиросную бумагу с нанесённым рисунком прикрепляют к ткани, аккуратно прошивают контур мелкими частыми стежками, а затем бумагу снимают. После того как вышивка выполнена, нитки вытягивают.

Закрепление нитки.

   Перед началом вышивания, чтобы обратная сторона изделия была опрятной, узел на нитке не делают, а закрепляют нить малозаметными стежками.

  Закрепление одинарной нити. С лицевой стороны по контурной линии рисунка прошивают ткань стежком размером 1 –3 мм (а,б) и вытягивают нить, оставив небольшой «хвостик» стежок образовался на изнанке ткани). Первый стежок закрепляют вторым стежком, положив его поперёк первого (в). Нить туго затягивают и отрезают «хвостик» (г).

    Закрепление двойной нити. Нить складывают пополам и продевают петлёй в ушко иглы. На лицевой стороне делают один стежок размером 1 – 3 мм  (а), протягивают нить, оставив небольшую петельку (двойной «хвостик»), иглой вводят в «хвостик» (б) и туго затягивают нить (в).

   После того как закончится нить, её остатки прячут под вышитое поле с лицевой или изнаночной стороны.  

                     Шов «вперёд иголку»

 

Шов «вперёд иголку» — двустороннее скорое шитьё. Выполняют шов справа налево. Игла прокалывает ткань, частично проникая сквозь неё, а потом снизу прокалывает материю и выходит наружу. Вытянув нитку, снова прокалывают иглу дальше влево. И так продолжают до конца рисунка. Шов должен представлять собой прерывистую линию стежков.

По технике выполнения швов «вперёд иголку» может быть счётным, когда для каждого стежка считают нитки ткани, и свободным – стежки укладывают по рисунку ровно, т.е. каждый новый стежок похож на предыдущий. Длина и частота стежков могут быть разными, но не очень длинными, чтобы стежки не цеплялись и не вытягивались при носке, если они нашиты на одежду, и при уходе за изделием.

В вышивании этот шов используют и как вспомогательный, и как самостоятельный.

Для вышивания по счёту лучше всего брать льняное полотно, а для вышивания рисунка свободного контура можно использовать любую ткань, которая имеет гладкую однотонную поверхность (парусина, холст, полотно, маркизет, батист, сукно, шелк, сатин и др.)

Шов «вперёд иголку» может быть не только горизонтальным, но и вертикальным. Выполняется он справа налево. Стежки укладываются вертикально.

В зависимости от расположения стежков, их длины, цвета и толщины ниток шов «вперёд иголку» имеет много вариантов. Например, если швом «вперёд иголку» заполнять участки ткани в вертикальном или горизонтальном направлении, образуются наборы, которые по фактуре напоминают узорное (браное) ткачество, при этом один стежок приходится на лицевую сторону, другой на изнаночную. При таком вышивании на лицевой и на изнаночной сторонах получается негативный узор.

              Шов «шнурок».

      Эти швы выполняют в 2 – 3 приёма. Сначала прошивают по линии рисунка швом «вперёд иголку», потом меняют цвет нитки, закрепляют её у начала строчки и поддевают иглой под каждый стежок, не задевая ткань. Если прошить параллельно друг другу швом «вперёд иголку», расположив один стежок над другим, затем поддев иглой и протянув нитку сразу под двумя стежками, то сверху и снизу образуются дуги. Если иглу с ниткой провести змейкой, поддевая стежок то снизу вверх, то сверху вниз, получается шов с перевивом, а когда иглу двигать спирально и поддерживать стежки, то получается новый шов. Если этот шов ещё раз уложить ниткой в другом направлении (в обратную сторону), получается выпуклый шнурок, который очень подходит для вышивания контурных рисунков.

                         

                              Шов «строчка»,

        «назад иголку», «россыпь».

Шов «строчка» с лицевой стороны напоминает машинную строчку, за что и получил своё название. Выполняется он справа налево. Закрепив нитку, делают стежок и проводят иглу с изнаночной стороны на два стежка вперёд, при этом важно не затягивать рабочую нитку. Верхние (лицевые) стежки идут плотно один за другим: иголку вкалывают туда, где она вышла из ткани в предыдущем стежке. Нижние (изнаночные) стежки заходят наполовину назад, поэтому длина изнаночных стежков вдвое больше длины лицевых стежков.

   Этим швом сшивают детали изделия или прокладывают декоративные строчки.

             Стебельчатый шов

По внешнему виду стебельчатый шов напоминает туго свитый шнур. Каждый новый стежок начинается справа налево. Шов получается похожим на скрученную верёвку, как бы врезанную в ткань. Поэтому его иногда называют «верёвочкой». Надо стараться каждый стежок плотно накладывать к предыдущему, но не перескакивать через него.

 Шов выполняют движением иглы к себе, укладывая стежки от себя. Каждый новый стежок при этом выступает вперёд наполовину длины предыдущего.

При выполнении стебельчатого шва рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны – справа или слева. Менять направление нитки во время работы нельзя, так как нарушается его структура.

Стебельчатый шов очень распространён в вышивании. Им может выполняться весь узор вышивки, применяется он и в сочетании с другими швами.

               Тамбурный шов

Тамбурный шов представляет собой ряд одинаковых петель, напоминающих звенья цепочки. Выполняют шов в любую сторону, как удобно по рисунку.

Делают стежок-петлю следующим образом: выводят нить на лицевую сторону ткани, движением слева направо укладывают её в дугу, вводят в ткань в то место, откуда она вышла, и, придерживая петлю пальцами левой руки, затягивают рабочую нить. Затем этот процесс повторяют для получения ряда петель, выходящих одна из другой с направлением в одну сторону.

Тамбурным швом выполняют рисунки по контуру. Им также заполняют узоры, обшивая сначала линию рисунка по контуру, а затем середину.

При вышивании тамбурным швом рабочую нить нельзя сильно затягивать, каждый стежок должен свободно ложиться на ткань. Придерживая нитку пальцами, формируют правильную и равномерную округлость петли.

Тамбурным швом украшают элементы одежды.

           Шов «петля вприкреп».

Шов создан на основе тамбурного шва и представляет собой ряд изолированных петель.

Выполняют шов в два приёма. Делают петлю как в тамбурном шве и закрепляют её стежком «вперёд иголку». При этом иглу выводят на расстоянии, нужном для образования следующего стежка.

Петли можно располагать по кругу и с наклоном. Их можно прикреплять двумя и тремя стежками.

При двух прикрёпах, не затягивая сильно рабочую нить, делают сначала один стежок, а затем другой прикрепительный стежок. Петлю рабочей нитки делают ещё свободнее, когда выполняют три прикрепа: сначала среднюю, а затем крайние.

Группирование изолированных петель в розетку позволяет образовывать красивые узоры, состоящие из различной величины цветков.

                       Петельный шов

    Этот шов используется при обработке петель, откуда и получил своё название. При его помощи можно плотно и прочно обшить край изделия, поэтому его называют ещё краевым.

   Петельный шов выполняют на любой ткани кручеными нитками. Состоит он из отдельных петельных стежков и выполняется слева направо, направление петли — на себя. Иглой прокалывают ткань сверху вниз по вертикальной линии, нитка при этом всегда остаётся под иглой. Вышивальную нитку протягивают через ткань постепенно, иначе могут образоваться затянутые петли.

   Если вышивать петлеобразной стороной наружу, то прочный край и контурная линия при этом образуют вид шнура. Если петлеобразную сторону располагать внутри рисунка, тогда стежки образуют отдельные лучи. Петельный шов может быть разной длины, редким и плотным, с ровными и неровными краями.

   Вышивая петельным швом, можно чередовать стежки разной длины или располагать их различными группами.

   Иногда край ткани обшивают дважды – трижды нитками разных цветов.

                                                    Шов «навивка».

   

   Шов «навивка» образуется навиванием на иглу рабочей нитки. Закрепив нитку, навивают её на конец выходящей из ткани иглы. Вытягивают иглу на лицевую сторону, придерживая пальцем навитые нитки, чтобы они уложились равномерно. Из 10 –15 витков получается плотная, выпуклая спираль.

   Поворачивают конец образовавшейся спиральки по рисунку и притягивают ниткой, делая одновременно прокол для следующей спиральки. Если спиралька не ложится по рисунку, её закрепляют незаметным стежком. Такими навивками выполняют розочки и листочки.

   Из 2 – 3 витков получают узелки.

   Узелками вышивают серединки цветков или заполняют всю площадь рисунка.

   При вышивании стежок должен быть очень маленьким. Необходимо следить за тем, чтобы игла с навитыми нитками не попала в точку первого прокола, иначе узелок пройдёт на изнанку. Величина узелка зависит от толщины ниток и иглы, чтобы узелок получился аккуратным, надо поддерживать нитку левой рукой, когда правая протягивает её на изнаночную сторону.

   В вышивках навивкой сначала выполняют листочки и стебельки, затем – цветки и серединки.

                     Шов «восьмёрка».

    Шов «восьмёрка» — это перекрещивающиеся стежки в виде удлинённого креста с одной стороны вышивки и в виде машинной строчки с другой стороны. Начинают вышивать слева направо. Нитку закрепляют на нижней линии рисунка.

   Для выполнения прямой линии ткань набирают равномерными  штрихами по верхней и нижней линии, примерно по 4 –5 ниток. Когда набирают нитки ткани по нижней линии, рабочая нитка откинута вверх, а при вышивании верхней линии рисунка нить будет лежать внизу. Нитки на иголку набирают обязательно из прокола в прокол.

   Когда вышивают детали с изогнутыми линиями, то для того чтобы шов ложился ровно, поперёк детали нужно на иголку набирать ровное количество ниток. Если одна линия по детали с некоторым закруглением нарисована короче, а другая длиннее, то по короткой линии берут на иголку по две нитки ткани, а по длинной по 3 или 4. При соблюдении точности в наборе ниток на иголку, шов не перекосится, и будет лежать ровно поперёк нарисованной детали. Равнять направление шва нужно по вогнутой линии, тогда будет виднее, сколько нужно взять ниток ткани на иголку по выгнутой линии, чтобы шов не перекосился.

Сочетания цветов.

   В вышивке должна быть выдержана цветовая гармония (закономерность соотношения цветовых частей и общее равновесие цвета).

   

   Все цвета можно условно разделить на «тёплые» и « холодные». Красные, жёлтые, оранжевые тона, напоминают цвет огня, накалённых тел, солнца, относятся к теплым. Голубые, синие, синевато-зелёные тона, ассоциируются с воздушным пространством, льдом к холодным

   Наиболее простыми гармоничными сочетаниями являются сочетания светлых и тёмных тонов одного цвета (оттенков), например фиолетового и синего. Хорошо сочетаются светлые тона – розовый, голубой, светло-зелёный и т.д. – с белым. Сочетания тёмных цветов с белым гармоничны, но резки. Вообще с чёрным и белым сочетаются все цвета, однако при непосредственном соприкосновении с тёмно-зелёным, синим, фиолетовым чёрный приобретает грязноватый оттенок. На белом все цвета темнеют и хорошо выделяются. Тёплые тона выигрывают рядом с тёмными, а холодные – рядом со светлыми.

   

   Находя гармоничные сочетания, следует учитывать количественное соотношение цветов. Зелёный цвет на красном фоне – сочетание резкое, неприятное, в то время как небольшое красное пятно на зелёном фоне производит очень спокойное впечатление.

   

   При подборе цветов нужно учитывать, как будет смотреться вышивка на расстоянии. Расположенные рядом различные цвета, например красный, жёлтый, белый, на большом расстоянии будут казаться общим оранжевым пятном. Поэтому при вышивании надо учитывать это кажущееся изменение отдельного цвета.

   

   Существуют и такие понятия, как лёгкость и тяжесть цвета. Тяжёлыми цветами чаще всего бывают тёмные, насыщенные, тёплые, легкими – светлые, холодные. Желтые и красные тона кажутся более плотными, тяжёлыми по сравнению с голубыми, синими, воспринимающимися воздушными. Правила композиции требуют, чтобы нижняя часть рисунка, будь то пейзаж, букет цветов или орнамент, была по цвету тяжелей верхней.

Сочетания цветов.

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

$$$$$$$

$$$$$$$

$$$$$$$

&&&&&
&&&&&
&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

%%%%%

%%%%%

%%%%%

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

$$$$$$$

$$$$$$$

$$$$$$$

&&&&&
&&&&&
&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

%%%%%

%%%%%

%%%%%

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

$$$$$$$

$$$$$$$

$$$$$$$

&&&&&
&&&&&
&&&&&

@   @

    @    @

@     @

%%%%%

%%%%%

%%%%%

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

$$$$$$$

$$$$$$$

$$$$$$$

&&&&&
&&&&&
&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

%%%%%

%%%%%

%%%%%

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

$$$$$$$

$$$$$$$

$$$$$$$

&&&&&
&&&&&
&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

%%%%%

%%%%%

%%%%%

& & &

 & & &

& & &

@@@@

@@@@

@@@@

$$$$$$$

$$$$$$$

$$$$$$$

&&&&&
&&&&&
&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

%%%%%

%%%%%

%%%%%

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

$$$$$$$

$$$$$$$

$$$$$$$

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

%%%%%

%%%%%

%%%%%

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@   @

   @     @

@    @

$$$$$$$

$$$$$$$

$$$$$$$

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

%%%%%

%%%%%

%%%%%

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

$$$$$$$

$$$$$$$

$$$$$$$

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@@@@
@@@@

@@@@

%%%%%

%%%%%

%%%%%

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

$$$$$$$

$$$$$$$

$$$$$$$

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

%%%%%

%%%%%

%%%%%

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

$$$$$$$

$$$$$$$

$$$$$$$

&&&&&

&&&&&

&&&&&

%%%%%

%%%%%

%%%%%

&&&&&

&&&&&

&&&&&

@@@@

@@@@

@@@@

$$$$$$$

$$$$$$$

$$$$$$$

&&&&&

&&&&&

&&&&&

%%%%%

%%%%%

%%%%%

Сочетания цветов.

Основной цвет

         Цвета для сочетания

Примеры из живой         природы

Красный

Чёрный, желтый, серый, коричневый, бежевый, оранжевый, небольшое количество синего

Бабочки (крапивница, адмирал, многоцветница, траурница)

Синий

Серый, голубой, бежевый, коричневый, желтый, золотистый, небольшое количество красного.

Бабочки (голубянка, ленточница голубая), василёк синий.

Желтый

Коричневый, бежевый, черный, красный, оранжевый, серый, синий, голубой, лимонный, фиолетовый.

Бабочки (махаон, падалирий, медведица, желтушка)

Зелёный.

Тёмно-желтый, лимонный, салатный, серый, бежевый, коричневый, желтый, оранжевый, золотистый, черный, кремовый.

Цветки ириса желтого, калужницы, листья многих растений.

Фиолетовый.

Сиреневый, бежевый, небольшое количество красного, желтый, золотистый, черный.

Растение иван-да-марья, бабочка переливница, цветок водосбора.

Коричневый

Бежевый, черный, желтый, розовый, лимонный, красный, голубой, синий, оранжевый, сиреневый, золотистый, серый.

Бабочки (ленточница желтая, бражник сиреневый), оса.

Цветовой шестисекторный круг

Гармоничное сочетание контрастных цветов

nsportal.ru

Урок обслуживающего труда в 5 классе «Украшающие швы»

Кравчук Ирина Константиновна

Учитель обслуживающего труда

ГУО “Средняя школа № 9 г. Пинска”

ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

Тема урока “Украшающие швы” относится к разделу “Рукоделие” вариативной части программы. Это второй урок по изучению простых украшающих швов. Поскольку содержанием данной темы предусматривается изучение теоретического материала и приобретение учащимися практических навыков мною выбран комбинированный тип урока. И так как тема этого урока является продолжением предыдущей и опирается на знания и навыки полученные на предыдущем уроке я сочла необходимым актуализировать внимание учащихся на применении швов этой группы перед изучением следующих швов. С этой целью запланировала решение проблемной ситуации, используя элемент игры “Ассоциации” и мультимедийную презентацию.

Учащиеся этого класс имеют разную подготовку , поэтому содержание практической работы разбила на два блока: обязательный и высокий уровень. При выполнении практической работы учащиеся самостоятельно могут выбрать последовательность выполнения швов, а также и их сложность.

Моя цель на данном уроке расширить знания учащихся об области применения украшающих швов, а также научить выполнять простейшие украшающие швы. Для достижения цели использовала объяснительно-иллюстративные и практические методы, групповую и индивидуальную формы организации работы.

Урок обслуживающего труда в 5 классе

Тема Украшающие швы

Тип урока: комбинированный.

Цель: создать условия для приобретения навыков выполнения простейших украшающих швов.

Задачи:

  • научить простейшим ручными швами для вышивки;

  • сформировать навык выполнения простейших ручных швов для вышивки;

  • научить самоконтролю выполненной работы;

  • воспитывать аккуратность, художественный вкус, терпение, желание доводить любую работу до конца;

  • развивать эстетический вкус, логическое мышление;

  • развивать моторику рук.

Демонстрационные и наглядные пособия: стенды с образцами вышивок, презентация, учебник, рабочая тетрадь, ткань для вышивания,

Раздаточный материал: инструкционные карты,  оценка качества изделия,   инструкция по контролю качества изделий с вышивкой; инструкции по техники безопасности при работе с ножницами, с иголкой.

Оснащение, технические средства: набор инструментов и приспособлений для вышивания, нитки, компьютер.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Как запечатлеть понравившийся образ. Варианты: фото, рисунок, лепка, шитьё, вязание, вышивание и т. д.

  • Организацию рабочих мест, готовность обучающихся к уроку, обратив внимание к записи на доске: «Что в порядке лежит, само в руки бежит» – пословица.  

  1. Проверка домашнего практического задания

Повторение пройденного материала по вопросам (устный опрос):

  • Какой раздел мы начали изучать?

  • Что необходимо для работы (загадки)?

  • Как организовать рабочее место?

Загадки «Инструменты»

На польце одном ведёрко вверх дном (наперсток)

Шагает мастерица

По шелку да по ситцу.

Как мал её шажок!

Зовется он – ( стежок).

Инструмент бывалый –

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет и стрижет.

Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу (иголка и нитка).

Ткань держать устали пальцы
Мне пришли на помощь (пяльцы)
— Что мы не назвали?
Что является основой для вышивки? (ткань) 
Как получают ткань? (путем переплетения через одну нитей основы и утка) 
Как называется это переплетение? (полотняное)

  • Итак, еще раз назовём необходимые инструменты.

  • Главное правило в вышивке?

  • Какие правила отрезания нитки для работы вы знаете?

  • Какие способы закрепления рабочей нити на ткани знаете?

Слово учителя: 

Что же, мы с вами сегодня будем делать?

Ученик читает стихотворение на экране.

Один стежок, другой стежок,
Не спи, моя иголка,
Раскрылся лист, расцвёл цветок
Лазоревого шелка
К себе я птиц весёлых жду,
Они вернутся к маю,
И это дерево в саду
Для них я вышиваю.                      (Авт. Т. Габбе)

Ответ учащихся: вышивка.

Учитель: правильно, мы будем вышивать.

Сообщение темы занятия и задач, которые обучающиеся должны выполнить на нём.

Демонстрация изображений вышитых изделий и образцы вышивок.

Вопрос: можем, ли мы вышить такие рисунки?

Ответ: нет

Рассуждение: почему не можем?

Вывод: не умеем.

Озвучить задачи урока.

  1. Изучение нового материала

Скажите, какой шов из предложенных, мы уже выполняли?

Ответ: вперед иголку (салфетка для оформления дома, изготовления сета).

Демонстрация приёмов выполнения швов:

Назад иголку

Этот шов используется как украшающий и как соединительный простой. Иногда он заменяет машинную строчку

Тамбурный шов

Учитель рассказывает и показывает правила выполнения швов, опираясь на образцы: вперед иглу, назад иглу, шнурок, петельный, тамбурный, стебельчатый.

Тамбурный шов (представляет собой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой). Шов можно выполнять как в пяльцах, так и без них. В обоих случаях стежки надо выполнять движением иглы к себе. Вышивая без пялец, следите за тем, чтобы ткань не стягивалась, а петельки шва имели округлую форму. Этот шов похож на цепочку, звенья которой выходят одно из другого. Начиная вышивать, иголку из исходной точки перемещают под тканью по линии рисунка на расстояние, равное стежку. При этом рабочая нитка в виде петли остаётся под иглой. Делая последующие стежки, иголку вкалывают в образованный предыдущим стежком кружок (петлю). После закрепления рабочую нитку уложите петлей в направлении слева вниз направо, а иглу вводите в ткань в середине первой петли, в точку, из которой вышла нитка на лицевую сторону ткани.
Тамбурным швом можно выполнять контуры мотивов растительного и геометрического характера, а также сплошь заполнять плоскости узоров.
Тамбурные швы широко используются в народных вышивках многих областей нашей страны, ею в старину украшали предметы убранства крестьянской избы – различные полотенца, подзоры, столешники (скатерти).

  1. Практическая работа

Учащиеся выполняют украшающие швы, пользуясь учебником, инструкционной картой, схемой (рис.1).
Перед работой вспоминают правила безопасной работы с ножницами, иглой.

Ты с иголкой не шути,

И в руках не тереби.
А уж взяв ее за ушко,
Уколи ее в подушку.
С ножницами тоже не играй
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.

Текущий инструктаж:
Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильную организацию рабочего места, правильную посадку, технологию выполнения шва, правила техники безопасности.

  1. Физкультминутка

  2. Продолжение объяснения темы

Демонстрация выполнения петельного шва

Учитель рассказывает и показывает выполнения шва, опираясь на образец.

Петельный шов известен также как краевой, так как его используют и для обработки срезов, и для соединения деталей изделий. Шов выполняют между двумя линиями продёрнутыми нитями. Ткань прокалывают иголкой сверху вниз, при этом петля рабочей нитки остаётся под иглой. Этот шов можно выполнять различным образом, например, укладывая стежки плотно или редко в ряд, меняя высоту стежка и т.д. на углах петельный стежок образуют, вкалывая иголку в одно и то же место несколько раз.
Этот шов применяют при обработке краёв аппликации, при заделке края сетки в цветной перевит, для украшения ткани и других случаях.

Задание на высокий уровень: стебельчатый шов, петля вприкреп, шов навивка (рис.2).

  1. Продолжение. Практическая работа

Учащиеся, пользуясь учебником, инструкционной картой, выполняют практическую работу на образце.

Перед началом работы напомнить о соблюдении правил техники безопасности.
Во время работы и в конце учащиеся проводят самоконтроль и взаимоконтроль выполняемой работы.

  1. Анализ и контроль качества

Беседа с учащимися:

  • что нового узнали на уроке,

  • что нового научились делать?


Оговорив требования, предъявляемые к качеству готового изделия  и сопоставив свою выполненную работу с образцом,  учитель предлагает им самостоятельно оценить  и занести результаты в таблицу «Оценка качества изделия» (Приложение 1).

  1. Итог урока

После проведения самоконтроля, учитель выставляет свои отметки за практические работы, корректно указывает на неточности самооценки, даёт советы; выставляет отметки в журнал – за практическую работу и за работу на уроке, отмечая лучших учениц. Оценочные листы каждого учащегося предлагается закрепить в рабочую тетрадь.
Обучающиеся записывают с доски домашнее задание, убирают рабочие места.

Домашнее задание:   рабочую тетрадь, материалы для вышивки.

Приложение 2

Карта пооперационного контроля к практической работе «Выполнение шва шнурок»

Технологическая операция

Самоконтроль (баллы)

Отметка учителя

1

Организация рабочего места и соблюдение техники безопасности.

2

Закрепление нити в начале и в конце работы.

3

Стежки должны быть одинаковой длины.

4

Ткань не должна быть стянута.

5

Объем выполненной работы

Итого:

hello_html_m2612c644.pngРис.1

hello_html_97eb1c9.pngРис. 2

infourok.ru

План конспект урока «Украшающие швы» 5 класс

План-конспект открытого урока технологии в 5 классе

по теме: «Украшающие швы»

учителя технологии МБОУ Платоновской СОШ

Бузановой Татьяны Владимировны

Раздел, тема, номер урока в теме: Тема урока «Украшающие швы. Вышивание новогодней салфетки швом «крестик», это одиннадцатый урок раздела “Художественные ремесла” рабочей программы.

Учебник: Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. Н.В. Синица, В.Д. Симоненко – М.: Вентана – Граф, 2015 год

Тип урока: урок формирования новых знаний, при использовании проблемно-диалогической технологии. (Открывают знания сами учащиеся в процессе самостоятельной исследовательской деятельности)

Цель урока: Расширить знания учащихся в области применения украшающих швов, а также усовершенствовать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности.

Задачи:

Предметные: владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства.

Метапредметные: алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы.

Личностные: проявление технологического и экономического мышления при организации своей деятельности

Методическое оснащение урока:

1. Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран

2. Дидактическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, презентация по теме, образцы и схемы украшающих швов.

3. Программное обеспечение: Windows, PowerPoint, Word,

Инструменты и материалы (для учащихся): карандаш, линейка, ручка, рабочая тетрадь, игла, наперсток, нитки «мулине», ножницы, лоскуты х/б ткани размером 15 х 15, схемы швов и поросёнка.

Методы обучения: Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов, обучение через деятельность, демонстрация, самостоятельная работа, практическая работа.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Планируемые результаты:

— учащиеся закрепят навыки вышивания;

— определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

— соотнесут результаты своей деятельности с учебной задачей и оценят её.

Ход урока.

1. Организационный момент (2 мин.)

2. Повторение модуля уроков «Ручные швы» (3 мин.)

1. Вспомните, какие ручные швы вы знаете (стачной вразутюжку, стачной взаутюжку, накладной с открытым срезом, накладной с закрытым срезом, вподгибку с закрытым срезом) (слайд №3)

3. Изучение нового материала (7 мин.)

1. Что такое ручные швы? (слайд №4)

2 . История появления русской вышивки (городской и крестьянской) (слайд №5)

3. Вышивка русских народных костюмов (слайд №6)

4. Современность вышивки. (слайд №7)

5. Применение вышивок в жизни человека. (слайды №8-9)

6. Что такое – вышивка крестом (слайд №10)

7.Вышивка крестом (инструменты и материалы, виды канвы).

(слайд №11).

8. Что такое КАНВА (слайд №12)

9. Методы вышивания (слайды №13-14)

10. Закрепление ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ во время ручных работ (слайд № 15)

4. Практическая работа (10 мин.)

Прошить болгарским крестом несколько рядков) (слайды №16-19)

Просмотр способов прошивания столбиком и по диагонали.

5. Физкультминутка (2 мин.) (слайд № 20)

6. Формирование новых знаний. (6 мин.)

Перечислить и показать разные швы крестом (слайды №21-23)

Почему швы крестом называют СЧЕТНЫМИ? Показать схемы для вышивания крестом (слайд № 24)

7. Тренировочные упражнения на канве (5 мин.) (слайд № 25)

  • Упражнения в правильном выполнении трудовых приёмов при выполнении болгарского креста или полу креста, соблюдая технику безопасности (на выбор учащихся).

  • Контроль со стороны учителя за правильностью выполнения трудовых приёмов.

  • Самоконтроль.

8. Закрепление изложенного материала (3 мин.)

Работа в парах над кроссвордом. (слайд №26-27)

6. Итог урока (2 мин.)

  • Учитель проводит обсуждение результатов урока, даёт оценку тренировочным упражнениям с показом лучших работ.

  • Рефлексия — «Ваше впечатление об уроке». (слайд №28)

  • Детский самоанализ урока (слайд №29).

  • Учитель благодарит учащихся за работу на уроке. (слайд №30).

7. Уборка рабочего места.

Приложение

Правила безопасной работы при вышивании

  1. Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булавками. Они могут оставить следы на ткани.

  2. Иглы и булавки необходимо пересчитывать до начала работы и после ее окончания.

  3. Булавки вкалывают в изделие в три прокола таким образом, чтобы острие осталось по возможности между слоями ткани.

  4. Вколотые в изделие булавки должны быть направлены острием в одну сторону. Ножницы во время работы должны лежать на столе под рукой с сомкнутыми лезвиями или в рабочей коробке.

  5. При вышивании по плотным тканям на средний палец рабочей руки нужно надевать наперсток. Он предохраняет палец от проколов иглой.

  6. Чтобы рабочая нитка во время работы не путалась и меньше лохматилась, длина ее должна быть не более 50 см, если она шерстяная — не более 40 см.

Санитарно-гигиенические условия для вышивания

  1. Рабочее место для вышивания должно быть хорошо освещено, но свет не должен слепить глаза.

  2. Чтобы не уставали глаза, пальцы, нужно делать перерывы в работе через каждые 30 минут. Еще лучше чередовать занятие вышивкой с другой работой.

  3. Перед началом работы необходимо вымыть руки, чтобы изделие осталось чистым даже после ваших рук.

  4. Не перекусывайте нитки зубами. Для этой цели у вас есть ножницы.

infourok.ru

Украшающие контурные швы | Кройка и Шитьё

Шов «пунктир»

Выполняется данный шов ровными, прямыми стежками, как бы напоминая пунктир. Направление этого шва справа налево. Иглу вкалывают в ткань и выводят наверх, при этом расстоя­ния между стежками должны быть одина­ковыми (рис. 2).

 

Обычно длина стежка и про­пуска соответствует 4-6 нитям ткани. Этот шов можно видоизменить, то есть изменить величину стежков и их направление (рис. 3),

 

или применить другие цвета, как бы обвивая, этот шов (шов «веревочка») (рис. 4).

 

Нитями разных цветов можно создавать красивые геометрические узоры в горизонтальном и ве­ртикальном направлениях, образовывая но­вый вид шва — шов «набор» (рис. 5). Приме­няются эти швы для обшивки контура рисун­ков, для настила в различных видах глади, для заполнения плоскостей в деталях рисун­ков, где стежки можно укладывать параллель­ными рядами, а также для всевозможных отделок.    Шов «строчка». Это шов, похожий на ма­шинную строчку с лицевой стороны. Плотно прилегающие стежки образовывают непреры­вающийся контур. Вышивают его справа на­лево мелкими стежками одинаковой длины, которые не должны находить друг на друга. Закрепив нить, делают стежок назад, захва­тывая отрезок из 4-5 нитей ткани, выводят ее на изнаночную сторону и с этой стороны, продвигаясь на такой же отрезок вперед, вы­тягивают иглу на лицевую сторону, вкалывая в предыдущий прокол, и т. д. (рис. 6).

 

Этим швом можно имитировать узелки, вкалывая иглу в каждый прокол по 2-3 раза, не за­тягивая при этом нить (рис. 7).

 

Применяется как украшающий, а также при обшивке ко­нтура рисунка.    Стебельчатый шов. Это один из самых рас­пространенных и знакомых многим шов. Вы­шивают его слева направо или снизу вверх. Закрепив нить, делают стежок назад, набирая на иглу 3-4 нити ткани, и выводят ее в место первого прокола. Вновь делают стежок назад, набирают на иглу столько же нитей, и выводят ее в место предыдущего прокола и т. д. Очень важно следить, чтобы рабочая нить при шитье все время падала с одной стороны иглы — справа или слева (рис. 8). Стежки надо делать небольшие, равной величины, плотно уложенные один к другому, только при этом получаю т ровный и четкий шов.  Таким швом вышивать на детских изделиях маленькие сюжетные картинки (вкладыши рисунков) илизаполнять большие плоскости, укладывая один шов около другого, получая гладьевой настил. Стебельчатый шов можно применять как украшающий, для этого прокладывают по контуру толстую нить и обшивают ее стебельчатым швом той же или более тонкой нитью (рис. 9).

 

Такие же стежки можно проложить еще раз, но в противоположном направлении, перевернув ткань (рис. 10).

 

Таким хорошо вышивать монограммы или маленькие несложные рисунки, так как он выглядит рельефным. Л Сычева, «Вышивка», 1992 г

vseprorukodelie.ru

Украшающие простые швы

Сегодня мы займёмся изучением простых украшающих швов. Но название простые не говорит о них, что они проще «простого креста», или скажем белой глади. Они смотрятся просто и элегантно.

Для получения шва «Шнурок» (рис. 1, а) сначала выполняют шов «вперёд иголку», затем ниткой того же или другого цвета делают стежки, вводя иголку сверху вниз под каждый стежок шва «вперёд иголку». Если вводить иглу под один стежок сверху вниз, а под другой — снизу вверх, получается другой вариант шва (рис. 1,б). Применяется шов «шнурок» для украшения различных изделий.

Петельный (краевой) шов (рис. 2) выполняется по двум параллельным линиям. Ткань прокалывают иголкой сверху вниз так, чтобы петля рабочей нитки оставалась под иголкой. Стежки можно делать чаще, тогда шов получиться более плотный. На углах иголку вкалывают в одно и то же место несколько раз. Применяют шов для обработки края и как украшающий.

 Шов «крест» (рис. 3) получается при диагональном перекрещивании двух лицевых стежков, расположенных между двумя параллельными линиями. Сначала выполняют косые стежки слева направо, затем — в обратном направлении. На изнанке получаются прямые полосы в вертикальном или горизонтальном направлении.

Шов «вперёд иголку» (рис. 4) выполняют справа налево стежками одинакового размера с промежутками. Нитки проходят по лицевой и изнаночной сторонам (в). Стежки можно располагать в два ряда (а), чередовать их с более мелкими стежками (б). Используя нитки различных цветов, можно создать интересные варианты шва.

Шов «за иголку» (рис. 5) выполняют справа налево, прокалывая ткань иголкой за рабочей ниткой, продвигая её под тканью и выводя на поверхность перед исходной точкой.Шов можно выполнять с пропусками (а) и без них (б). На изнанке получается сплошная линия. Шов применяется как украшающий и для постоянного соединения деталей швейного изделия.

Стебельчатый шов (рис. 6) выполняют слева направо. Нитку от исходной точки продвигают сначала вперёд, а затем по изнаночной стороне назад и выводят на лицевую сторону у середины предыдущего стежка (а). Если прокол для следующего стежка делать немного дальше, контур шва изменится, станет шире (б). Применяется шов для вышивки растительных орнаментов и как дополнение к более сложным швам.

Тамбурный шов (рис. 7) имеет вид цепочки, звенья которой выходят одно из другого. Для его выполнения иголку из исходной точки перемещают под тканью по линии рисунка на величину стежка, рабочая нить в виде петли остаётся под иглой. Последующие стежки делают, вкалывая иголку в предыдущую петлю (а). Изменяя направление стежка, можно получить узор растительного характера (б) или зигзагообразный (в). Используется шов для окантовки контура рисунка, выполнения растительного орнамента и т.д.

Для выполнения шва «узелки» (рис. 8) иглу с изнанки выводят на лицевую сторону изделия и держат на некотором расстоянии от поверхности ткани в направлении справа налево. Левой рукой наматывают нитку на иголку в направлении от себя (а) и выводят её на изнанку, осторожно протягивая через намотанные нитки (б). «узелками» украшают воротники, манжеты; этот шов также может быть элементом узора.

Шов «козлик» (рис. 9) выполняется слева направо между двумя параллельными линиями. Ткань прокалывают иглой как в шве «за иголку» поочерёдно, то на одной, то на другой линии. Применяют шов для отделки платьев, блузок, передников и как дополнительный и в более сложных вышивках.

Шов «ёлочка» (рис. 10) тоже выполняется слева направо между двумя параллельными линиями. Иглу вводят в ткань попеременно с правой и с левой стороны от центра (острие иголки направлено под углом к центру). Нитка образует петлю, которая проходит под иглой. Шов нельзя сильно стягивать. Применяется шов «ёлочка» для украшения салфеток, дорожек, полотенец и других изделий.

Шов «роспись» (рис. 11, а) выполняется в два приёма: сначала один стежок по лицевой стороне, другой — по изнаночной, а затем обратным движением заполняют пропущенные стежки. Стежки «счётной глади» (рис. 11, б) выполняются по счёту нитей один за другим. Сделав один стежок, иголку возвращают обратно и вкалывают рядом с проложенным стежком. Рисунок получается с обеих сторон ткани. Стежки можно выполнять в горизонтальном и вертикальном направлении.

zonarukodeliya.ru

Ручные декоративные швы | КАРАКУЛИ

Когда мы говорим о вышивке, первое, что приходит в голову – это вышивка крестиком. Но на свете существует огромное количество других декоративных швов и техник вышивки. Декоративные швы — вовсе не означает сложные. Зачастую вышивать ими легче, чем крестом. Многие  ручные декоративные швы не требуют такого скрупулезного подсчета, как крест, «прощают» ошибки неопытных пальчиков. Есть и еще один плюс. Простыми швами можно делать вышивку не на канве, а на обычной ткани. Вышивайте сразу на уголке скатерти, или украсьте декоративными швами джинсы. Вариантов множество! И никакой канвы. Делать эффектные вышивки можно даже швом «вперед иголка». Куда уж проще? Что уж говорить о потенциале тамбурного шва или «французских узелков».

Простые швы о которых мы собираемся рассказать, станут великолепным материалом вышивки для начинающих рукодельниц.

Оглавление

 

Прямой стежок.

Это самый основной стежок. С помощью него можно вышивать что-угодно. Его можно класть в любом направлении, любой длины.

Снежинка прямыми стежками. Рисуем круг, намечаем середину. Размечаем окружность на нужное количество точек-лепестков. Выводим иглу из центра и делаем стежки, все время возвращая иглу в центр. В-А; С-А; D-A и так далее.

Шов «вперед иголку»

Пожалуй, самый известный простейший шов. Что бы его украсить можно менять длину стежков: например 2 коротких 1 длинный и т.д.

Подробнее об этом простом шве: варианты, перевивы, образцы шва вперед иголку.

Гладь

Гладь – очень красивая самостоятельная вышивка. Особенно была распространена в середине прошлого века. Возможно,  у кого-то дома сохранились бабушкины вышивки гладью– наволочки, салфетки. Можно гладь использовать как элемент для заполнения. Стежки в этой технике кладутся аккуратно параллельно друг другу вдоль всей фигуры, которую нужно заполнить.

Как шить гладью: Сначала рисуем нужную фигуру на ткани. Начинаем с края рисунка. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Вкалываем в точке В, а затем выводим на лицо в точке С, рядом с точкой А. Продолжаем вышивать плотно кладя стежки один рядом с другим.

Строчка или шов «назад иголку»

Шов  назад иголку используется часто: им вышивают стебли, надписи, делают обводку (например, в вышивке крестиком). Шьют вручную, когда нужно сшить крепко две детали.

Как шить швом «назад иголку»: Рисуем линию на ткани. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А.Вкалываем в точке В, она находится за точкой А. А затем выводим на лицо в точке С, она находится впереди точки А. Следующий стежок делаем вкалывая иглу в точку А и выводим впереди точки С.

Стебельчатый шов

Как и шов «назад иголку» вышивка стебельчатым швом используется для  стеблей, надписей, контурных рисунков.

Как шить стебельчатым швом: Чертим линию на ткани. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А в начале линии. Делаем стежок В-С, точка С находится посередине между А и В. Следующие стежки: Д – В, Е –Ди.т.д. Нитка, при выполнении стежков должна оставаться всегда с одной стороны. При изгибе линии, стежки могут распадаться, что бы этого не происходило, стежки можно делать мельче.

 Как смотрится эта строчка на готовом изделии можно увидеть, например, на обложке с вышивкой из фетра. Она полностью выполнена этим швом.

Шов «папоротник»

Декоративный шов. Шов «папоротник» похож на стебель с листиками. Что бы рисунок выглядел естественней, можно изменять угол наклона и длину листьев.

Как шить швом «папоротник»: Нарисуем изогнутую линию. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А на некотором удалении от начала линии. Вкалываем иглу в точке  В (начало линии)) и выводим  на лицо в точке С (сбоку от намеченной линии), вытягиваем нитку.  Делаем стежок А – D (точка D находится по другую сторону намеченной линии), вытягиваем нитку.  Далее делаем стежок А – Е по линии. Получается стволик с веточками.

Тамбурный шов

Один из самых распространенных и красивых декоративных швов. Маленькая, детская машинка «Кузнечик» шьет этим швом. Тамбурным швом начинают вышивать еще в детском саду, почему-то считается, что он очень прост. Им можно шить вдоль линии, оконтурить рисунок, вышить надпись и даже заполнить форму.

Как шить тамбурным швом: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Вкалываем иглу в точке  В (рядом с точкой А) и выводим  на лицо в точке С, но не протягиваем нитку, пока не проведем ее под образовавшуюся петельку. Далее делаем следующую петлю: вколов иглу рядом с точкой С (внутри предыдущей петли)и выведя ее в точке Е. Опять продеваем в образовавшуюся петлю и т.д. Для того чтобы закончить шов вкалываем иглу в точку F и выводим нитку на изнаночную сторону.

Полностью тамбурным швом выполнены прихватки для кухни.

Петельный шов или краевой

Этим  швом обрабатывают край изделий, обметывают в ручную петли для пуговиц. Он очень красиво смотрится и прост в изготовлении. Можно использовать в качестве декоративной строчки.

Как шить петельным швом: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Вкалываем иглу в точке  В и выводим  на лицо в точке С, но не протягиваем нитку, пока не проведем ее под иглой.Продолжаем класть стежки слева направо. Когда ряд будет закончен, вкалываем иглу в точку D сразу за петлей. Старайтесь класть стежки на равном расстоянии друг от друга.

Можно чередовать длину ножек стежков – получится красиво.

Можно почитать подробнее про петельный шов. Там прописаны варианты и различные украшательства этого шва.

Тамбурная петля (цветок)

Тамбурная петля – это вариант тамбурного шва, в котором каждая петля в цепочки вышивается отдельно. Если вокруг центральной точки вышить несколько тамбурных петель, то получится цветок. Листик выйдет из отдельной тамбурной петли

Как вышивать тамбурной петлей: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Вкалываем иглу в точке  В (рядом с точкой А) и выводим  на лицо в точке С, но не протягиваем нитку, пока не проведем ее под образовавшуюся петельку. Далее вкалываем иглу в точку D, тем самым закрывая лепесток-петельку, и выводим в точке А. Продолжаем делать лепестки по кругу.

Открытая декоративная петля или У-петля или полупетля

Эта петля похожа на тамбурную петлю, но  с открытым концом. Открытой декоративной петлей можно вышить лепестки на цветке, или лучики у солнца.

Как вышивать открытой декоративной петлей: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Вкалываем иглу в точке  В (в стороне от точки А) и выводим  на лицо в точке С, накинем нитку под иглу и вытягиваем. Далее вкалываем иглу в точку D, тем самым закрепляя нитку. Стежок С-D можно делать разной длины.

Бархатный шов, или «козлик»

Декоративный бархатный шов, похож на серию крестиков, близко расположенных друг к другу. Выполняется по двум параллельным линиям.

Как сделать бархатный шов: Рисуем две параллельные линии. Работаем слева направо. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А в начале намеченной линии верхней линии. Делаем стежок назад на нижней линии В – С, далее стежок назад на верхней линии D-E и т.д.

Шов «ёлочка»

Шов «ёлочка» очень декоративен. Его приятно вышивать, и он прост в исполнении. Можно шить равномерно и аккуратно, тогда получиться строгий геометрический узор. А можно варьировать наклон и длину стежков, тогда узор выйдет более естественным.

Как шить шов «елочка»:Нарисуем на ткани линию. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А в начале намеченной линии. Вкалываем иглу в точке  В (сбоку от точки А)) и выводим  на лицо в точке С (впереди по намеченной линии), вытягиваем нитку, предварительно продев ее под  иглу. Получилась полупетля. Делаем стежок D — Е (точка D находится по другую сторону намеченной линии), вытягиваем нитку, так-же продев ее под иглу.  Продолжаем вышивать. В конце, для закрепления шва выводим иглу на изнанку с другой стороны петли, как в тамбурном шве.

Шов «куриный след» или «рыбий скелет»

Этим декоративным швом хорошо вышивать листики растений, он как будто специально для этого создан. Можно шить, кладя нитку плотно друг к другу. А можно вышивать свободно, получиться ажурный листок.

Как сделать шов «куриный след»: Нарисуем форму (например листочка). Выводим иглу с изнанки в углу нарисованной формы в точке А и делаем прямой стежок В-С (точка В находится на центральной оси, точка С – с краю на линии обводки). Далее делаем стежок D-E (D – с другого края на линии обводки, Е – на центральной оси), заводим нить под иглу и вытягиваем нитку. Закрепляем нитку, вводя иглу в точку F и выводим рядом с точкой С. Продолжаем вышивать пока не заполним всю форму.

 

Французский узелок

Французский узелок используются в вышивки как элемент. Они немного выступают над поверхностью вышивки. Часто с помощью французского узелка делают серединки цветов. Если расположить узелки близко друг к другу может получиться кудрявые волосы.

Как вышивать французский узелок: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Левой рукой два раза обводим ниткой вокруг иголки. Разворачиваем иглу перпендикулярно ткани и вкалываем в точке В (рядом с точкой А), туго натягивая обвивку. Выводим иглу на изнанку, а на лицевой стороне получился узелок.

 

Шов «сноп»

Этот шов назван так, потому что действительно напоминает снопы пшеницы. Шов «сноп» легко выполняется и оригинально выглядит. Он сможет украсить салфетку.

Как сделать шов «сноп»: Делаем три прямых стежка (длинной1,2 см, промежуток 0,3см)Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А, посередине между первым и вторым стежком. Дважды оборачиваем иголку с ниткой вокруг трех стежков, сильно натягивая нить. Чтобы закончить узел, вкалываем иглу в точку В.

шов «сноп»

Шов «паучок»

Красивый и оригинальный декоративный шов. Количество основных стежков должно быть нечетным. Интересно использовать в этом шве  нитки разных цветов для основных стежков и для обвива. Если обвив сделать не по всей длине стежков, то получится солнышко или цветочек. Для обвива лучше использовать тупую иглу, или обвивать другой стороной иглы.

Как сделать шов «паучок»: Рисуем круг, намечаем середину. Делаем прямыми стежками снежинку . Лучиков должно быть нечетное количество. Выводим иглу с тупым концом с изнаночной стороны в точке А (ближе к центру. Обвиваем лучики, подводя иглу то под них, то над ними, чередуя. Заполняем основу по спирали наружу. Заканчиваем вышивку, протяну нить на изнаночную сторону.

 Шов простой, но очень эффектный! Посмотрите, как стильно выглядят вышитые им вышивка «Подсолнухи»

Шов «настил»

Швом «настил» забавно вышивать, он в чем то похож на шов «паучок». Получается кусочек парящей ткани. Можно обвить две нити-основы – получится лепесток или листик для цветка. Из нескольких ниток-основ можно сделать большой листок. А можно поиграть с натяжением ниток-обвива  — получатся разные интересные формы. Интересно брать разные цвета нитей для основы и обвива.

Как сделать шов «настил»: Прокладываем на ткани два прямых стежка, не очень удаленных один от другого. Вытаскиваем нить обвива у начала получившихся стежков и проводим иглу над первой ниткой и под второй. Иглу поворачиваем и не трогая ткань опять проводим иглу над первой ниткой и под второй. (Подсчет идет уже с другой стороны). Продолжаем, пока нити основы не будут полностью заполнены.

Узелки навивкой или рококо

Для узелка рококо нитку обвивают вокруг иголки и получается объемный стежок. Этот узел достаточно сложен в исполнении, но эффектен. Им можно вышить лепестки розы, шерсть мохнатых животных или дреды.

Как сделать узелки «рококо»: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Делаем стежок В-А (около 0,6см)Левой рукой семь раз обводим ниткой вокруг иголки. Придерживая накрученную нить на игле, проталкиваем иглу через навивку и ткань, узел при этом соскользнет к точке В. Аккуратно распределяем навивку вдоль всего стежка. Чтобы закончить узел, вкалываем иглу в точку В.

Декоративная сетка

Декоративная сетка хороша для быстрого заполнения больших пространств. Большие длинные стежки заполняют всю форму  в вертикальном и горизонтальном направлении. А на пересечении ниток маленькие крестики можно сделать контрастной нитью или нитью того же цвета.

Как вышить декоративную сетку: На первом этапе заполняем всю форму прямыми вертикальными стежками от края до края на равном расстоянии друг от друга. На втором – делаем тоже самое только кладем горизонтальные стежки. И в конце, чтобы прикрепить наши нити к ткани на каждом пересечении вышиваем крестик.

 

Переносим рисунок на ткань.

Способ 1. Если ткань достаточно тонкая, то можно перенести рисунок стеклением. Для этого используется стол с подсветкой или обычное оконное стекло. Приклейте рисунок скотчем к стеклу, сверху положите ткань и тоже приклейте скотчем. Обведите рисунок карандашом или водорастворимым маркером.

Способ 2. На толстую или темную ткань можно рисунок перенести при помощи  копирки. На ровную поверхность кладем ткань, затем копирку, цветной стороной к ткани, далее наш рисунок. Обводим рисунок шариковой ручкой. Чтобы линии не стирались рисунок на ткани желательно обвести водорастворимым маркером .

Способ 3. Печатаем нужный нам рисунок на струйном принтере. Кладем ткань на гладильную доску, сверху рисунок, напечатанной стороной вниз и проглаживаем утюгом без пара. Если рисунок получится не ярким, можно обвести его маркером. Получившиеся линии таким способом не стираются и еще: на материале ваш рисунок будет зеркальным.

Центрируем рисунок

Чтобы найти середину на прямоугольнике, нужно ткань  или бумажный рисунок сложить пополам.По линии сгиба прочерчиваем  линию. То же самое делаем по горизонтали. Пересечение линий и будет середина.

Если рисунок не прямоугольный: складываем его в обоих направлениях, совмещая самую широкую и самую длинную части рисунка. Прочерчиваем карандашом по линии сгибов.

Кладем ткань и бумажный рисунок на стол, совмещая горизонтальные и вертикальные линии.

Начала и концы

Как закрепить нитку в начале вышивки и в конце вышивки можно посмотреть  «секреты вышивки крестиком»

Использованы материалы из книги Николас Кристин «Дизайнерская вышивка. 65 новых идей для украшения дома»

www.karakyli.ru

5 класс Технология (девочки) Ручные швы.

Ручные и машинные швы

Ручные и машинные швы

Ручные и машинные швы Рефлексия на этапе мотивация Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь. Скажем друг другу хором: -Мы умные! -Мы дружные! -Мы старательные! -Мы внимательные! -Мы отлично учимся, всё у нас получится!

Рефлексия на этапе мотивация

Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь. Скажем друг другу хором:

-Мы умные!

-Мы дружные!

-Мы старательные!

-Мы внимательные!

-Мы отлично учимся, всё у нас получится!

Тема предыдущего урока?

Тема предыдущего урока?

?

?

Назовите основные детали и узлы швейной машины

Назовите основные детали и узлы швейной машины

Основные детали  и узлы швейной машины 1. Платформа машины 2. Лапка 3. прорези для ниток 4. Регулятор натяжения ниток 5. Нитепритягиватель 6. Устройство для натяжения ниток 7. Штыри для катушек 8. Моталка 9. Маховик 10. Стопорное кольцо 11. Переключатель вида строчек 12. Таблица вида строчек 13. Главный выключатель 14. Клавиша шитья назад 15. Регулятор длины стежка 16. Педаль привода

Основные детали и узлы швейной машины

1. Платформа машины

2. Лапка

3. прорези для ниток

4. Регулятор натяжения ниток

5. Нитепритягиватель

6. Устройство для натяжения ниток

7. Штыри для катушек

8. Моталка

9. Маховик

10. Стопорное кольцо

11. Переключатель вида строчек

12. Таблица вида строчек

13. Главный выключатель

14. Клавиша шитья назад

15. Регулятор длины стежка

16. Педаль привода

Подготовка швейной машины к работе Заправка верхней нитки (обратите внимание на направление стрелок )

Подготовка швейной машины к работе

Заправка верхней нитки (обратите внимание на направление стрелок )

Подготовка швейной машины к работе Заправка нижней нитки

Подготовка швейной машины к работе

Заправка нижней нитки

Подготовка швейной машины к работе Заправка нижней нитки Памятник портнихе в г. Лейчестере, Великобри тания

Памятник портнихе в

г. Лейчестере, Великобри тания

Ручные и машинные швы

Ручные и машинные швы

Цель:  Изучение приемов выполнения ручных швов  Задачи: -Познакомить учащихся с видами ручных швов. - Формировать первоначальные навыки выполнения ручных стежков и строчек. -Показать сферу применения ручных швов. - Развивать воображение и фантазию. - Воспитывать эстетический вкус.

Цель: Изучение приемов выполнения ручных швов

Задачи:

-Познакомить учащихся с видами ручных швов.

— Формировать первоначальные навыки выполнения ручных стежков и строчек.

-Показать сферу применения ручных швов.

— Развивать воображение и фантазию.

— Воспитывать эстетический вкус.

Основные понятия Стежок Строчка Шов Законченный процесс переплетения ниток на ткани. Ряд повторяющихся стежков на ткани. Ниточное соединение деталей. Длина стежка Расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Основные понятия

Стежок

Строчка

Шов

Законченный процесс переплетения ниток на ткани.

Ряд повторяющихся

стежков на ткани.

Ниточное соединение деталей.

Длина стежка

Расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

СТЕЖОК  – законченный процесс переплетения нити между двумя проколами иглы.  Длина стежка  – расстояние между двумя последовательными проколами иглы  СТРОЧКА – ряд повторяющихся на ткани стежков. Шов - место соединения двух и более деталей.

СТЕЖОК – законченный процесс переплетения нити между двумя проколами иглы.

Длина стежка – расстояние между двумя последовательными проколами иглы СТРОЧКА – ряд повторяющихся на ткани стежков.

Шов — место соединения двух и более деталей.

.... – законченный процесс переплетения нити между двумя проколами иглы.  .... – ряд повторяющихся на ткани стежков. … . -место соединения двух и более деталей. … . – расстояние между двумя последовательными проколами иглы

…. – законченный процесс переплетения нити между двумя проколами иглы. …. – ряд повторяющихся на ткани стежков.

. -место соединения двух и более деталей.

. – расстояние между двумя последовательными проколами иглы

По способу выполнения: ручные машинные По назначению: соединительные отделочные

По способу выполнения:

ручные

машинные

По назначению:

соединительные

отделочные

Виды ручных стежков 2 1 Стежки постоянного назначения Стежки временного назначения 3 Отделочные ручные стежки

Виды ручных стежков

2

1

Стежки постоянного назначения

Стежки временного назначения

3

Отделочные ручные стежки

Терминология ручных работ Сметывание - временное соединение двух или более деталей Приметывание - временное соединение мелких деталей с крупными

Терминология ручных работ

Сметывание — временное соединение двух или более деталей

Приметывание — временное соединение мелких деталей с крупными

Заметывание - временное закрепление подогнутого края детали, складки Обметывание - закрепление среза детали с целью предохранения от осыпания Подшивание - прикрепление подогнутого края изделия постоянными потайными стежками Пришивание- прикрепление одной детали к другой или фурнитуры к основной детали

Заметывание — временное закрепление подогнутого края детали, складки

Обметывание — закрепление среза детали с целью предохранения от осыпания

Подшивание — прикрепление подогнутого края изделия постоянными потайными стежками

Пришивание- прикрепление одной детали к другой или фурнитуры к основной детали

Стежки временного назначения  Шов «иголка вперед»(сметочный)

Стежки временного назначения Шов «иголка вперед»(сметочный)

Копировальный стежок

Копировальный стежок

Копировальный стежок Копировальный стежок   Отделочные ручные стежки    «Вперед иголку» 5. «Шнурок» «Назад иголку» 6. Косые стежки «Стебельчатый» 7. Петельный «Тамбурный»

Отделочные ручные стежки

  • «Вперед иголку» 5. «Шнурок»
  • «Назад иголку» 6. Косые стежки
  • «Стебельчатый» 7. Петельный
  • «Тамбурный»
 Инструменты Ручные  иглы Напёрсток  Булавки Портновский  мел Ножницы

Инструменты

Ручные иглы

Напёрсток

Булавки

Портновский мел

Ножницы

Организация рабочего места * Большое влияние на самочувствие учащихся и качество их работы оказывает правильная посадка. * Неправильное положение корпуса вызывает преждевременную усталость, снижение работоспособности, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости

Организация рабочего места

* Большое влияние на самочувствие учащихся и качество их работы оказывает правильная посадка.

* Неправильное положение корпуса вызывает преждевременную усталость, снижение работоспособности, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости

Правильная посадка во время работы заключается в следующем: * Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, т.к. при другом положении ног нарушается кровообращение. * Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд. * Голову слегка наклонить вперёд. * Нельзя опираться грудью о стол. * Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см. * При работе не следует ставить локти на стол. * Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см. * В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.

Правильная посадка во время работы заключается в следующем:

* Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, т.к. при другом положении ног нарушается кровообращение.

* Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд.

* Голову слегка наклонить вперёд.

* Нельзя опираться грудью о стол.

* Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см.

* При работе не следует ставить локти на стол.

* Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.

* В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.

Техника безопасности во время работы с ножницами и иглой - Хранить иглу нужно в специально отведенном месте – в игольнице. - Не брать иглу в рот и не играть с иглой. - Не крепить иглу на одежду. - Не отвлекаться вовремя работы с иглой. - Соблюдать порядок на своём рабочем месте. - Перед работой проверить исправность инструментов. - Работать с ножницами нужно только на своём рабочем месте. - Ножницы класть нужно кольцами к себе, а передавать кольцами вперёд. - Не играть с ножницами, не подносить ножницы к лицу. - Использовать ножницы строго по назначению.

Техника безопасности во время работы с ножницами и иглой

— Хранить иглу нужно в специально отведенном месте – в игольнице.

— Не брать иглу в рот и не играть с иглой.

— Не крепить иглу на одежду.

— Не отвлекаться вовремя работы с иглой.

— Соблюдать порядок на своём рабочем месте.

— Перед работой проверить исправность инструментов.

— Работать с ножницами нужно только на своём рабочем месте.

— Ножницы класть нужно кольцами к себе, а передавать кольцами вперёд.

— Не играть с ножницами, не подносить ножницы к лицу.

— Использовать ножницы строго по назначению.

« Рефлексивная мишень»

« Рефлексивная мишень»

Практическая работа Цель:  Изучение приемов выполнения ручных швов Задачи: -Познакомить учащихся с видами ручных швов. Соблюдать правила техники безопасности - Формировать первоначальные навыки выполнения ручных стежков и строчек. -Показать сферу применения ручных швов. - Развивать воображение и фантазию.

Практическая работа

  • Цель: Изучение приемов выполнения ручных швов
  • Задачи:
  • -Познакомить учащихся с видами ручных швов.
  • Соблюдать правила техники безопасности
  • — Формировать первоначальные навыки выполнения ручных стежков и строчек.
  • -Показать сферу применения ручных швов.
  • — Развивать воображение и фантазию.
Практическая работы Выполнение простейших ручных швов: Вперед иголка Копировальные стежки Материалы и инструменты: - Образец ткани 20х20см - Нитки - Игла - ножницы

Практическая работы

Выполнение простейших ручных швов:

  • Вперед иголка
  • Копировальные стежки

Материалы и инструменты:

— Образец ткани 20х20см

— Нитки

— Игла

— ножницы

Вопросы: Понятия: стежок, строчка, шов, длина стежка? По способу выполнения швы бывают? По назначению швы бывают? Терминология ручных работ? Техника безопасности при работе с ножницами и иглой? Виды ручных стежков? Какие ручные швы вы теперь знаете?

Вопросы:

  • Понятия: стежок, строчка, шов, длина стежка?
  • По способу выполнения швы бывают?
  • По назначению швы бывают?
  • Терминология ручных работ?
  • Техника безопасности при работе с ножницами и иглой?
  • Виды ручных стежков?
  • Какие ручные швы вы теперь знаете?
Подведение итогов - Что нового вы узнали на уроке? - Чему научились? - Что было сложным для понимания, выполнения?

Подведение итогов

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чему научились?

— Что было сложным для понимания, выполнения?

Домашнее задание Образец ткани 20х20 см ;  Нитки №45 лх;  Игольница;  Ножницы.

Домашнее задание

  • Образец ткани 20х20 см ;
  • Нитки №45 лх;
  • Игольница;
  • Ножницы.

multiurok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о