Древнерусская вышивка на полотенце – Обережная вышивка с примерами схем и значением символов – Ярмарка Мастеров
Обережная вышивка с примерами схем и значением символов – Ярмарка Мастеров
По славянским народным костюмам можно прочесть историю народа. Если девушка носила одну косу и кокошник, значит, она не замужем. По полосам на подоле сарафана взрослой женщины можно было понять, в какой местности она живет, чем зарабатывает на жизнь ее семья. Вышитый рисунок обычно являлся данью уважения языческим богам. Национальные орнаменты были пронесены через века и теперь украшают и русские рубахи, и украинские вышиванки. И сейчас вышивка имеет определенное значение.
Правила вышивания магических символов
Вышивать крестом древние знаки можно на свое усмотрение. Но по старославянским законам существуют строгие правила, которые необходимо соблюдать во время работы. Изготовление магических вещей считается делом священным, и относиться к нему надо должным образом. Ведь всякий элемент в таком изображении имеет свой особый смысл:
Оберег от недоброжелателей
Оберег на благополучие
Оберег на здоровье
Оберег на любовь
Оберег на удачу
К каждому этапу такого рукоделия выставляются особые требования, которых неукоснительно следует придерживаться. Славянские традиции имеют свои особенности такой работы.
К выбору схемы вышивки необходимо подходить особенно тщательно. Для начала определитесь, для чего вы хотите вышить оберег. Соответственно этому и следует подбирать схемы.
Такие знаки способны:
- защитить от недоброжелателей;
- приносить благополучие;
- даровать любовь;
- завлекать удачу;
- наделять здоровьем и так далее.
Материалы для вышивки оберегов
Древние славяне использовали для вышивки магических оберегов преимущественно льняные ткани. Но можно выбрать ткань, которая приятна именно Вам! Тогда ваша работа будет иметь дополнительную силу.
Что касается выбора ниток, то здесь также следует при возможности отдать предпочтение натуральному сырью.
Для этого можно использовать такие нитки:
- шелковые;
- хлопковые;
- шерстяные;
- льняные.
Шелковыми нитями вышивают обереги, которые способствуют удаче в работе, ясному уму и достижению целей. Нити из хлопка подходят для вышивки узоров, направленных на защиту от негативного воздействия и черной магии. Шерстяные нити способствуют избавлению от порчи и сглаза. Льняные материалы оказывают успокаивающее действие. Цветовая гамма для магических символов имеет некоторые ограничения. Так, обереги преимущественно вышиваются только тремя оттенками: красными, синими и зелеными. Красный — наделяет человека успехом в работе и личной жизни. Синий — давал мира и спокойствия. Зеленый — одаривал силой природы.
Хранить вышивку стоит в просторном и светлом месте, чтобы энергия домашнего очага, воздуха и солнца вносили свой заряд в произведение. Пока изделие не готово, его нельзя показывать посторонним людям.
Вышивание оберега
Славянские обереги нужно делать, только если есть такое желание. Насильственное рукоделие будет не только неприятным, но и не принесет должной защиты. Работа над вышивкой обязана доставлять удовольствие. Иначе теряется энергия символа. Сам процесс вышивки оберега должен сопровождаться только положительными мыслями. Если у вас сейчас не самый лучший период в жизни, лучше не приниматься за такое рукоделие. Добрые эмоции способны наделить символ хорошей энергией.
Уход за оберегом
К вышитому предмету относятся с особым вниманием и аккуратностью. Если славянскими символами вышита вещь, которая используется постоянно, ее не стоит прятать в укромное место. В ином случае такое изделие следует хранить в чистом помещении.
После изготовления оберега нужно время от времени читать над ним молитву. Древние славяне имели свои изречения, которые к нынешнему времени уже забыты. В наш христианский век вполне можно воспользоваться соответствующей православной молитвой.
Значения и схемы древних символов (схемы расположены под описание символа!)
АГНИ — Изображение, символизирующее огонь. Знак священного жертвенного огня и домашнего очага. Оберег вышитый таким орнаментом помогает защитить дом и передает вековые знания и мудрость. Данный символ также использовался в древней арийской культуре.
КРЕСТ СВАРОГА — этот рисунок имеет изображение восьмиконечной звезды. Он символизирует движение Вселенной. Считается, что такой знак таит в себе всю мудрость мира и призывает всю силу вселенной на помощь тому, кому принадлежит. Данный оберег вышивают тем, кто отправляется в далекую дорогу.
БЕЛОБОГ
БОГОВНИК — вышивка такого оберега воплощает силу вечности и покровительство всех древних богов. Помогает человеку, стремящемуся к духовному развитию и самосовершенствованию.
БОГОДАР — владельцу такого оберега постоянно покровительствуют боги славян. Дарят разум и справедливость.
ВАЙГА — такая схема является олицетворением Богини Тары, ее мудрости и духовности. Данный амулет защищает человека от жизненных ветров, которые мешают достигнуть поставленной цели.
ВАЛЬКИРИЯ — старославянский знак, защищающий справедливость, честь, мудрость и благородство. Такой оберег вышивают солдатам, защищающим свою землю.
ВЕДАМАН — охранный символ славян, призванный сберечь традиции, культуру и память о предках.
ВЕДАРА — знак хранителя веры предков. Вышивка этого оберега способствует приобретению знаний и использованию их в благостных целях.
ВЕЛЕС — символ одного из самых великих древних богов. Такой амулет наделяет человека разнообразными талантами, обеспечивает достаток его дома и благополучие. также данный талисман способствует в бизнесе, придает энергии, дальновидности. решительности, стойкости, вдохновения, мудрости, постоянства.
ВЕЛЕСОВИК — символ славян, который оберегает от природных катаклизмов и защищает в пути.
ВСЕСЛАВЕЦ — знак, оберегающий от пожара, а семью от раздоров. Считается, что он способен возродить гармонию между близкими людьми.
ВОЛОТ — такой амулет дарит физическую силу, помогает в совершении добрых дел.
КРЕСТ НЕПОБЕДИМОСТИ — он оберегает от каких-либо внешних физических и магических воздействий. Считается самым эффективным защитным символом.
ГРОЗОВИК — огненное изображение, которое управляет природными явлениями. Защищает дома от плохой погоды.
ЛЕТЯЩИЙ ГРОМОВНИК — небесная обережная символика. Охраняет душу человека от влияния темных сил. Его, как правило. Вышивают на одежде.
ДАЖДЬБОГ — у такого символа есть две схемы. Одна относится к летнему сезону, другая к зимнему. Такой амулет способен исполнять желания, придавать здоровья, помогает в достижении разнообразных жизненных благ. Считается, что человек, находящийся под влиянием такого талисмана, имеет особую ауру, которая распространяет на окружающих чистоту и тепло.
ДЕРЕВО ЖИЗНИ — славянская символика единства всей Вселенной. Способствует началу нового жизненного пути.
ДУХОБОР — знак жизненного огня. Данный элемент вышивают человеку, который имеет физические или психические расстройства. Такой знак изображают на ткани и накрывают больного человека.
СИМВОЛ СОЕДИНЕНИЯ ДВУХ НАЧАЛ — этот амулет вышивается исключительно для семейных пар. Он является хранителем крепких семейных отношений и домашнего очага.
ЗАЙЧИК — знак обновления рода у славян. Вышивают преимущественно на одежде. Считается, если беременная женщина носит пояс с этим знаком, то она родит мальчика.
ЗВЕЗДА КРЕСТА — используется в вышивке полотенец, салфеток, занавесок и так далее. Такой оберег приносит в дом удачу, успех, помогает достичь намеченной цели.
ЗВЕЗДА ЛАДЫ — этот символ дарует любовь, гармонию и лад в семье. Вышивается для постоянного ношения только женщинами.
ИНГЛИЯ — символ огня, из которого появился весь мир. Является оберегом, защищающим духовную чистоту от злых сил.
КОЛАРД — такой знак вышивают на одежде и различных предметах тех людей, которые только вступили в семейные отношения. Он способствует рождению здоровых деток и созданию домашнего очага.
КОЛОВРАТ — вышивка этого оберега, символизирует победу света над мраком. В зависимости от того, каким цветом вышит этот знак, он может даровать возрождение, обновление или изменение.
КОЛОХОРТ — символ того, что в мире всегда есть две стороны. Например, свет и тьма, жизнь и смерть, добро и зло, правда и ложь, мудрость и глупость. Этот амулет помогает разрешить спор или дилемму.
КОЛЯДНИК — вышивание такой схемы, гарантирует мужчине помощь в труде и в бою.
КРЕСТ ЛАДЫ — знак, дающий любовь, уют домашнего очага и счастье всей семье. Защищает от «дурного глаза». Такое изображение, вписанное в круг, дает женщине душевную гармонию и спокойствие, помогает рождению здоровых деток, способствует благополучию, миру и согласию в семье.
КРЕСТ СВЕТОВИТА — знак вечной связи воды и огнем. Такая схема вышивается на одежде беременной женщины, чтобы она родила здорового и крепкого малыша.
ЛАДА — амулет, помогающий при родах и защищающий от гнева богов.
ЛЕЛЯ — Такой оберег вышивали для девочек в возрасте от трех лет и до замужества. Он помогает раскрыть способности, придает уверенности, женственности, мягкости, добавляет обаяния, привлекательности, нежности.
МАКОШЬ — вышивается на вещах домашнего обихода. Это обережная символика хозяйки дома. Укрепляет ее здоровье, помогает удачно вести домашнее хозяйство, раскрывает способности к кулинарии и рукоделию, наделяет большой интуицией.
МОЛВИНЕЦ — обережная схема, защищающая от злых речей, оговоров, извода, наветов, сглаза и проклятий.
НЕБЕСНЫЙ КРЕСТ — знак единства всего рода. Оберегает владельца и дарит ему помощь во всех делах.
НОВОРОДНИК — символ небесной силы. Помогает изменениям, обновлениям и приумножениям в делах. Вышивается крестом только на женской одежде.
ОБЕРЕЖНИК — такой амулет приносит счастье, здоровье и радость. Это самый древний символ, которому приписывают защиту счастливой жизни.
ОГНЕВИЦА — символ славян, защищающий замужнюю женщину от зла. Как правило, вышивается только на одежде.
ОГНЕГЛАЗ — считается очень сильным амулетом от сглаза и других подобных внешних воздействий. Оберегает от порчи, зависти, собственных плохих мыслей. Особо большую охрану оказывает детям.
ОДОЛЕНЬ-ТРАВА — огненный символ, убирающий любое заболевание, очищающий душу и укрепляющий тело.
ОСТИНЕЦ — сильная обережная символика, которая защищает людей, птиц, животных, хозяйственные инструменты. Также его вышивают, если надеются получить хорошую весть или изменить жизнь в лучшую сторону.
ПОСОЛОНЬ — изображение заходящего солнца. Помогает человеку приобрести стойкость и душевное равновесие.
ПОСОХ ЖРЕЦА — этот знак славян изображали преимущественно на посохах духовных лидеров. Он помогает восстановить связь с богами.
ПРАВДА — символ древнеславянского Бога правосудия. Помогает найти справедливое решение и охраняет древние законы.
ПРЕДОК — это славянские символы вышивали, чтобы не потерять связь с умершими предками. Используется в религиозных обрядах.
ПУТНИК — такой амулет защищает тех, кто находится в дороге. Его изображают на элементах, которые размещают в автомобилях, на сумках. Он призван защитить от неприятностей в пути и принести удачу в путешествии.
РАДИНЕЦ — такие славянские знаки вышивают на вещах младенцев. Этот оберег защищает новорожденных от сглаза и потусторонних сил, дарит радость и спокойствие.
РАРОГ — этот оберег наделен энергией солнца. Символ защищает людей и дома от зла, хранит посевы и семена.
РАТИБОРЕЦ — знак воинского мужества и отваги. Вышивается на вещах солдат. Считается, что он заставляет врагов убегать.
РЕПЕЙНИК — такой оберег славян применяют в ежедневном использовании. Он притягивает счастье, благополучие, удачу, дарит уют домашнего очага.
РОГАТАЯ — обережная символика, которая помогает сохранить собранный урожай и защищает домашний скот от падежа.
РОДИМЧИК — знак сохранения памяти и мудрости рода. Вышивают на полотенцах, салфетках, скатертях.
РОДОВИК — этот оберег славян оказывает поддержку всего рода тому человеку, который трудится во благо семьи и следующих поколений рода.
РОЖАНИЦА — этот символ вышивается на одежде женщины, которая хочет ребенка. Схема, созданная на полотенцах и постели, способна принести мир и благополучие в семью, даровать тепло домашнего очага.
РЫЖИК — такой оберег способствует плодородию земли и бошатому урожаю.
СВАДЕБНИК — самый сильный оберег для семьи и дома. Охраняет от невзгод и внешнего негативного влияния.
СВАОР и СВАОР-СОЛНЦЕВОРОТ — символы постоянного движения. Первый вышивается крестом на вещах бытового использования и приносит в дома счастье и богатство. Второй — делали на одежде. Он наделяет человека чистыми мыслями и намерениями, благими деяниями и духовным озарением.
СВАРОГ— знак великой мудрости. Такой символ дарит человеку знания и справедливость. Оберегает на всех жизненных этапах. Вышивка этого оберега помогает при разных заболеваниях костей.
СВАРОЖИЧ — символ силы славянского Бога. Оберегает народ от деградации.
СИМВОЛ РОДА — такой талисман вышивается для приобретения большой силы. Считается, если человек постоянно носит такой талисман, его никто и ничто не победит.
СЛАВЕЦ — обережная схема, дарующая здоровье женскому полу. Также помогает рождению здоровых деток.
СОЛАРД — символ плодородия земли. Вышивается крестом преимущественно на свадебных костюмах. Считается, что этот знак способствует плодовитости того, кому принадлежит.
СТРИБОЖИЧ — обережный амулет. Помогает защитить дома и поля от непогоды. Морякам этот талисман дарит спокойную воду и хорошую погоду.
ЦЕЛЕБНИК — славянский оберег, символизирующий огонь. Вышивается на вещах больных людей. Этот знак помогает бороться с недугами. Обладает большой целительной силой.
ЧАРОВРАТ — обережный знак славян, охраняющий от черной магии и уничтожающий темные силы.
Сила этих знаков приобретает особую действенность, когда обереги передаются по наследству. Такое в наше время встречается редко. Но почему бы первыми не начать такую традицию. Чтобы вышитый оберег передавался потом внукам и правнукам. Считается, что такое несложное рукоделье очень действенно и способно оказывать положительные действия на все жизненные сферы. Выбирая схемы славянской вышивки, следует учитывать, что в подобных узорах, как правило, действующей является только какая-то одна часть, а не целый узор.
Для оберега не стоит вышивать на одной вещи несколько разных по назначению орнаментов. Лучше для каждого знака выбрать то место для вышивания, где оно будет иметь самое большое действие.
Выбирайте себе любой более подходящий символ и оберегайте себя, свою семью, свой дом, родных и близких.
Буду рада, что моя подборка будет кому-нибудь полезна.
Счастья вам, любви, тепла и храни вас Бог.
www.livemaster.ru
Славянский рушник — История и этнология. Факты. События. Вымысел.
В словаре Фасмера «рушить» — ломать, рвать, с этим связывают слово рушник, как оторванный кусок ткани, отрез, от длинного тканого полотнища. Рушник не резали, а именно рвали, сделав вначале небольшой надрез. Полотно рвалось ровно по долевой или поперечной линии. Слово «рушить» происходит от санскр. слова «Рушьяти» — rujati — разрушить, разбить, ослабить; снести, вырвать. В древнерусском языке: «Рушить, рушать» — вредить, убивать, разрушать, разрезать. «Рушница» — пищаль ручная; «рухъ» — беспокойство, набат; «рухнуть» — упасть, бросить, опрокинуть.
Слово «рушник», с большей вероятностью, происходит от слова ведического санскрита «Руш» – rUS – 1). украшать; 2). разрывать; на древнерусском «отрушить сукно» — отрезать; «не руш» — не тронь; от корня санскрита «раха» — raha – платье, происходит древнерусское слово Роухо – платье, рухлядь, рубаха, рубище… В древнерусском языке: «Рухлядная» — кладовая для одежды; «рухольня» — рабочая изба для ремесла, поделок, мастерская, место для рукоделия; «рухло» — движимое имущество, груз, запасы, припасы.
Корень слова «руш», «рух» — имеет значения, как «украшать, изменяя; разрывая создавать».
Для вытирания рук в славянском быту использовали кусок ткани от старого негодного рушника небольшой длины, который был менее украшен, чем настоящий рушник. Называли его — полотенце-ручник, утирка, рукотёрник, ширинка, ветошка. Крестьяне не выбрасывали старые тканые изделия, а пользовались, как ветошкой до полного износу. Пословица – «Одним рукотёрником утираться — на том свете разодраться», говорит о том, что у каждого члена семьи было в быту отдельное полотенце.
Настоящий славянский рушник имел ширину 35-40 см. и длину 3-5 метров, он был очень красив, богато украшен вышивкой, лентами, бранным ткачеством, кружевом и тесьмой — им руки не вытирали.
Славянский рушник – это единственный ритуальный предмет из языческого прошлого славян, который без перерыва древней языческой традиции с давних времён и до наших дней используется в народном быту по своему прямому назначению. Рушник, украшенный вышивкой, всегда служил оберегом, он мог защитить святые углы дома, им накрывали хлеб на столе, он украшал божницы, дверные и оконные проёмы, был оберегом жениха и невесты на свадьбе, оберегом ребёнка и матери на крестинах, праздниках, оберегом от сглаза, порчи, укора, был магическим оберегом на похоронах, рушник, с особой вышивкой, был пристанищем душ умерших родичей.
В слове «вышивка», где корень «шив» происходит от слова из санскрита «шив» — «SIV» — «шить, пришивать, черта, стёжка». Приставка «вы-» в слове «вышивка» абсолютно идентична санскритскому префиксу «vi-». Слово «вышивка» записанная на дивангари — viṣivka, на санскрите слово «вышив» — viṣiv — «шить или пришить в разных местах».Окончание «-ка» — общеславянский и индо-арийский суффикс с общим значением «как, или похож на…». Вышивка — viṣivka — буквально означает «как пришитая в разных местах». Традиционной вышивкой, как сакральным оберегом, украшали ворот, рукава и подол платьявсе славянские народы. Кстати, на санскрите «пратья» — pratyaJj — украшать — осталось в русском языке — платье.
«В начале XIX века создатели вышивок ещё помнили смысловое значение украс, жив был и обряд чтения узоров. Девушки собирались на него в своих лучших нарядах, парни выбирали в провожатые старых женщин, и те, показывая им вышитые девушками передники и подолы рубах, поясняли смысл узоров. Но во второй половине прошлого — начале нашего столетия содержание народного узорочья стало забываться».
Академик Б.А. Рыбаков пишет: «Во время полуязыческих общественных празднеств девушки украшали полотенцами ветки деревьев. Этнографам известны священные рощи с часовенками, куда приносили вышитые полотенца». Схожие приёмы оформления торжеств были в Древней Греции, в Индии и в современной России, скорее всего, это не заимствование обряда той или иной стороной, а свидетельство более древнего общего для наших народов языческого мировоззрения.
В начале XIX века Рушник с маками надевали на свадьбе на плечи жениху и невесте, рушники одевали и родители, дружки и гости. Вспомните описание индийской свадьбы, где на жениха, невесту, гостей надевают гирлянды из цветов. Яркие цветы с сильным запахом, сплетённые в гирлянды на свадебной церемонии являются оберегом от враждебных сил. В нашем климате даже в период цветения невозможно сохранить цветы в гирлянде, они быстро вянут. Языческие предки славян нашли способ сохранить традицию цветочных оберегов на свадьбе, они стали вышивать рушники — невянущие гирлянды, обильно украшая их красными цветами маков. Между индийскими свадебными гирляндами и славянскими рушниками можно ставить знак равенства, так как этот общеславянский и индо-арийский обычай имеет общие корни.
«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…» — читаем мы о Царевне Лебедь у А.С. Пушкина в «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
В свадебном индийском костюме мы видим эту звезду во лбу, и в вышивке на одежде жениха, и в рисунках на руках невесты мы видим магические знаки плодородия с семенем или зерном в центре, которые встречаются на традиционных славянских вышивках
Традиция цветочных оберегов на свадьбе известна с ранних времён становления человеческого общества и характерна для всех культур на Земле. Археологи находили пыльцу цветущих растений в древнейших палеолитических захоронениях, букетик цветов найден в гробнице Тутанхамона в Египте.
hist-etnol.livejournal.com
Вышивка на Руси
Ростовский филиал
Санкт-Петербургского государственного
университета культуры и искусств
РЕФЕРАТ
По предмету: «Народное художественное творчество»
На тему: «Вышивка на Руси»
студентки 1го курса
специализации: «Постановка КДП»
Ногиной Инны Леонидовны
Преподаватель:
Лисихина Т.И.
7
Ростов-на-Дону 2009год
План работы
Введение
Свадебные традиции
Полотенца, рушники
«Золотое шитье»
«Северная вышивка»
Ивановская вышивка
Вологодская вышивка
Виды швов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства.
Каждое изображение, каждый узор охранялись и не изменялись, потому что все они несли смысловую нагрузку, имели определенное значение, часто магическое, заклинательное и были отражены понятием о жизни и смерти, о приобретении потомства, о сохранении имущества, размножении скота и вызревании урожая.
Девочка семи — восьми летнего возраста начинала готовить себе приданое, и к пятнадцати — шестнадцати годам должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, подзоры, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет. Готовили полотенца, которыми одаривали на свадьбе родню жениха и почетных гостей. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий и по их числу, и качеству судили о мастерстве и трудолюбии невесты. Женская одежда и орнаментация постельных принадлежностей (подзоры), в основном связанных со свадебными обрядами, насквозь пронизаны магическими заклятиями, формулами и символическими «письменами» узоров. Таковы подвенечные кокошники невест, рубахи, накидки на свадебные повозки и многое другое.
Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Белый цвет на Руси считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался. Во многих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первый был простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном и покрытая черной фатой). Второй же обязательно был красного цвета и символизировал радость.
Основу свадебного костюма составляли рубаха и сарафан. Впрочем, из этих же деталей состояли и повседневные, и праздничные костюмы. Но отличие свадебного наряда было прежде всего в отделке.
Нижняя рубаха украшалась богатой вышивкой — орнаментом с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц. Птицы вообще были излюбленным мотивом вышивок в Древней Руси — поскольку птица считалась символом добра.
Поверх рубахи надевался нарядный сарафан. Долгое время существовала традиция: невеста должна была шить себе сарафан сама, украшая его вышивкой и бисером. Позже это перестало быть обязанностью невесты. Но традиция богато украшать основную деталь свадебного наряда осталась. Сшитый из красного шелка, полупарчи или парчи сарафан отделывался золотым и серебряным шитьем, бисером, тесьмой.
Свадебные головные уборы русских невест происходили от цветочныхвенков (древнейшего украшения) и в XI-XIV веках представляли собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Однако позже в свадебных нарядах появились кокошники.
В северных регионах России на голову невесты надевали корону, усеянную круглыми «шишечками» из золотых нитей. Новобрачной желали, чтобы у нее было столько детей, сколько шишечек на короне.
Если невеста происходила из княжеского рода, она должна была одевать плащ-мантию из тяжелой парчи с золотым шитьем.
В XV веке знатные невесты шли к алтарю в парчовых платьях, расшитых жемчугом и отороченных мехом.
Весить такой наряд мог до 15 килограмм!
Как уже было сказано, вышивкой украшали предметы быта — полотенца, подзоры, столешники (скатерти). Так же вышивали праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и другие изделия. Как правило, выполнялись они из простых, недорогих материалов, но отличались высоким художественным мастерством. Специально pитyальным предметом, давно обособившимся от своего бытового двойника, было полотенце с богатой и сложной вышивкой. Полотенца служили вожжами свадебного поезда, на полотенцах несли гроб с покойником и опускали его в могилу. Полотенцами увешивали красный угол; на полотенце — «набожнике» помещали иконы.
Особенно широко использовались полотенца в свадебных обрядах. Ими перевивали и увешивали спинку свадебной телеги или саней; использовали в качестве вожжей свадебного поезда; связывали жениха и невесту, чтобы те «жили согласно». Во время венчания жених с невестой держали в руках вышитое полотенце и затем дарили его священнику. Специально для обряда венчания шили «подножник» — небольшое полотенце, которое расстилали в церкви под ногами брачащихся, впоследствии он использовался как оберег от порчи. По старому обычаю с момента вступления молодой в дом мужа, в семье употреблялись только ее полотенца.
Особую роль полотенце играло во время встречи почетных гостей: на нем подносили хлеб — соль — знаменитые символы русского гостеприимства.
В русских деревнях во время больших общественных несчастий не только строили всем миром в один день «обыденные храмы», но и ткали и вышивали «обыденные полотенца». Во время полyязыческих общественных празднеств девушки украшали полотенцами ветки деревьев. Известны священные рощи с часовенками, куда приносили вышитые полотенца.
На Руси исконно вышивка была одним из самых любимых видов рукоделия. Это было связано не только со стремлением русского народа к красоте. В основе вышивки заложены стародавние обычаи и обряды.
Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является «ромб». В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери — прародительнице — непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб — «репей» в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного «цвета» — молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была «розетка», состоящая из 8 — ми лепестков — лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия. Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает «мировое дерево» — дерево жизни.
Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях:
в центре, всадники или птицы по сторонам;
держащая ветки или светильники;
с птицами в руках и т.д.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят и находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это — фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, ежедневную одежду знатных людей.
Золотым шитьем называется вышивка металлическими нитями золотого и серебряного цвета. До 11 века в этом виде шитья употребляли волоченное золото и серебро. Выполнялись вышивки металлической нитью в прикреп, то есть металлическая нить накладывалась на ткань, в то время как льняная или шелковая нить пришивала металлическую. Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. Эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре металлических нитей. При желании создать выпуклый рисунок подкладывали бумагу или вату. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода.
Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах. Наибольшей популярностью пользовалось шитье по бархату малинового и красного цвета.
Шитье начала — середины XVI в. продолжает традицию живописности с использованием разноцветных шелков. Разнокрасочные, светлые, яркие и ясно видные прикрепы смягчали блеск золота, смешиваясь с ним, и давали яркую, определенную узорность.
В XVI в. все еще продолжает жить и древняя языческая символика. Она встречается в церковных и в бытовых предметах. Например, женский головной убор — волосник — из погребений цариц в кремлевском Вознесенском монастыре. Это — вязаная шапочка, на очелье которой по красному шелку золотой нитью вышит повторяющийся рисунок — «древо жизни» — со стоящими по бокам «инрогами». Ниже — узкая полоса орнамента из растительных побегов. Единорог считался на Руси символом плодородия, он был также личным знаком Ивана Грозного, на его печатях и др. предметах.
mirznanii.com
Вышивка на Руси: что она символизировала? | Культура
Основным материалом был холст, льняной или посконный, самый крепкий, выработанный из мужских стеблей конопли. Посконь в основном шла на рабочую одежду, праздничные же вещи шили из тонкого отбеленного полотна.
Фактура у холста сетчатая, она позволяла вышивать узор без канвы, по счету нитей. Один из древних швов — двусторонний, при котором узор получается одинаковый как на лице, так и на изнанке. Нитки чаще всего брали льняные, окрашенные в красный цвет. Красные узоры, выполненные двусторонним швов на белом холсте — самые древние в технике вышивки.
К началу ХIХ века расцветка становилась все разнообразнее и ярче. Мастерицы использовали и шелка, и золотую нить, и разноцветную шерсть — гарус. А вместо холста все чаще брали ярко-красный фабричный кумач, особо любимый русским народом.
Примерно с середины XIX века меж рукодельниц распространяется новый шов — петельчатый, или, как его называют, тамбурный. Петелька за петелькой, и на кумаче появлялись раскидистые деревья, птицы — «курушки», фигурки людей. Теперь не надо высчитывать нити, чтобы точно повторить древний узор, вышивка на одежде идет свободно и напоминает рисунок цветными карандашами.
Большинство домашних вещей крестьяне изготавливали своими руками. Женщины сеяли, убирали и обрабатывали лен и коноплю. Пряли, ткали и шили из холстины одежду и украшали ее. Участвовали в работе и дети. С малых лет девочки начинали готовить себе приданое: вещи складывались в коробью, потому и приданое тоже называлось «коробья».
Украсить одежду старались как можно лучше, особенно праздничную. Ведь по ней судили люди о трудолюбии, мастерстве и вкусе хозяйки. Костюм же молодой замужней женщины был самым нарядным. Крестьянки расшивали и головные уборы: девушкам — перевязки с открытым верхом, женщинам — кокошники, полностью закрывающие волосы. Украшали такие уборы бисером, жемчугом, который исстари добывали в северных реках. В ряде губерний шили удивительно нарядные «золотые платы».
Основной частью костюма была рубаха. Вышивкой украшали ее плечевую часть, «оплечья», которые видны были из-под сарафана, вороток, подол, а порой и весь рукав. У тех же рубах, что специально предназначались для покоса и жатвы, узор широкой полосой стлался по подолу. Нарядно одетые крестьяне собирались вместе и с раздольной песней шли работать в поле. Вышитым узорочьем украшали сарафаны и полушубки, мужские и детские рубашки, рукавицы, перчатки и даже обувь.
Важную роль играло в народной жизни полотенце. Им не только утирались. Самые нарядные были традиционным свадебным подарком невесты жениху, украшением крестьянского жилища. Вешали полотенца в передний «красный» угол, на стены избы. Украшали ими и повозку с молодыми, чтобы всем было видно: это свадьба, это праздник. Свадебные чины — дружки и тысяцкие полотенцем перепоясывались либо повязывали его через плечо.
Дошли до нас и древние свидетельства, что славяне «поклонялись убрусцам» — полотенцам. Вернее, изображениям на них. В вышивке наиболее распространен был образ птицы. В одних случаях ее изображали обобщенно, в других легко можно было определить породу: орел, лебедь, петух. Но особенно любимой в народе была Пава с большим пышным хвостом. Оперение ее подчас настолько разрасталось, а хвост так удлинялся, что называли ее даже «рыбиной». Паву-птицу на рукоделье иногда окружают маленькие птички, возможно, ее птенцы.
В русской земледельческой обрядности прилет птиц был одним из самых важных событий года. Ведь птица — символ света и тепла: по народным поверьям, именно она приносит весну на нашу землю. Так же тесно связан этот образ и с представлениями о солнце. Раньше существовал обряд, ставший затем детской игрой: молодежь выходила за околицу с испеченными «жаворонками», поднимала их высоко над головой и «закликала» весну, звала «тепло летушко».
Очень часто встретим мы в вышивке и величавые женские фигуры. По сторонам от них — птицы, кони, всадники. Руки женщины то воздеты к небу, то обращены в благословляющем жесте к всадникам. Коней они нередко держат за поводья. И все, кто окружают ее, словно ей поклоняются. Таким предстает в вышивке образ великой Матери Земли, Матери всей природы.
Иногда место женской фигуры в трехчастной композиции (с двумя конями) занимает дерево — символ растительности. Славяне издавна были земледельцами, и все их мировоззрение было проникнуто постоянной заботой о будущем урожае, от которого зависела жизнь их рода. С такими просьбами и обращались они к матери сырой земле, изображенной на полотенцах в виде женщины. Узоры русской народной вышивки были тесно связаны с древней славянской мифологией, с почитанием земли и ее плодородия.
Изобразительные мотивы бытовали в основном на русском севере и северо-западе — в Новогородчине и Вологодчине, в бывших Олонецкой и Архангельской губерниях. К югу же от Москвы преобладали геометрические узоры. Это ромбы (в народе их называли кругами), перекрещенные косыми крестами, ромбы с завитками по углам, прямые и косые кресты. Все эти символы, тесно связанные с представлениями о солнце в глубокой древности, сохранились в памяти народной и по сей день.
С середины XIX века в вышивке все чаще отражается окружающая действительность. Например, реальный мир растений: мы отчетливо различаем вышитые по кумачу елочки, березки, ромашки и васильки. Встретим и животных — обычных деревенских петухов, гусей, лошадок. Увидим бытовые сценки с чаепитием и хороводами, сюжеты известных всем сказок. По заказу помещиков мастерицы изображают целые картины быта хозяев с дворцами, выездами карет.
Многое из того, что жило раньше в крестьянском быту, собрано музеями. Вышитые по традиции узоры и сегодня украсят интерьер дома или одежду. Почему бы не расшить занавески на окне, легкую летнюю блузку или фартучек, почему бы не вышить на модной холщовой сумке птицу Паву или петуха?
Теги: фольклор, творческая мысль, одежда, ручная работа, ткань, Русь, народ, русские, традиции, вышивка, рукоделие, вышивка на одеждеshkolazhizni.ru
Тема урока Русская народная вышивка Полотенце — древний
Тема урока «Русская народная вышивка» Полотенце — древний оберег
Вышивка на полотенце Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую. На полотенце вышивали узор красными нитками — это был древний оберег дома от злых духов. Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.
Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Косой крест с загнутыми концами – солярный знак — солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).
Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – матьсыра Земля» .
Макошь Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.
Птица • Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.
Конь Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.
Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудодерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.
• Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок. Вода
Название и предназначение полотенца • Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождае т его всю жизнь от рождения до смерти.
Родильное полотенце • Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.
Поясок для новорождённого На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти –оберег. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясалсязначит, открылся нечистой силе. Свивальник Новорожденного ребёнка пеленали в свивальник- узкую длинную полоску ткани, это тоже полотенце.
Вытиральное полотенце • У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утромот ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.
Свадебное полотенце • На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Вышивали на них птицу-паву в знак любви, дополняли вышивку растительными элементами и маленькими птичками. Это пожелание молодым добра и счастья.
Погребальное полотенце • И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души. Знак перекликается с символом земли, но ромб, состоящий из трех пар пересекающихся линий, оставался внутри пустым.
Современные полотенца Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение и сейчас они не утрачены
present5.com
Вологодские узоры — вышивка, набойка, ткачество » Перуница
Вышивка
В отличие от набойки и узорного ткачества вышивание не требовало особых приспособлений. Для него достаточно было полотна, ниток и иглы, которые имелись в каждом доме. Смысл вышивки заключался не только в самом орнаменте на полотне, но и в создании фактурного богатства его поверхности, расшитой мелкими швам-узорами. Для этого существовало множество видов швов с особыми приемами их исполнения и узорной структурой. Одни шились прямо по поверхности полотна, другие требовали предварительного продергивания его нитей и создания таким путем сквозной сетки, служившей своего рода канвой для последующего вышивания.
Таким способом «по-перевити» исполнены знаменитые вологодские подзоры — края простыней, украшавшие праздничную постель. Эти широкие до двух метров длиной полотнища расшиты удивительными многофигурными композициями. В сплошном орнаментальном ряду развертываются изображения фантастических зверей и птиц, зданий с колоннами и балюстрадами, около которых гуляют дамы в кринолинах и кавалеры в париках и камзолах по моде конца XVIII века. Поверхность каждой фигуры заполнена мелкими геометрическими узорами, создающими богатую игру вышитой фактуры. Плотный силуэт изображений противопоставлен легкому сквозному фону.
Большинство сохранившихся вышивок датируются XIX-XX веками. Но орнамент их гораздо древнее вещей, на которых он исполнен. Вышитые предметы также играли важную роль в народных обрядах и сохранили узоры разного времени. Среди узоров вологодской вышивки есть все типы орнамента: геометрические, растительные, сюжетные, изображения зверей и птиц. К числу древнейших мотивов относятся многие геометрические орнаменты и трехчастные композиции с вышитыми человеческими фигурами в центре и конями, всадниками или птицами по сторонам. Они исполнялись на концах полотенец, краях передников, подзорах и подолах рубах. Величественные и торжественные, такие композиции вышивок донесли до нас отголоски языческой мифологии древних славян. Ученые полагают, что женские фигуры, образы всадников и птиц были символами Природы и подчиненных ей стихий огня, воды и воздуха. Вышивки этого круга всегда исполнены старинным двусторонним швом — одинаковым с лица и изнанки — красными нитями по льняному полотну. Их рисунок четок, изображения геометризованы и пронизаны линейным ритмом.
В разных районах вологодской земли сложились местные разновидности шитья. Их оригинальность проявлялась в сюжетах и характере орнамента, своеобразии техники вышивки и приемах ее исполнения, размерах узоров, их цвете вообще и даже оттенках красного цвета нитей. В Великоустюжском уезде вышивали свадебные ширинки, украшенные крупным геометрическим орнаментом. Настланные белыми льняными нитями по белой сквозной сетке мотивы крючковатых крестов со сложными отростками, возможно, когда-то были символами плодородия и несли с собой пожелание счастья и благополучия.
Композиции с человеческими фигурами и птицами особенно типичны для вышивок из района Чарозера и Устюжны. Они украшали главным образом полотенца, на длинных узорных концах которых нередко вышивка сочеталась с ткаными проставками, полосами кумача, плетеным и вязаным кружевом. В вышивках этих местностей часто встречаются изображения птицы-павы с длинным хвостом и особенно женской фигуры. Расположенная в центре трехчастной сцены или повторяясь в ряду, в одних произведениях она схематична и геометризована, вместо головы — цветок-розетка, а поднятые крючья-руки оканчиваются гребнями-пальцами; в других случаях изображение более конкретно, руки на поясе, а голова подобна человеческой. Иногда такие фигуры держат в руках птиц. Если устюженская вышивка исполнялась целиком крупными стежками двустороннего шва, то в чарозерских в дополнение к нему применялась еще техника «набора» с характерными вертикалями прямых линий.
На подзоре XIX века из Сольвычегодского уезда вышиты барсы с поднятыми лапами и процветшим хвостом, чередующиеся с пышными кустами. Образ барса и торжественный строй композиции напоминают об их истоках в средневековом искусстве. Но мастерицы исполнили узор в традициях крестьянской вышивки своего района, для которой характерен шов в мелкий крестик с зернистой рельефной фактурой поверхности.
Мелкая и дробная узорчатость фигур с более строгими крестовидно-ромбическими заполнениями отличает вышивки из Тотемского уезда. Здесь часто вышивали изображения птицы с пышным павлиньим хвостом. На одном из полотенец орнамент воспроизводит сценку на крестьянском дворе, где вокруг павы расхаживают простые птички, и словно от удивления всплеснув руками стоят геометризованные человечки. В XIX — начале XX века подобный «бытовой жанр» все больше привлекал внимание народных мастеров и находил выражение даже в таких приверженных старине видах искусства как крестьянская вышивка.
Сегодня в текстильных искусствах Севера произошли существенные перемены. Они обусловлены не только новым мировоззрением и материальными условиями жизни людей, ускоренные темпы жизни почти не оставили свободного времени, необходимого для кропотливых женских рукоделий. Тем не менее, текстильные народные искусства продолжают жить. И если самое трудоемкое из них — вышивка в большей мере стала достоянием прошлого, то многие виды тканья и кружевоплетение обрели новые формы развития, диктуемые современностью.
Набойка. Ткачество
Среди способов украшения тканей набойка — едва ли не самый простой. Для набивки тканей применялась деревянная доска с резным узором или выложенным и врезанным в толщу доски металлическими пластинками и шпеньками. Квадратные доски — «манеры» размером примерно 20×20 см делали из твердых пород дерева. На такую доску наносили специальный состав — «вапу», отпечатывали его на гладком холсте, затем ткань опускали в чан, где она окрашивалась в густой синий цвет. Зарезервированный вапой узор оставался неокрашенным и тонким графическим рисунком выделялся на синем фоне. Иногда поверх основного орнамента мастера наносили специальными трафаретами оранжевые горошины, что обогащало декоративные качества ткани. Набивка тканей не была домашним производством. Этим промыслом занимались красильщики или синильщики, владевшие небольшими мастерскими и обслуживавшие население окрестных деревень. В каждой мастерской существовал узорник или «заказник» — многометровый холст с отпечатками всех имевшихся досок. Такой узорник раскидывали на местном базаре или ярмарке и по нему принимали заказы на изготовление набойки с соответствующим орнаментом. Заказчик прилагал к номеру узора рулон гладкого домотканого полотна и через некоторое время получал его в виде готовой кубовой набойки.
На территории Вологодской губернии производство набойки было особенно развито в бывших Никольском и Грязовецком уездах. Из кубовой набойки делали занавески, скатерти, украшенные в середине крупными розетками и широкой каймой по краям; шили передники, мужские порты и рубахи, женские сарафаны. В орнаменте кубовой набойки преобладали растительные формы. Но это не конкретные растения, а условные ветви с цветами и листьями, геометризованные кустики, несущие в своем рисунке и плавных изгибах отзвуки живой природы. Композиции узоров кубовой набойки несложны: отдельные мотивы чередуются в шахматном порядке или повторяются рядами и косыми полосами. Ритмично и равномерно располагаются они по всему полю холста. Орнамент набойки всегда графически четкий, линейный, это своего рода гравюра на холсте. Кубовая набойка бытовала вплоть до 1930-х годов. Ее богатое орнаментальное наследие и технические принципы успешно используются ситценабивной промышленностью.
По сравнению с набойкой узорное ткачество — технически самый сложный вид украшения тканей. Его сущность состоит в создании орнамента и узорной структуры в самом процессе тканья. Для этого служило специальное приспособление — ткацкий стан с натянутыми продольными нитями основы, которую поперек переплетали нитями утка. Простейший способ полотняного переплетения мастера дополняли различными приемами и усовершенствованиями. Ткачихи, не всегда умевшие написать свое имя, осуществляли сложнейшие расчеты нитей и их сплетений в различных техниках ткачества.
Среди видов тканья на Севере были особенно распространены пестрядь, ремизное и браное ткачество. Пестрядь — простое переплетение цветных нитей, образующих небольшие клетки и полосы. Из пестряди шили рубахи, сарафаны, делали передники, скатерти, покрывала. Ремизные ткани создавали с помощью дополнительных приспособлений на ткацком стане, которые позволяли сочетать гладкую и рельефную фактуру, усложнять структуру орнамента. Ремизная техника применялась главным образом в тканье скатертей и полотенец. Но более сложные и оригинальные орнаменты выполнялись браной техникой, дающей узор как с лицевой, так и с изнаночной стороны ткани. Бранину применяли для украшения многих предметов одежды и домашнего обихода. Сама техника обусловила геометрический характер тканых орнаментов. В них обычны мотивы ромбов, квадратов, полос, зигзагов, угольников и других простейших фигур. Но господствует среди них мотив ромба. Поставленный на сторону или углом, с отростками или мелкими ромбиками по углам, крупный или миниатюрный, целиком или поделенный на части, в сложно узорных композициях или главенствующий на конце полотенца, ромб входит в бесчисленное множество орнаментов, но никогда не бывает одинаковым.
Геометризованные формы приобретали в ткачестве и человеческие изображения, редкие в этом виде искусства. Особенно характерны они для тканей из района Великого Устюга, где составляют уникальную особенность местной бранины. На передниках, косынках, полотенцах нередко вытканы ряды человеческих фигур, женских в длинных юбках и мужских в коротких рубахах, стоящих подбоченившись, словно в хороводе. У них типичные ромбы-головы и крючья-руки. Плоскостность изображений и взаимная параллельность всех линий подчеркивают орнаментальность исполнения.
Сегодня узорное ткачество сохраняется в ряде районов Вологодской области руками старейших мастериц. Уйдя на пенсию, они вспоминают навыки традиционного ремесла и стараются передать их молодежи. В тканье половиков и лоскутном шитье находят выражение современные формы древнего геометрического орнамента.
www.perunica.ru
Славянская вышивка. Восточно-славянские орнаменты — Славянская культура
В вышивке России, Украины и Белорусии наиболее известный период развития вышивки начинается с конца XVIII века. В это время вышивка стала одним из основных занятий и для девушек в крестьянских семьях, и для женщин в семьях купцов и помещиков, и для благородных горожанок.
Как правило, вышивкой украшались женские сарафаны, передники, подзоры и столешники. Особое место в этом ряду занимали мужчкие и женские вышитые рубахи, а также полотенца. Рубахи вышивались на все случаи жизни: от крестин до похорон. Выходя замуж, новобрачная приносила в дом целый гардероб для себя и своего суженого. Одних только полотенец считалось приличествующим изготовить не меньше сотни. Ведь полотенце в славянской традиции — не только предмет быта, но и традиционный подарок, который достойно преподнести на свадьбу, именины, почетным гостям, друзьям, крестному, священнику…
Перед свадьбой обязательно организовывалась своеобразная выставка приданого невесты, где по совершенству вышитого узора односельчане оценивали трудолюбие и добропорядочность будущей хозяйки молодой семьи.
Вышивка у всех народов всегда носила не только и не сколько декоративный характер. К вышитым вещам относились как к очень сильным оберегам. Причин тут несколько. Во-первых, почти у всех индоевропейских народов полотно — символ жизни, где сплетенные нити — это судьбы людей, а вышитый узор на полотне — призванная божественная помощь, оберег для того, кто пользуется вышитой вещью. Во-вторых, работа над вышивкой требует много времени и большого внимания, а значит, будет выполняться только для действительно любимого человека, что также является сильнейшим оберегом. Ну, и наконец, вышиваемые узоры обязательно несли в себе строгий смысл, послание богам и информацию для окружающих о хозяине вышитой вещи.
В течение нескольких столетий у славянских народов выработались определенные приемы вышивки, в каждой местности оформился свой характер традиционного орнамента и его колорит. Вот почему до сих пор по цветам и орнаменту вышивки можно определить, где она была выполнена.
Узоры вышивок часто состояли из геометрических фигур сложных очертаний, в основе которых лежал ромб или квадрат. Ромб с точками внутри символизировал засеянное поле, достаток, изоблие. Особенно разнообразными были очертания ромба: с выступами по углам, пересеченный двумя диагоналями, гребенчатый, с попарно отходящими от его углов спиралями, и т. д. Ромбы в узорах располагались цепочкой друг за другом или сочетались с другими геометрическими мотивами: косым крестом, звездой, розеткой.
Кроме геометрических мотивов, в славянских вышивках встречается изображение цветов, кустов, деревьев. Растительные мотивы сочетались в узоре с изображением птиц или зверей. Это был целый мир поэтических образов. Сказочные птицы-павы с роскошными хвостами, скромные маленькие уточки, величавые, грациозные лебеди, горделивые кони, изящные олени с ветвистыми рогами изображались среди цветущих кустов и деревьев. Не менее часто встречается в народной вышивке изображение величавых женских фигур с птицами или цветами в руках и всадников на сказочных конях.
Мотивы цветов, деревьев, птиц, зверей, всадников и женских фигур в народном искусстве всегда были наделены емкой и многозначной символикой. Так, лебеди являлись олицетворением юной прекрасной девушки и невесты или считались символом верной любви, голуби были символом супружеской верности и счастливой семьи.
Уточки воспринимались как знак трудолюбивой хозяйки дома, были символом плодородия, а также символизировали смену дня и ночи, ведь по славянским легендам, именно уточки несли колесницу Даждь-Бога — Солнце по извечному кругу из живого мира в исподнюю страну. Особое место в славянской символике занимали фигурки водоплавающих птиц (уток) с конскими головами. Это — символ круговорота в природе, смены дня и ночи. Согласно языческим верованиям, днем колесницу Солнца несли волшебные кони, а ночью — уточки. Отсюда и возник такой образ — уточка с конской головой.
На многих вышивках присутствует символическая фигура величавой большеголовой женщины в широкой юбке с поднятыми вверх или схематично подогнутыми вниз и к себе руками. Это образ богини Макоши, считавшийся у древних славян богиней плодородия, женского рукоделия, покровительницей дома и его хозяйки. О роли Макоши в славянском пантеоне богов красноречиво свидетельствует русская поговорка — отмолвка: «Это все Макошь ткала, пока я на полатях спала!» Таким образом рукодельница отводила от себя сглаз, одновременно призывая на свою работу благословение Богини.
Изображение сказочной птицы — павы (иногда ее называют жар-птицей) издавна является у славян символом счастья и любви. Птица-пава всегда изображалась на вышивках в профиль с гордо вскинутой головкой, поднятым крылом и огромным хвостом, напоминающим ветвистый куст с перистыми листьями и небольшими цветами. Пушистый хвост этой сказочной птицы и ее оперение в виде петель, колец и зигзагов переливались всеми цветами, подчеркивая ее необычность.
Славянская вышивка имеет также множество растительных и цветочных мотивов. Один из них — Мировое дерево, символизирующее связь нижнего, «исподнего» мира, земли и всех девяти небес. Изображали Мировое дерево пышным, высоким, с различными фантазийными цветами и птицами на ветвях.
Разбирая символику славянских вышивок, невольно поражаешься глубине мысли и широте фантазии, присущей нашим предкам. Глубокий символизм и аллегоричность — признак высокой культуры общества, особенно если учесть, что вышивки эти создавались массово, от больших городов до самых малых поселений.
Глубокое исследование вышивальных мотивов и орнаментов славянского язычества неоднократно проводилось известными учеными. Для знакомства с истоками славянской мифологии и культуры советую обратиться к работам специалиста в области истории, культуры и археологии Древней Руси Бориса Александровича Рыбакова. В частности, к его книге Язычество древних славян.
Я же предлагаю Вам славянские языческие мотивы и орнаменты, переложенные для вышивки крестом.
Похожие статьи:
Славянские символы → Воздействие Славянского орнамента на организм человека
Славянские символы → Солнечное Коло восточных славян
Книги → Марина Качаева — Сокровища русского орнамента (2008)
Славянские символы → Вышивка – оберег тысячелетий
Ремесла → Вышивка. Восточно-славянские орнаменты
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru