Содержание

Xelena crochets: «Домик с розами, RTO»


Кто-то написал, что я буду гордиться собой, когда закончу. Но мое основное чувство — удивление. Во-первых, удивление, что я наконец-то эту вышивку закончила (тут двойное удивление — что вышивка не бесконечна, и что у меня все-таки хватило силы воли доделать), во-вторых, смотрю и удивляюсь — это Я сделала?

This is a boasting post about my finally finished cross stitch project. It took only 44 days to complete, but these 44 days were spread across almost one year. The size is 32×29 cm.

Вопрос про волшебный ли домик. Конечно, волшебный! Т.е. он еще пока этого не проявил, но я не оставляю надежды. 😉 Знаете, как я начала его вышивать? Начала я его еще совсем-совсем давно, немного вышила и бросила, поняв, что мне не осилить такой большой дизайн. А в прошлом году ехали мы с мужем на дачу забирать вещи, погода была ужасная (моя любимая осенняя — дождь, туман, темно, мрачно), и я смотрела на домики вдоль дороги, где уютно горели окна и представляла себе, как было бы здорово, если бы у меня был дом. И в такую погоду у меня бы тоже горел свет, я бы пила горячий чай, рядом посапывал бы Дживс, и было бы мне уютно и хорошо. Вернувшись домой, я начала вышивать. 😉

Ну, что ж. Теперь всякое разное про этот проект. 😉

Набор оригинальный, RTO (R199) — «Домик с розами». Размер 32х29 см. 30 цветов и 12 смешанных, канва Аида из набора. Вышивка начата 18 октября 2012 г и закончена 22 сентября 2013 г. На самом деле, конечно, не так долго я вышивала, у меня было полгода, наверное, когда вообще не прикасалась. По статистике «сколькокрестиков.ру» вышивка заняла 44 дня со средней скоростью 335 кр/день. А всего получилось 15069 крестиков (если это расходится с данными производителя или отшивших, не удивляйтесь, у меня нет дыма в одной из труб, ну, и по мелочи, т.е. по краям, я кое-где не доделала. Но мне и так красиво. ;-))).

Мне не хватило очень много ниток. Если быть точной, то 16 цветов (если у кого-то в закромах лежит этот набор и вы, как я, вышиваете не экономно, то вот эти цвета: (I) 2, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 14, 15; (II) 1, 3, 7, 11, 12, 14, 15.

Пришлось подбирать из запасов, поэтому у меня тут и Гамма, и DMC, и мадейра. Да, а в наборе DMC.

За время вышивки были прослушаны следующие аудиокниги:
Агата Кристи:
Curtain
The ABC murders
The Affair at Styles
The dumb witness
Cards on the table (все на англ., начитано Хью Фрейзером — это он играет Гастингса в сериале с Давидом Суше. Читает чудесно!!!). Было бы больше, но на торренте книги кончились или скачались с ошибками и послушать не получилось.
Еще «Два капитана» и несколько Гарри Поттеров. 😉 Остальное время за вышивкой я провела в тишине. 😉

Дом с розами (№710) — Пейзажи, здания

612Ambersun 26 фев

выдает ошибку, при попытке скачать журнал

611Peach2058 23 фев

Добрый день, можно ли Вам заказать схему для вышивания бисером? Меня интересует схема, которую я смогу распечатать на листы бумаги и по ней вышивать.

610Берта 24 янв

Ничего не работает по журналами

609chupachups 19 янв

не работают ссылки на журналы(

608Dilshoda 13 янв

Здравствуйте, я бы хотела узнать почему журналы не открываются? Сайт вообще работает?

607nata 8 янв

програииа для схеи

606Ceci 18 ноя

Me he registrado en su web pero no puedo descargar ningún esquema. Desde España no se puede?

605
Ceci 18 ноя

Me he en su web pero no puedo descargar ningún esquema. Desdee spaña no se puede?

604cassandra 27 сен

ДОБРЫЙ ДЕНЬ!Зарегистрировалась на Ваш сайт из-за журналов но они не открываются.КАК ЖЕ ТАК?

603Lyusima 10 сен

Добрый день! Устанавливаю программу Cross Stitch Professional Platinum, но там запрашивает код. Без него не работает программа. Как её установить, что бы работала.

602Kondor 8 сен

Cross Country Stitching -большинство ссылок не активно

601Havana Summer 4 сен

Доброго дня) Почему-то при попытке скачать любую схему, пишет «У вас нет прав на скачивание данного файла» как странно, я же зарегистрироваласть…:'(

600Истомина Ольга 11 авг

Журнал лена, при попытке скачать перебрасывает на в контакте, а дальше документ недоступен или удалён.

599Ladgena 6 авг

Aurora, ресурс VK выдаёт сообщение об ошибке — «Документ недоступен или удалён». проживаю в Сибири.

598Magdalena 6 авг

Здравствуйте! Как я могу скачать журнал.

597Aurora 2 авг

все журналы и книги по вышивке находятся на ресурсах VK и Mail.ru. Ссылки рабочие, но для жителей Украины недоступны

596lionelly 1 авг

Добрый день! Почему-то не скачиваются журналы Susanna и Лена рукоделие((((

595Ladgena 1 авг

NEbO, прошу Вашей помощи. Схемы скачиваются без проблем, а из журналов ни один не удалось скачать. Не увидела здесь журнала RICAMO, если появится возможность добавьте пожалуйста.

594Ladgena 1 авг

Добрый день! Почему-то не скачиваются журналы, автоматически перекидывает на «вконтакте», где говорит об ошибке.

593Aurora 15 июл

sawasdee74, все ссылки на сайте рабочие. На форуме, возможно, и нет

592sawasdee74 14 июн

Похоже, забросили сайт))) Большая часть ссылок не работает. ..

591xxammer 1 июн

Здравствуйте,не могу скачать журнал.Перекидывает в контакт .Помогите.

590Тетяна 19 мая

Не ожу скачати схему

589Наталья Савченко 13 мая

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста а почему есть ограничения в количестве скачиваний за сутки? С чем это связано?

588Ivanka Dimova 5 мая

Здравейте, благодаря за приема!!! Щастлива съм, че съм една от Вас!!!

587Марина 24 фев

Здравствуйте, хотела узнать, а можно ли увеличить размер вышивки, допустим с 20х30 переделать на 40х50, если можно, подскажите, пожалуйста, как?

586imoksana 2 фев

Обожаю этот сайт @}->— спасибо админам за их труд

585Марина 14 янв

Anchor

584NEb0 12 янв

если что-то не работает, по-прежнему, присылайте сообщения мне

583NEb0 12 янв

для техников — с 5. 5 php мы обновились до 7.4 за прошедший год, также как и с mysql 5.7 до 8.0

582NEb0 12 янв

здравствуйте, на пару дней возможны были отключения сервера, связанные с обновлением ПО на сервере. вообще, я надеялся, что все останется незамеченным, но судя по тому, что пару человек мне написало в личку, это не так. приношу свои извинения

581Svetylochka 9 дек

Благодарю

580NEb0 5 дек

https://aurora.empherino.net/lyudi/4248-poceluj.html если вы про эту схему, то PM

579NEb0 5 дек

если .xsd — то Pattern Maker, если .pat — то PCSitch. с вероятностью 95% вам нужна именно первая программа

578NEb0 5 дек

7-zip для формата rar должно быть достаточно. либо peazip, тоже бесплатная, Распаковываете, смотрите на формат самого файла внутри архива

577Svetylochka 2 дек

Neb0 очень хочу схему Поцелуй от Мирабилии Есть 7 zip . может есть еще какая пограмма для формата rar

576NEb0 2 дек

Svetylochka, какая конкретно схема? и читалили вы первый вопрос из списка https://aurora.empherino.net/faq.html ?

575Svetylochka 1 дек

Добрый вечер !!помогите уже скачала что только возможно а схема не открывается .

574ita170 27 сен

Здравствуйте мастера и мастерицы! Спасибо огромное за этот сайт! Такое мастерство, такая красота — СПАСИБО!!!

573Andrgey 11 авг

Добрый день. А где я могу купить материалы для вышивания. В Ченстохово:-[:-[

572nisa 4 июн

Здравствуйте. А можете добавить других вышивальних журналов еще? на пример Вышиванка,все о рукоделии, Украинская вышивка, Майстерня вышивки,susanna/ Спасибо!!!

571Наталья Савченко 28 мая

Спасибо огромное!

570
Катя 15 апр

Спасибо за подборку очень интересных журналов! В подборке журналов Creation Point de Croix вместо №31 закачан №30.

569Irma 14 апр

Спасибо огромное за возможность познакомиться с такими интересными журналами и схемами!!!

568Liana 13 мар

Большое спасибо за схему!!!

567АЛЯ 1 мар

Спасибо большое за журналы.Всех благ вам..!!

566Наталья 26 фев

Спасибо огромное*KISSED*

565Aurora 8 фев

Kurabiye, проверила. Все ссылки рабочие. Файлы находятся на облаке Mail.ru

564Kurabiye 8 фев

Не могу скачать серию Mango. Cahier du Createurю Пишет, что файл не найден.

563Aurora 23 янв

Добавила недостающие номера журнала 1000 Idee a Punto Croce, а также журнал Cross Stitch Collection за 2015 год

Только зарегистрированные пользователи могут писать в чате

Цветочные мотивы с розами в вышивке одежды

Роза…
Вы только представьте, разве можно не восхищаться этим цветком?

Роза — желанная гостья в любом палисаднике и в букете. Ее пьянящий аромат любят парфюмеры. О розах слагают стихи поэты.

Цветочными мотивами и узорами из роз украшались одеяния королевских особ, а в последнее время, розы мы все чаще видим на мировых подиумах, в коллекциях самых именитых дизайнеров.

Сегодня я хочу с вами поделиться великолепной подборкой самых изысканных нарядов, украшенных вышитыми розами.

Вдохновляйтесь!

Фрагмент вышитого мужского сюртука. Начало 19 века.

Вышитая деталь бального платья Эдвардианской эпохи. 1900 г.

Вышивка лентами на платье Эдвардианской эпохи. 1910-е гг.

Вышивка бисером. 1920-е гг.

Сестры Калло (Callot Soeurs) . 1925 — 1926 гг. Вечернее платье, вид сзади.

Пальто. Дизайнер: Эльза Скиапарелли. 1937г. Вышивка: Лесаж.

Фрагмент вышивки на вечерней блузке. Дом Скиапарелли (Schiaparelli). Дизайнер: Эльза Скиапарелли. 1938 г.

Пьер Бальмен (Pierre Balmain). Вечернее платье. Весна/лето 1954 г.

Франсуа Лесаж для Кристобаля Баленсиаги (Cristobal Balenciaga). Вышивка шелком, бисером и лентами. 1960 г.

Ив Сен-Лоран (Yves Saint Laurent). Вышивка: Ателье Лесаж. 1974 г.

Платье принцессы Дианы во время государственного визита в Корею в 1992 г. Дизайнер: Кэтрин Уолкер (Catherine Walker). Вышивка бисером.

Александр МакКуин (Alexander McQueen). Весна-лето 2007. Коллекция Sarabande. Вышивка шелком и живыми цветами.

Жан-Поль Готье (Jean-Paul Gaultier). Осень 2007.

Наим Хан (Naeem Khan). Весна 2009. Вышивка гладью.

Карен Торриси (Karen Torrisi). 2011 г.

Зухаир Мурад (Zuhair Murad). Осень 2012.

Blugirl (Блюгерл). Весна-лето 2013.

Rodarte (Родарт). Осень-зима 2013. Объемная вышивка гладью на свадебном платье.

Leonard, 2013.

Тадаши Шоджи (Tadashi Shodji). Фрагмент вышивки на платье.

Marchesa (Маркеза). Весна 2014. Коктейльное платье. Вышивка лентами по кружеву шантильи.

Maison Martin Margiela (Мэзон Мартин Маржела). Весна 2014. Объемная вышивка пайетками.

Клэр Петтибон. Свадебная осень 2014. Платье: Heart’s Desire.

Клэр Петтибон (Claire Pettibone). Свадебная осень 2014. Платье: Raven.

Marchesa (Маркеза). Свадебная осень 2014.

Temperley (Темперли). Осень 2014.

Очень много вышитых роз мы можем увидеть у Dolce & Gabbana. В частности, в коллекции осень-зима 2015 «Mothers and flowers», а также в моделях сезона весна-лето 2016.

Dolce & Gabbana (Дольче и Габбана). Mothers and Flowers. Осень — зима 2015.

Dolce & Gabbana (Дольче и Габбана). Mothers and Flowers. Осень — зима 2015.

Dolce & Gabbana (Дольче и Габбана). Mothers and Flowers. Осень — зима 2015.

Dolce & Gabbana (Дольче и Габбана). Mothers and Flowers. Осень — зима 2015.

Dolce & Gabbana (Дольче и Габбана). Mothers and Flowers. Осень — зима 2015.

Dolce & Gabbana (Дольче и Габбана). Mothers and Flowers. Осень — зима 2015.

Dolce & Gabbana (Дольче и Габбана). Mothers and Flowers. Осень — зима 2015.

Dolce & Gabbana (Дольче и Габбана). Mothers and Flowers. Осень — зима 2015.

Dolce & Gabbana (Дольче и Габбана). Mothers and Flowers. Осень — зима 2015.

Dolce & Gabbana (Дольче и Габбана). Mothers and Flowers. Осень — зима 2015.

Dolce & Gabbana (Дольче и Габбана). Mothers and Flowers. Осень — зима 2015.

Dolce & Gabbana (Дольче и Габбана). Mothers and Flowers. Осень — зима 2015.

Dolce & Gabbana (Дольче и Габбана). Весна — лето 2016.

Dolce & Gabbana (Дольче и Габбана). Весна — лето 2016.

Dolce & Gabbana (Дольче и Габбана). Весна — лето 2016.

Розы и декоративно-прикладное искусство. Часть 3. Украинская вышивка


Розы в украинской вышивке

Юта Арбатская

        Вышивка в Украине имеет довольно древние корни, украинская вышивка ведет свое летоисчисление еще с дохристианского периода. В то время вышитые рушники или сорочки-вышиванки служили оберегами — считалось, что они охраняют своего владельца от сглаза, а его дом от злых сил. С приходом христианства вышитыми рушниками украшали иконы, вышивкой украшали храмы (вышитые иконы, ризы). В наше время вышиванка стала наиболее модной праздничной одеждой в Украине, ни одна свадьба не обходится без вышитых рушников, в селах часто можно встретить вышитые подушки и покрывала.

        Самым распространенным орнаментом украинской вышивки (хотя на самом деле он был общим для всех восточнославянских народов) был геометрический орнамент, главные элементы которого составляли «ромбики с загогулинками». Они, по древним славянским поверьям, воплощали богиню земли, служили добрым охранным символом, который приносит счастье и покровительствует плодородию. Именно наличие последнего значения объясняет широкое распространение этого оберегового орнамента в обрядовой одежде, прежде всего, женской. Вышивка с такими знаками в женской одежде располагалась на головных уборах, груди и наплечнике, в мужской – на наплечнике, а также рукавах и подоле сорочки-вышиванки.


Орнаменты вышивки Хмельницкой области

        В растительном орнаменте наиболее часто использовались изображения листьев хмеля, веток калины, листьев и веток дуба, маки, лилии, виноград. Кроме того, вся украинская вышивка обозначена знаками Воды и Солнца. Солнце часто изображается восьмиугольной розеткой или цветком, а знак Воды напоминает свернувшегося ужа. Две стихии, которые создали земную жизнь, а потому их надо понимать как водную материнскую и солнечную отцовскую энергии [2].

        Цветочная тема проявилась в украинской вышивке не сразу: геометрические орнаменты постепенно видоизменялись до схематического, а потом и до натуралистического изображения цветов. Наиболее популярные цветы в украинской вышивке: барвинок, мальва, незабудка, ландыш, а часто и фантастические звездные цветы.

        Особое внимание уделялось рушникам — древним талисманам дома, семьи. В древности рушник, вышитый соответствующими узорами-символами, был неотъемлемым атрибутом многих обрядов: с рушником приходили к роженице приветствовать появление на свет нового человека, встречали и провожали дорогих гостей, справляли брачные обряды, провожали в последний путь, украшали иконы и накрывали хлеб на столе. Рушники были своеобразным освящением начала дела и его окончания.


Образцы рушников. Полтавщина. Конец XIX – начало XX в.

        Розы появились на рушниках и одежде лишь в XIX веке. Мотив «роза», «рожа», «ружа», «троянда» можно отнести к своеобразным нововведениям в орнаментике вышивок на одежде. Исследователи выводят ее происхождение из геометрических орнаментов путем усложнения крестиков, розеток, некоторые, в частности Г. Павлуцкий, видит в этом мотиве ближневосточные влияния [1]. Одной из причин популяризации темы розы в вышивке в Украине, на наш взгляд, является то, что основной религией в Западной Украине было католичество, где роза – это символ Девы Марии, а белая роза подразумевает чистоту и невинность. Впрочем, следует отметить, что словом «рожа» в Украине называли не только розу, но также шиповник и мальву.

        На рубеже XIX-XX веков происходит кардинальное изменение художественно-образного решения народной вышивки. Объясняется это распространением техники крестика. Этой техникой вышивали в городах и барских имениях разнообразные предметы интерьерного назначения: панно, скатерти, салфетки. Первые орнаменты появились в российских печатных изданиях, которые копировали рисунки итальянских, голландских и немецких узоров.

        Малоформатные книжечки и альбомы, отдельные листы с рисунками в псевдонародном стиле издавались в Москве, Киеве, Петербурге, Одессе, Могилеве и распространялись по городам и селам Центральной России, Украины, Белоруссии, Бессарабии. Печатные рисунки с яркими орнаментами и картинками для вышивания издавали как приложения к журналам «Нива», «Вестник моды», «Родина», «Новый Русский Базар».


Приложение к журналу «Родина». 1887 г.
Приложение к дамскому журналу «Новый Русский Базар», СПб, 1882 г.
Из альбома узоров. Приложение к журналу «Родина». 1902 г.

        Главным поставщиком альбомов был известный «Никольский» рынок в Москве. Среди таких изданий можно назвать «Сборник южно-русских узоров» Е.К.Доливо, «Альбом образцов вышивок», собранный и изданный К.Далматовым, рекомендуемый для использования во всех женских учебных заведениях императрицы Марии Федоровны, и много других [3].

        Из города техника вышивания крестиком постепенно перешла в село. В отделке женских сорочек, наряду с классическими узорами традиционной народной вышивки с присущими каждому региону художественными особенностями, появляются новые, натуралистично трактованные растительные мотивы в красно-черной гамме. Установленные на протяжении столетий в каждой местности свои традиции, свои представления о красоте стали быстро вытесняться новой техникой, новыми орнаментами. Известный собиратель народного искусства И.М.Гончар отмечал, что это явление «нивелировало все самобытные местные особенности вышивок».

        Стремительному расширению моды на технику вышивания крестиком способствовали и листки с напечатанными узорами для вышивания, которые бесплатно в виде премии раздавали покупателям дешевого глицеринового мыла или одеколона. Мыло и другую парфюмерную продукцию изготавливала московская фабрика «Брокар и Ко», основателем и собственником которой был с 1864 года купец Генрих Афанасьевич Брокар, по происхождению француз. От отца, Атанаса Брокара, он перенял секреты технологии, хорошо знал парижскую парфюмерную моду.


Г.А.Брокар с супругой Ш.Реве. Фото 1860-х гг.

        Фабрика 25-летнего коммерсанта Генриха Брокара открылась в 1864 году в Теплом переулке, в Москве. За два года до этого Генрих Афанасьевич женился на московской барышне Шарлотте Реве, бельгийке по рождению. Шарлотта Андреевна прекрасно владела русским языком, органично вписалась в московскую действительность. Всю жизнь она помогала мужу в делах: придумывала новые бренды, названия товарных групп, разрабатывала дизайн упаковок и даже вела переговоры с партнерами.

        Поначалу дело не клеилось, и как ни старался новоиспеченный парфюмер, мыло спросом не пользовалось. Выручка составляла 2–3 рубля. Шарлотта предлагает создать дешевое мыло для малышей в виде зайчиков, собачек и кошечек, для детей постарше – с буквами алфавита, а для взрослых – разноцветное мыло в виде овощей. По свидетельствам очевидцев, многие юные москвичи выучились читать по «азбуке Брокара».

        Качественное мыло Брокара быстро завоевало популярность, и предприимчивый француз постепенно начал расширять производство и разрабатывать новые сорта мыла. Русским женщинам особенно нравилось «Греческое» мыло, которое Брокар вырабатывал из лучших сортов орехового масла. Следующими сортами были «Шаром» и «Народное», цена которых была всего одна копейка за кусок.

        В 1873 году Шарлотта преподносит великой княгине Марии Александровне, дочери царя Александра II, букет восковых цветов, которые пахнут как настоящие, и через неделю Брокары становятся поставщиками Императорского Двора. К открытию второго фирменного магазина Шарлотта придумывает очередную новинку. Набор парфюмерных изделий, включающий в себя мыло, помаду, духи, одеколон, крем – всего десять изделий по фантастически низкой цене в один рубль. Подогретая рекламой публика чуть не разнесла новый магазин. В 1882 году на Первой Всероссийской Промышленно-художественной выставке в Москве в центре выставочного павильона был установлен фонтан, струи которого испускали необычный аромат. Таким оригинальным способом Генрих Брокар презентовал свою новую продукцию – одеколон «Цветочный». Посетители выставки собирали бесплатный одеколон в специально принесенные из дома банки и флаконы, а иные даже полоскали в фонтане свою одежду.
        В разгар русско-турецкой войны 1877-1878 годов начинается выпуск помады и мыла под названием «Букет Плевны», которые быстро стали популярны среди простого народа.

        Рекламные задумки Шарлотты восхищают даже современных коммерсантов. Вероятно, именно с ее подачи появились бесплатные «премии» к мылу – печатные рисунки с узорами для вышивки крестиком. Отныне не только горожане, но и крестьянское население всей Российской империи стали покупателями брокаровской продукции, а вышивку стали называть «мыльной» или «брокаровской».

        Подобные рекламные листки выпускались и конкурирующей фирмой «Товарищество А.Ралле и Ко». Эта компания была основана в Москве французским подданным, купцом Альфонсом Антоновичем Ралле в 1843 году. Номенклатура фабрики включала духи, одеколоны, туалетное мыло, помады, пудру. Разработкой рецептуры занимались приглашенные из-за границы парфюмеры. Сырье доставлялось оттуда же, из Франции и Италии.


Плакаты и рекламные листки «Товарищества А.Ралле и Ко»

        Маленькое производство разрослось к 1855 году до 22 строений в Теплом переулке, «Товарищества стеариновых свеч», мыловаренной фабрики и парфюмерного цеха. Продукция Ралле (духи, помада, пудра, мыло) быстро обрела популярность. В том же 1855 году компания добилась престижного звания поставщика Двора Его Императорского Величества. Дополнительным слагаемым успеха стало то, что в правление образовавшегося «Торгового дома А. Ралле» вошел владелец хрустального завода Фридрих Дютфуа, облачавший душистую продукцию в оригинальные флаконы. Отлично организована была и система сбыта: многочисленные агенты распространяли «парфюм» даже среди вельмож Ближнего Востока. Реклама гласила, что в магазинах товарищества Ралле можно приобрести «…более ста запахов цветочного о-де-колона во флаконах по 60 копеек и по 1 рублю». Любителям ароматов предлагались знаменитые «Нильская лилия», «Букет Наполеона», «Русская фиалка», «Серебристый ландыш», «Источник любви» и еще несколько десятков романтических названий.

        Компания развивалась, и потребовалось основать новую фабрику. В 1899 году новое здание фабрики было построено в Бутырках по проекту архитектора Оскара-Жана Францевича Дидио. Предприятие было оборудовано по последнему слову тогдашней техники. Оно имело средства механизации, электричество, лифт, паровые машины, телефон. Основной корпус сохранился и до настоящего времени: в нем сейчас размещены мыловаренное и косметическое производства. Одновременно на юге России были заложены плантации для выращивания эфиромасличных культур и получения душистых веществ. Столь необходимое и дорогое сырье теперь не привозилось из-за границы, а выращивалось в России. С 80-х годов XIX столетия начинается выпуск модных цветочных одеколонов, которые принесли Товариществу огромные прибыли.

        Рекламируя свой товар, Ралле выпускал «Энциклопедию женских рукоделий», в которой подробно рассказывал о качестве и преимуществах своей парфюмерии. Листовки с образцами орнаментов также немало способствовали популярности парфюмерии Товарищества, но такого массового распространения, как у Брокара, не получили.


Рекламная листовка Ралле и Ко

        У рекламных листовок обеих фирм было много общего. Рукодельниц привлекала новизна орнаментальных мотивов, их цветовая насыщенность, декоративность. Техника крестика давала широкие возможности для цветовой разработки и более реалистичного трактования растительных мотивов. Быстрое заполнение вышивкой площади изделия и наличие готового рисунка значительно облегчали работу.

        Имя основателя «Товарищества Брокар и Ко» определило название нового стиля украинской вышивки второй половины XIX – первой половины XX столетия. «Брокаровский стиль – это целая эпоха в украинском народном искусстве», — отмечал собиратель предметов украинской национальной культуры И.М.Гончар [4]. Другой исследователь, Л.С.Белоус писала: «Брокаровская вышивка, распространившаяся по всем регионам Украины как явление народной культуры, имеет право на свое место в истории украинского искусства. В течение длительного времени (целого столетия) этот стиль выполнял важную роль в культурном пространстве, в котором жила крестьянская семья, формировал вкусы многих поколений» [5].

        Что же это был за стиль? Преимущественно, как мы уже говорили, растительные мотивы, а также «птичьи», «звериные». Особенно популярной была французская роза на миллиметровой бумаге, с которой легко можно было перенести рисунок вышивкой крестиком на домотканое полотно. Вышивали розу обычно красными и черными нитками, иногда разноцветными. С легкой руки Брокара ни один украинский рушник не обходился без «розочки». Эта натуралистичная роза в букетах или в линейных раппортах стала самым популярным элементом вышивки и постепенно стала вытеснять другие элементы растительной орнаментики.


Рекламный листок «Товарищества Брокар и Ко». 1902 г.
Оборотная сторона брокаровского листка, сопровождающего
рекламу «румян для губ» и способы их применения

Образцы современной украинской вышивки по брокаровским рисункам

        Линейная или криволинейная строчка (бордюр) из роз и листьев преподносились в схемах для вышивки как узор в стиле «помпадур».


Роза в стиле «помпадур» на образце для вышивки крестиком

        В двадцатом столетии мотив розы повсеместно завоевал первенство и в вышивке, и в других видах народного ткацкого искусства. На украинских женских сорочках розами украшали рукава, подол, манжеты. На вышитых мужских сорочках розами брокаровского стиля – мелкими или крупными – украшали манишку.


Украинская сорочка с розами брокаровского стиля
Детали праздничной женской одежды Тамбовской и Курской губерний
начала XX в.

        В заключении скажем, что «брокаровский» стиль оказал влияние не только на мотивы народной вышивки в Украине, но и в России. Возможно, в России «пагубное» влияние рекламных листков на народные художественные промыслы было даже более сильным в смысле утраты самобытности. События 1917 года и последовавшая за ними полная перестройка народного сознания и быта окончательно «добили» народное искусство, возрождение которого начинается только сейчас.

        С другой стороны, брокаровские розы для многих крестьян Сибири, Урала, Дальнего Востока стали первыми изображениями французских роз, о которых они только слышали. Культура выращивания садовых роз даже в начале XX века была для части регионов России просто незнакома, хотя слова «розы», «розаны» употреблялись широко.

        Итак, как известно, любое нововведение имеет две стороны. Так случилось и с брокаровским стилем в народной украинской вышивке. С одной стороны, он был в определенной степени шагом назад в деле развития народных ремесел. С другой – этот стиль имел положительное влияние на популяризацию роз на всей славянской территории.

Литература и источники:

1. Павлуцький Г.Г. Історія українського орнаменту. – К., 1927.
2. ГасюкЕ.О., Степан М.Г. Художнє вишивання. — К.: Вища школа, 1986.
3. Білоус Л.С. Брокарівський стиль в українському народному вбранні др. пол. ХІХ – поч. ХХ ст. // Народний костюм як виразник національної ідентичності: збірник наукових праць за ред. д-ра мист-ва М. Селівачова. – К.: ТОВ „ХІК”, 2008.
4. Гончар І. Доля на рушникові. // ж. «Україна». 1988, № 21.
5. Білоус Л.С. Указ. соч.

Учебник по стежку тканого или колесного стежка

Создайте красивые цветы для вышивки с помощью этого учебного пособия по стежку тканого или колесного стежка! Продолжайте прокручивать для получения всей информации!

В течение следующих нескольких месяцев я собираюсь принести вам несколько уроков по вышиванию! Я начинаю с чего-то, что может показаться продвинутым, но эти плетеные розы или розы из колесных фургонов так легко вышивать. Они используют лоскутное одеяло и немного ниток мулине, но это определенно того стоит для этих больших плетеных трехмерных цветов.

Я буду делать обычные и видеоуроки для этих стежков. Так что вы можете следовать любому методу, который лучше всего подходит для вас!

Вот видеоурок по вышивке колес телеги: