Традиционная вышивка – Ой!
Наследие предков: русская традиционная вышивка
Перебирая разные материалы в своих шкафах, наткнулась на интересную папку с традиционными русскими узорами наших прапрабабушек, которые мне достались по наследству.
Узорами богато расшивали рубахи и сарафаны. Каждый узор имеет определенное значение, наши предки никогда не делали ничего просто так! Каждый крестик, каждый виток, каждый символ на вышивке был наполнен образным значением и смыслом: долголетия, мудрости, радости, единения с природными силами.
Возможно, именно этих забытых мудростей предков нам сейчас не хватает.
Незамедлительно все отсканировала и предлагаю вашему вниманию. Думаю, что эти узоры станут прекрасным дополнением к материалам для людей занимающихся пошивом русской народной и славянской одежды. Возможно, для кого-то найдется что-то новое в образцах.
Постаралась сделать наиболее высокое качество сканирования.
www.livemaster.ru
Русская вышивка в центре, на западе и юге России
Русская вышивка
Русская вышивка занимает особое место среди других стилистических направлений. Она не только красива, но и очень многогранна. На огромной русской территории разные губернии использовали свои отличительные техники. Помимо этого различия были и в используемых материалах, и в цветовой палитре.
Содержание статьи:
Чем интересен этот вид рукоделия?
В каждой стране вышивка и другие способы украшения одеяний различны и неповторимы. Русская вышивка делилась на несколько типов:
- городская;
- крестьянское рукоделие;
- вышитые мотивы, которые использовались как оберег.
С ранних лет (приблизительно с 5-6) крестьянских девочек обучали искусству вышивки, шитья и даже создания кружев. Именно они, в отличие от городских девушек, тщательно чтили традиции и старались передавать все культурные особенности (орнаменты, узоры) в своих произведениях. Вышивали различными способами: крестом, обычной гладью, московским швом.
В то время был обычай, согласно которому девочки с 5-ти лет должны начинать готовить себе приданное, которое было достаточно объемным.
Картина «Крестьянка за вышивкой». Малявин Филипп Андреевич, Россия, 1869-1940
Они должны были украсить крестом и другими стежками различные текстильные принадлежности (скатерти и полотенца), предметы одежды.
Искусство вышивания имеет многовековую историю
Городские девушки старались внести в узоры своих творений немного европейской моды. Большое влияние на вышивку оказывал французский стиль.
Вышивка в французском стиле
Не менее популярной была вышивка, которая использовалась в качестве оберега. Наиболее популярной техникой исполнения считался крест. При этом даже самая маленькая деталь в такой вышивке имела свой смысл и значение.
Орнаменты и узоры крестом были достаточно разнообразны, но наиболее популярным считалось изображение Роды – матери, которую окружали олени. В качестве оберега ее часто можно было увидеть как на одежде новорожденных деток, так и на свадебных нарядах. Считалось, что она будет оберегать своих владельцев от различных напастей.
Вышитый оберег с изображением
Каждый из этих типов невероятно красив и имеет свои особенности. Помимо этого, у каждой области были некоторые свои отличительные черты.
Северные традиции
Народные традиции севера, к которому относятся Карельская АССР, Вологда, Архангельск и Ленинград, были едины. Наиболее популярными техниками были гладь, косые стежки, роспись.
Вышивка гладью
Вышивка полным крестом была распространена только при создании некоторых оберегов.
Вышивка крестом
Наиболее популярной была роспись, которая по своей сути являлась полукрестом. Она представляла собой мелкие стежки, преимущественно яркого красного цвета, которые создавали определенные узоры. После того, как окантовка была готова, внутреннее пространство заполнялось другими декоративными швами. В некоторых случаях также использовался декор краев. Для этого делались дополнительные штрихи, узоры из звездочек либо снежинок.
Красиво смотрелась и белая строчка. В качестве основы для вышивки использовалась немного разреженная ткань, которая слегка просвечивалась.
Белая вышивка
Таким образом, плотный белоснежный сюжет на легком и прозрачном фоне смотрелся восхитительно.
Особенности южан
Южные области (Воронежская, Тамбовская, Орловская, Курская и Пензенская) характеризовались наличием различных геометрических орнаментов. В этих территориях была вышивка росписью, белой строчкой, иногда крестом и другими швами.
Вышивка росписью
Но наиболее распространенными считались цветная перевить и счетная гладь.
Вышивка гладью по белоснежному шелку
Цветная перевить несколько похожа на белую строчку. Главная черта, которая объединяет две этих техники, это использование полупрозрачной тканевой основы. Такая техника была достаточно сложной, особенно если за основу был взят достаточно большой красочный сюжет. Поэтому наличие вышивки в таком стиле было очень престижно и свидетельствовало об определенном достатке семьи.
Цветная гамма была достаточно разнообразной:
- Рязань славилась своей вышивкой в синих тонах;
- в Смоленске можно было часто встретить золотой фон и красочные лимонные, оранжевые, красные и белые сюжеты;
- Тула и Калуга характеризовались красновато-белой гаммой, в которую вкраплялись самые разнообразные (синие, голубые, зеленые и желтые) вставки;
- в Калининграде использовался яркий малиновый фон, а сюжет создавался из различных алых, белых, зеленых и золотистых нитей.
При этом, главной геометрической формой был ромб либо квадрат. Они вышивались с выступами по углам, диагоналями, спиралями и т.п. Фигуры расставлялись друг за другом, расшивались двойным крестиком, поддевчатым швом, гладью, косой стежкой. А в качестве материала использовались шелковые нити.
Вышивальные ритмы в центре России
Центральные районы неплохо комбинировали традиции как северных, так и южных территорий. Но при этом они добавляли свою «изюминку». С Севера они позаимствовали белую строчку, а также присущие для нее мотивы и сюжеты. По сей день эта техника используется для украшения текстильных изделий в Ивановской и Калининской областях.
Русская вышивка — неотъемлемая часть искусства русского народа
В некоторых областях (Ярославль, Кострома) белая строчка была несколько модернизирована. Вместо традиционных полностью белоснежных сюжетов стали появляться белая вышивка с цветным контуром, декором из золотых, голубых и розовых нитей.
Наиболее изысканно смотрелась вышивка в Костромской области. Там рукодельницы использовали для создания своих произведений искусства в основном пастельную гамму и шелковые нити. Благодаря спокойным цветовым переходам вышивка смотрелась невероятно красиво, а шелк придавал изделию блики и переливы.
Белоснежная вышивка шелковыми нитями
Традиционная для Севера роспись также модернизировалась. В отличие от исходного варианта, в центре она выполнялась с большей густотой зашивки, поскольку в работе использовались в основном шерстяные нити.
Вышивка росписью
Был в центральных областях и известный южный ромб. Он также декорировался зубчатыми краями, диагоналями, зашивкой различными техниками (крестиком, гладью и другими швами).
Изображение ромба в русской вышивке
Уникальная технология прославила Горьковскую область. «Горьковские гипюры» были необычайно изящной техникой. Самым распространенным мотивом для горьковской ажурной вышивки считается розетка средних размеров с округлыми углами в форме ромба.
Горьковский гипюрСкатерть с горьковским гипюром
С первого раза во всех стилях и техниках народной вышивки разобраться достаточно тяжело. Ведь в каждой области были свои особенности, которые отличали ее работы от других. Наиболее точно культурные особенности сохранялись в крестьянском типе вышивке, а также в технологии изготовления сюжетов-оберегов.
ethnoboho.ru
История и традиции русской вышивки
История русской вышивки берет свое начало в 9-10 веке. Об этом говорят разные находки археологов. К таким находкам относятся фрагменты одежды, которые украшены узорами и выполнены золотыми нитями. Золотое шитье в те времена было очень популярным. Знатные особы украшали им одежду и предметы быта.
История развития
Искусство вышивания не стояло на месте и постоянно развивалось. Так в 14-17 вв. вышивкой украшают предметы обихода и костюмы. Церковные облачения и одежду вышивали серебряными и золотыми нитями, добавляя при этом к ним самоцветы и жемчуг. Также вышивкой украшали полотенца свадебные, платки, рубахи.
Конечно такое занятие было прерогативой состоятельных дам. Однако начиная с XVIII в., вышивкой начинают заниматься практически все слои населения, в основном девушки-крестьянки. Как и раньше, ею украшали полотенца, одежду, передники и так далее. Каждая вышивка в то время имела свое особое значение. Чаще всего, вышиваясь на одежде, она служила оберегом. Для этого её наносили на рукавах, подоле, воротнике.
Один из самых распространенных и популярных мотивов в вышивке – это ромб. При этом, у каждого народа он мог изображаться совершенно по-разному. В некоторых культурах его рассматривали как символ плодородия. Если говорить о растительных орнаментах, то здесь востребованным является дерево жизни или мировое дерево. Также очень часто на вышивках можно встретить женскую фигуру, которая символизирует Богиню-Мать.
Изучая вышивку во временном разрезе, вы можете изучить и познать этническую историю, а также культуру практически любого народа. Узоры и мотивы хоть со временем и совершенствовались, но, тем не менее, их содержание и суть передавались из поколения в поколение, отбирая и сохраняя лучшее. Каждое рукотворное изделие, будет, несомненно отличаться красотой, гармоничностью, совершенством. А техника, профессиональностью и точностью.
В музеях сейчас можно увидеть много образцов народной вышивки. Конечно, лучше всего сохранились работы 19 века. Прочные традиции имела народная вышивка, в отличие от городской. Городская была больше подвержена влиянию моды, что не распространялось на народную. В деревнях девочки приготавливали себе приданное уже к 13-15 годам. Этим приданным были вышитые подарки, скатерти, полотенца, предметы одежды и так далее. Незадолго до свадьбы, чтобы оценить уровень мастерства девушки, устраивалась выставка. Затем уже на свадьбе все то, что девушка вышила своими руками, она дарила родственникам жениха.
В крестьянских семьях рукоделие было развито. Женщины пряли, ткали, вышивали, шили, т.е. занимались всеми видами рукоделия. Чем больше они им занимались, тем лучше становилось их мастерство. Одежду в деревнях также шили своими руками. При этом украшали её не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой или вставками различного цвета. Одежда имела разное назначение. Она могла быть праздничной, повседневной или свадебной. Стоит отметить, что в разных губерниях она отличалась. Одежду шили и для людей разных возрастов, а значит, ей можно дать еще одну характеристику, т. е. она могла быть сшита для пожилой женщины, для молодой женщины или для девочки. Узоры тоже радовали разнообразием. Они также могли отличаться друг от друга в зависимости от района. На все эти различия влиял быт, обычаи, природное окружение.
Неповторимость узоров
Если сравнивать русскую вышивку с техникой других народов, то можно заметить большую разницу. В русской вышивке очень большое значение имеют орнаменты и узоры. Как правило, они геометрические и представляют собой ромбы, птиц, деревья, женские образы. Солнечный мотив в русской вышивке изображали с помощью ромбов, кругов, розеток. Если изображали женскую фигуру или цветущее дерево, то это означало, что таким образом рукодельница хочет указать на плодородие земли. А приход весны, как правило, символизировала птица. Если вышивка была свободной, то как правило преобладали узоры растительного характера.
Говоря об узорах и приемах, нужно помнить о том, что их напрямую связывали с формой одежды, которая шилась из прямых кусков ткани. Швы называли счетными и выполняли их по счету нитей ткани. Такие швы служили для украшения концов рукавов, оплечья, подола передника, разреза на груди, низа передника или низа одежды. Сам узор располагали вдоль соединительных швов. Старинными русскими швами считаются крест, счетная гладь, роспись, полукрест, мелкая строчка белого цвета, козлик. Со временем появились крестецкая строчка, тамбурная вышивка, цветная и белая гладь.
Вся русская крестьянская вышивка делится на северную группу и группу среднерусской полосы. Отличаются они приемами вышивки. К северной относятся следующие области: Ярославская, Владимировская, Вологодская, Калининская и т. д. В ней преобладают крест, белая строчка, роспись, сквозное шитье и др. Стоит отметить тот момент, что вышивальщицами очень искусно использовался фон. Он выполнял функцию части элемента.
Русская вышивка очень популярна
Конечно в наше время вышивка остается все также популярна и актуальна. Она также ценится, как и любая ручная работа. Украсить ей вы можете абсолютно все. Только от вашего вкуса зависит, как она будет смотреться: вульгарно или изящно. Сегодня самыми популярными техниками являются крест, полукрест, петит, вышивка лентами, бисером и гладью, контурная вышивка, а также техника black work. Сегодня процесс выполнения работы крайне облегчен, так как вы можете купить набор, содержащий абсолютно всё: нитки, канва, схема. Вам остаётся только приложить немного усилий. Хотя, до сих пор, в глубинках можно встретить бабушек, вышивающих классические узоры.
www.rukodelie.ru
Обережная вышивка с примерами схем и значением символов
По славянским народным костюмам можно прочесть историю народа. Если девушка носила одну косу и кокошник, значит, она не замужем. По полосам на подоле сарафана взрослой женщины можно было понять, в какой местности она живет, чем зарабатывает на жизнь ее семья. Вышитый рисунок обычно являлся данью уважения языческим богам. Национальные орнаменты были пронесены через века и теперь украшают и русские рубахи, и украинские вышиванки. И сейчас вышивка имеет определенное значение.
Правила вышивания магических символов
Вышивать крестом древние знаки можно на свое усмотрение. Но по старославянским законам существуют строгие правила, которые необходимо соблюдать во время работы. Изготовление магических вещей считается делом священным, и относиться к нему надо должным образом. Ведь всякий элемент в таком изображении имеет свой особый смысл:
Оберег от недоброжелателей
Оберег на благополучие
Оберег на здоровье
Оберег на любовь
Оберег на удачу
К каждому этапу такого рукоделия выставляются особые требования, которых неукоснительно следует придерживаться. Славянские традиции имеют свои особенности такой работы.
К выбору схемы вышивки необходимо подходить особенно тщательно. Для начала определитесь, для чего вы хотите вышить оберег. Соответственно этому и следует подбирать схемы.
Такие знаки способны:
- защитить от недоброжелателей;
- приносить благополучие;
- даровать любовь;
- завлекать удачу;
- наделять здоровьем и так далее.
Материалы для вышивки оберегов
Древние славяне использовали для вышивки магических оберегов преимущественно льняные ткани. Но можно выбрать ткань, которая приятна именно Вам! Тогда ваша работа будет иметь дополнительную силу.
Что касается выбора ниток, то здесь также следует при возможности отдать предпочтение натуральному сырью.
Для этого можно использовать такие нитки:
- шелковые;
- хлопковые;
- шерстяные;
- льняные.
Шелковыми нитями вышивают обереги, которые способствуют удаче в работе, ясному уму и достижению целей. Нити из хлопка подходят для вышивки узоров, направленных на защиту от негативного воздействия и черной магии. Шерстяные нити способствуют избавлению от порчи и сглаза. Льняные материалы оказывают успокаивающее действие. Цветовая гамма для магических символов имеет некоторые ограничения. Так, обереги преимущественно вышиваются только тремя оттенками: красными, синими и зелеными. Красный — наделяет человека успехом в работе и личной жизни. Синий — давал мира и спокойствия. Зеленый — одаривал силой природы.
Хранить вышивку стоит в просторном и светлом месте, чтобы энергия домашнего очага, воздуха и солнца вносили свой заряд в произведение. Пока изделие не готово, его нельзя показывать посторонним людям.
Вышивание оберега
Славянские обереги нужно делать, только если есть такое желание. Насильственное рукоделие будет не только неприятным, но и не принесет должной защиты. Работа над вышивкой обязана доставлять удовольствие. Иначе теряется энергия символа. Сам процесс вышивки оберега должен сопровождаться только положительными мыслями. Если у вас сейчас не самый лучший период в жизни, лучше не приниматься за такое рукоделие. Добрые эмоции способны наделить символ хорошей энергией.
Уход за оберегом
К вышитому предмету относятся с особым вниманием и аккуратностью. Если славянскими символами вышита вещь, которая используется постоянно, ее не стоит прятать в укромное место. В ином случае такое изделие следует хранить в чистом помещении.
После изготовления оберега нужно время от времени читать над ним молитву. Древние славяне имели свои изречения, которые к нынешнему времени уже забыты. В наш христианский век вполне можно воспользоваться соответствующей православной молитвой.
Значения и схемы древних символов (схемы расположены под описание символа!)
АГНИ — Изображение, символизирующее огонь. Знак священного жертвенного огня и домашнего очага. Оберег вышитый таким орнаментом помогает защитить дом и передает вековые знания и мудрость. Данный символ также использовался в древней арийской культуре.
КРЕСТ СВАРОГА — этот рисунок имеет изображение восьмиконечной звезды. Он символизирует движение Вселенной. Считается, что такой знак таит в себе всю мудрость мира и призывает всю силу вселенной на помощь тому, кому принадлежит. Данный оберег вышивают тем, кто отправляется в далекую дорогу.
БЕЛОБОГ — знак одноименного Бога славян. Такой оберег предотвращает любые раздоры, является хранителем домашнего очага, мира и покоя в семье. Считается, что такой символ сулит богатый урожай и деньги.
БОГОВНИК — вышивка такого оберега воплощает силу вечности и покровительство всех древних богов. Помогает человеку, стремящемуся к духовному развитию и самосовершенствованию.
БОГОДАР — владельцу такого оберега постоянно покровительствуют боги славян. Дарят разум и справедливость.
ВАЙГА — такая схема является олицетворением Богини Тары, ее мудрости и духовности. Данный амулет защищает человека от жизненных ветров, которые мешают достигнуть поставленной цели.
ВАЛЬКИРИЯ — старославянский знак, защищающий справедливость, честь, мудрость и благородство. Такой оберег вышивают солдатам, защищающим свою землю.
ВЕДАМАН — охранный символ славян, призванный сберечь традиции, культуру и память о предках.
ВЕДАРА — знак хранителя веры предков. Вышивка этого оберега способствует приобретению знаний и использованию их в благостных целях.
ВЕЛЕС — символ одного из самых великих древних богов. Такой амулет наделяет человека разнообразными талантами, обеспечивает достаток его дома и благополучие. также данный талисман способствует в бизнесе, придает энергии, дальновидности. решительности, стойкости, вдохновения, мудрости, постоянства.
ВЕЛЕСОВИК — символ славян, который оберегает от природных катаклизмов и защищает в пути.
ВСЕСЛАВЕЦ — знак, оберегающий от пожара, а семью от раздоров. Считается, что он способен возродить гармонию между близкими людьми.
ВОЛОТ — такой амулет дарит физическую силу, помогает в совершении добрых дел.
КРЕСТ НЕПОБЕДИМОСТИ — он оберегает от каких-либо внешних физических и магических воздействий. Считается самым эффективным защитным символом.
ГРОЗОВИК — огненное изображение, которое управляет природными явлениями. Защищает дома от плохой погоды.
ЛЕТЯЩИЙ ГРОМОВНИК — небесная обережная символика. Охраняет душу человека от влияния темных сил. Его, как правило. Вышивают на одежде.
ДАЖДЬБОГ — у такого символа есть две схемы. Одна относится к летнему сезону, другая к зимнему. Такой амулет способен исполнять желания, придавать здоровья, помогает в достижении разнообразных жизненных благ. Считается, что человек, находящийся под влиянием такого талисмана, имеет особую ауру, которая распространяет на окружающих чистоту и тепло.
ДЕРЕВО ЖИЗНИ — славянская символика единства всей Вселенной. Способствует началу нового жизненного пути.
ДУХОБОР — знак жизненного огня. Данный элемент вышивают человеку, который имеет физические или психические расстройства. Такой знак изображают на ткани и накрывают больного человека.
СИМВОЛ СОЕДИНЕНИЯ ДВУХ НАЧАЛ — этот амулет вышивается исключительно для семейных пар. Он является хранителем крепких семейных отношений и домашнего очага.
ЗАЙЧИК — знак обновления рода у славян. Вышивают преимущественно на одежде. Считается, если беременная женщина носит пояс с этим знаком, то она родит мальчика.
ЗВЕЗДА КРЕСТА — используется в вышивке полотенец, салфеток, занавесок и так далее. Такой оберег приносит в дом удачу, успех, помогает достичь намеченной цели.
ЗВЕЗДА ЛАДЫ — этот символ дарует любовь, гармонию и лад в семье. Вышивается для постоянного ношения только женщинами.
ИНГЛИЯ — символ огня, из которого появился весь мир. Является оберегом, защищающим духовную чистоту от злых сил.
КОЛАРД — такой знак вышивают на одежде и различных предметах тех людей, которые только вступили в семейные отношения. Он способствует рождению здоровых деток и созданию домашнего очага.
КОЛОВРАТ — вышивка этого оберега, символизирует победу света над мраком. В зависимости от того, каким цветом вышит этот знак, он может даровать возрождение, обновление или изменение.
КОЛОХОРТ — символ того, что в мире всегда есть две стороны. Например, свет и тьма, жизнь и смерть, добро и зло, правда и ложь, мудрость и глупость. Этот амулет помогает разрешить спор или дилемму.
КОЛЯДНИК — вышивание такой схемы, гарантирует мужчине помощь в труде и в бою.
КРЕСТ ЛАДЫ — знак, дающий любовь, уют домашнего очага и счастье всей семье. Защищает от «дурного глаза». Такое изображение, вписанное в круг, дает женщине душевную гармонию и спокойствие, помогает рождению здоровых деток, способствует благополучию, миру и согласию в семье.
КРЕСТ СВЕТОВИТА — знак вечной связи воды и огнем. Такая схема вышивается на одежде беременной женщины, чтобы она родила здорового и крепкого малыша.
ЛАДА — амулет, помогающий при родах и защищающий от гнева богов.
ЛЕЛЯ — Такой оберег вышивали для девочек в возрасте от трех лет и до замужества. Он помогает раскрыть способности, придает уверенности, женственности, мягкости, добавляет обаяния, привлекательности, нежности.
МАКОШЬ — вышивается на вещах домашнего обихода. Это обережная символика хозяйки дома. Укрепляет ее здоровье, помогает удачно вести домашнее хозяйство, раскрывает способности к кулинарии и рукоделию, наделяет большой интуицией.
МОЛВИНЕЦ — обережная схема, защищающая от злых речей, оговоров, извода, наветов, сглаза и проклятий.
НЕБЕСНЫЙ КРЕСТ — знак единства всего рода. Оберегает владельца и дарит ему помощь во всех делах.
НОВОРОДНИК — символ небесной силы. Помогает изменениям, обновлениям и приумножениям в делах. Вышивается крестом только на женской одежде.
ОБЕРЕЖНИК — такой амулет приносит счастье, здоровье и радость. Это самый древний символ, которому приписывают защиту счастливой жизни.
ОГНЕВИЦА — символ славян, защищающий замужнюю женщину от зла. Как правило, вышивается только на одежде.
ОГНЕГЛАЗ — считается очень сильным амулетом от сглаза и других подобных внешних воздействий. Оберегает от порчи, зависти, собственных плохих мыслей. Особо большую охрану оказывает детям.
ОДОЛЕНЬ-ТРАВА — огненный символ, убирающий любое заболевание, очищающий душу и укрепляющий тело.
ОСТИНЕЦ — сильная обережная символика, которая защищает людей, птиц, животных, хозяйственные инструменты. Также его вышивают, если надеются получить хорошую весть или изменить жизнь в лучшую сторону.
ПОСОЛОНЬ — изображение заходящего солнца. Помогает человеку приобрести стойкость и душевное равновесие.
ПОСОХ ЖРЕЦА — этот знак славян изображали преимущественно на посохах духовных лидеров. Он помогает восстановить связь с богами.
ПРАВДА — символ древнеславянского Бога правосудия. Помогает найти справедливое решение и охраняет древние законы.
ПРЕДОК — это славянские символы вышивали, чтобы не потерять связь с умершими предками. Используется в религиозных обрядах.
ПУТНИК — такой амулет защищает тех, кто находится в дороге. Его изображают на элементах, которые размещают в автомобилях, на сумках. Он призван защитить от неприятностей в пути и принести удачу в путешествии.
РАДИНЕЦ — такие славянские знаки вышивают на вещах младенцев. Этот оберег защищает новорожденных от сглаза и потусторонних сил, дарит радость и спокойствие.
РАРОГ — этот оберег наделен энергией солнца. Символ защищает людей и дома от зла, хранит посевы и семена.
РАТИБОРЕЦ — знак воинского мужества и отваги. Вышивается на вещах солдат. Считается, что он заставляет врагов убегать.
РЕПЕЙНИК — такой оберег славян применяют в ежедневном использовании. Он притягивает счастье, благополучие, удачу, дарит уют домашнего очага.
РОГАТАЯ — обережная символика, которая помогает сохранить собранный урожай и защищает домашний скот от падежа.
РОДИМЧИК — знак сохранения памяти и мудрости рода. Вышивают на полотенцах, салфетках, скатертях.
РОДОВИК — этот оберег славян оказывает поддержку всего рода тому человеку, который трудится во благо семьи и следующих поколений рода.
РОЖАНИЦА — этот символ вышивается на одежде женщины, которая хочет ребенка. Схема, созданная на полотенцах и постели, способна принести мир и благополучие в семью, даровать тепло домашнего очага.
РЫЖИК — такой оберег способствует плодородию земли и бошатому урожаю.
СВАДЕБНИК — самый сильный оберег для семьи и дома. Охраняет от невзгод и внешнего негативного влияния.
СВАОР и СВАОР-СОЛНЦЕВОРОТ — символы постоянного движения. Первый вышивается крестом на вещах бытового использования и приносит в дома счастье и богатство. Второй — делали на одежде. Он наделяет человека чистыми мыслями и намерениями, благими деяниями и духовным озарением.
СВАРОГ— знак великой мудрости. Такой символ дарит человеку знания и справедливость. Оберегает на всех жизненных этапах. Вышивка этого оберега помогает при разных заболеваниях костей.
СВАРОЖИЧ — символ силы славянского Бога. Оберегает народ от деградации.
СИМВОЛ РОДА — такой талисман вышивается для приобретения большой силы. Считается, если человек постоянно носит такой талисман, его никто и ничто не победит.
СЛАВЕЦ — обережная схема, дарующая здоровье женскому полу. Также помогает рождению здоровых деток.
СОЛАРД — символ плодородия земли. Вышивается крестом преимущественно на свадебных костюмах. Считается, что этот знак способствует плодовитости того, кому принадлежит.
СТРИБОЖИЧ — обережный амулет. Помогает защитить дома и поля от непогоды. Морякам этот талисман дарит спокойную воду и хорошую погоду.
ЦЕЛЕБНИК — славянский оберег, символизирующий огонь. Вышивается на вещах больных людей. Этот знак помогает бороться с недугами. Обладает большой целительной силой.
ЧАРОВРАТ — обережный знак славян, охраняющий от черной магии и уничтожающий темные силы.
Сила этих знаков приобретает особую действенность, когда обереги передаются по наследству. Такое в наше время встречается редко. Но почему бы первыми не начать такую традицию. Чтобы вышитый оберег передавался потом внукам и правнукам. Считается, что такое несложное рукоделье очень действенно и способно оказывать положительные действия на все жизненные сферы. Выбирая схемы славянской вышивки, следует учитывать, что в подобных узорах, как правило, действующей является только какая-то одна часть, а не целый узор.
Для оберега не стоит вышивать на одной вещи несколько разных по назначению орнаментов. Лучше для каждого знака выбрать то место для вышивания, где оно будет иметь самое большое действие.
Выбирайте себе любой более подходящий символ и оберегайте себя, свою семью, свой дом, родных и близких.
Буду рада, что моя подборка будет кому-нибудь полезна.
Счастья вам, любви, тепла и храни вас Бог.
www.livemaster.ru
Народная вышивка | Журнал Ярмарки Мастеров
Доброго времени суток, уважаемые мастера и мастерицы! Сегодня я хочу представить вашему вниманию публикацию, посвященную вышивке.
Народная вышивка – один из древнейших видов прикладного искусства. У каждого народа орнамент связан с историей, обычаями и современной жизнью этого народа.
Для русских народных вышивок характерны богатство образного языка, тематики, орнаментальных мотивов, художественная выразительность, гармоничность Ритма, радостный, яркий колорит.
Во Владимирской вышивке, например, особенно ярко выражено стремление к реалистичности, жизненности орнамента. Узоры здесь вышивают толстыми красными нитками с небольшим добавлением синих, зеленых и желтых. Тверская область прославилась золотошвейными работами. Для рязанских вышивок характерна яркая гамма цветов на белов полотне или на цветном фоне с различными техниками выполнения. Для тульской и калужской вышивок типичны геометризованные розетки цветов, стилизованные изображения людей, иногда лошадей и птиц, выполненные в цветной ажурной технике («цветная перевить») в синих и красных цветах. Народы Поволжья предпочитают в вышивке узоры с изображением птиц, животных, растений, выполненные разными гладьевыми швами. Для татарской вышивки характерным является шитье золотом на бархате. У народов севера распространена вышивка по замше оленьим волосом, «мозаичные» работы из темного и белого меха, аппликации из ткани и кожи.
Национальное своеобразие, богатство творческой фантазии, мастерство характерны для украинских вышивок. Декоративно-прикладное искусство Украины всегда имело много общего с искусством русского народа. Украинские вышивки очень разнообразны и гармоничны по сочетанию цветов. Для каждого этнографического района характерен своеобразный колорит.
Для Белорусских вышивок типичен геометрический орнамент. Колорит здесь более сдержанный, чем в украинских вышивках. В основном это гамма красных, бордовых, черных, серовато-голубых цветов на белом или сером полотне.
Богатство геометрических и растительных орнаментов, разнообразие техники, четкая композиция и насыщенность колорита характерны для молдавской вышивки. В Молдавии вышивают также бисером, стеклярусом и блестками.
Художественная вышивка Грузии имеет давние традиции. Грузинской вышивке свойственны утонченные многофигурные сложные композиции, тонкий геометрический и растительный орнамент.
Тонкостью и мастерством выполнения отличаются армянские вышивки с их многоцветными орнаментами, вышитыми шелком гладьевыми ажурными швами, со стилизованными геометрическими и растительными мотивами.
Богаты традиции оргаментального искусства вышивания Азербайджана. Для него характерны разнообразие орнаментальных форм, реалистичность.
Гамма цветов в среднеазиатских вышивках – красный, бордовый, зеленый, черный, голубой, желтый:
Для Узбекских вышивок наиболее характерно сплошное заполнение фрагментов орнамента.
Для Таджикских – ритмическое заполнение орнамента особыми стежками.
Казахскому и киргизскому орнаментам свойственна аппликация из войлока, сукна, кожи. Мотивы орнаментов вышивок – завитки рогов, стилизованные животные формы. В киргизских вышивках линейно подчеркнуты границы двух разноцветных площадей, многотоновый и яркий колорит.
В казахских вышивках преобладают яркие, насыщенные красный, черный, белый и зеленый цвета.
Декоративны и живописны вышивки Прибалтики.
Литовская вышивка.
Латвия.
Эстония.
Надеюсь, Вам понравилось. Продолжение следует…
www.livemaster.ru
схемы и значение славянских традиционных узоров
На протяжении практически всей истории становления общества девушки особое внимание уделяли различным вышивкам. Сначала нанесение рисунка на изделие мог позволить исключительно обеспеченный человек. Однако через некоторое время вышивки вошли в обиход разных слоев населения. Каждая страна имеет свою историю становления этого искусства.
Особенности вышивки в разных уголках России
В каждом уголке России, городе, деревне есть свои отличительные особенности создания рисунка на вещи.
Например:
- В Чувашии используются 3 основные цвета нити: черный, красный, белый. При этом каждая имеет свое значение. Красная — символ стремления к новому, белая — говорит о чистоте, невинности, черная — используется для создания рамки. Особенность — при вышивке не применяют специальные устройства для облегчения работы.
- Стоит упомянуть, что славянская вышивка схемы строит в основном на геометрических фигурах. Так как мастерица окрашивала нити самостоятельно, процесс занимал очень много времени и был достаточно трудоемким.
- В Карелии чаще всего узор имел религиозное значение. Орнамент вышивается при помощи красной нитки на белой ткани. Центр композиции — животные, растения. Имеет огромную популярность в России, Европе.
- В Марий Эл используют красный цвет нити, вышивая на домотканом материале. Узоры: геометрические фигуры, растения, животные. Особенное значение имели деревья — защита для семьи.
- Тарусская техника — применяется льняная нить, при этом есть особенная техника, белая строка и цветная перевить. На вещах вышиваются деревья, растения, которые образуют в результате картины. Особенность — отсутствие изнаночной стороны. Также техника известна вышиванием на белой ткани рисунка белой ниткой.
Особенности южан
Для южной части России характерно наличие геометрического орнамента на вышивке. В Воронежской, Тамбовской, Орловской, Курской, Пензенской области мастерицы вышивали белой строкой, крестами и др.
Вышивание росписямиОсобенно распространенными считаются: счетная гладь, цветная перевить. Ключевой элемент обеих вышивок — применение под основу наполовину прозрачной ткани.
Дополнительная информация! Наличие подобной вышивки на одежде было свидетельством высокого уровня доходов семьи.
Цветная перевитьЦветовые особенности областей:
- для Рязани характерен орнамент синего цвета;
- в Смоленских вышивках чаще встречается лимонный, оранжевый, красный, белый цвет на золотом фоне;
- узоры Тулы, Калуги характеризуются красной, белой цветовой гаммой, в которую вкрапляются вставки синего, голубого, зеленого, желтого цвета;
- для Калининграда характерно использование малинового фона с рисунком из алого, белого, зеленого, золотого цвета нитки.
Важно! Русская вышивка является одним из самых развитых искусств в творчестве народа. Главная геометрическая форма — ромб, квадрат. Вышиваются с выступом в углах, диагоналями, спиралями. Материал — шелковая нить.
Северные традиции
В Карельской АССР, Вологде, Архангельске, Ленинграде особенно популярны техника гладь, применение косых стежков, а также росписи.
Орнамент, выполненный гладьюТехника вышивки полными крестами применялась в украшении оберегов.
Узор крестомПолукрест — вид окантовки, основа популярного типа росписи. Использование мелких стежков ярких цветов для создания ярких узоров. После создания окантовки внутреннее пространство заполняется различными типами декоративных швов.
Белая строчка на изделии смотрится изысканно, привлекательно. В основе лежит применение разреженной, слегка просвечивающей ткани. Наличие плотного белоснежного сюжета на вещи показывало статус, высокий уровень дохода семьи.
tkanix.guru
Русская народная вышивка
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЕМЕРОВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА»
разработчики проекта:
студенты группы КМ-71,
Воробьева Ирина Алижановна
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта
Актуальность проекта
Этапы выполнения проекта
1 История традиционной русской вышивки
2 Символика в рисунках для вышивки
3 Значение цвета в вышивки
5 Экономическое обоснование изготовления коллекции
Результаты реализации проекта
Список литературы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта «Русская народная вышивка»
Основные разработчики проекта студенты группы КМ-71: Воробьева Ирина, учащиеся группы З-41
Руководители: Голышева Елена Викторовна, преподаватель дисциплин «Конструирование одежды», «Моделирование и художественное оформление одежды», Гампель Вера Николаевна, преподаватель дисциплин «Технология швейных изделий», «История костюма»
Цели проекта:
· Воспитание художественной культуры, развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию
· Развитие познавательного интереса, технического мышления, творческих способностей и технологических знаний в процессе изучения и создания изделий с использованием элементов русской народной вышивки
Задачи проекта:
· Привить любовь к традиционной русской народной вышивке;
· Развивать художественно-творческие способности на примере изготовляемого изделия;
· Формирование целостного восприятия народного искусства как части культуры народа;
Этапы реализации проекта
1. Изучение истории традиционной русской вышивки
2. Изучение символики в рисунках для вышивки
3. Изучение значения цвета в вышивке
4. Практическое выполнение изделий
5. Участие в выставочной деятельности
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Народное искусство — наше материальное и духовное богатство. Уникальное и многообразное по своим видам, оно составляет значительную часть отечественной культуры. Своеобразной формой народного искусства являются народные художественные промыслы. Среди множества форм художественных народных промыслов — вышивка является самым доступным и любимым. Возможность путем приложения своего труда преобразить белую ткань холста в красиво украшенную вещь всегда влекла русских женщин к вышивке, а их природные художественные данные способствовали необычайному развитию в народе этого вида искусства. Произведения народных мастериц несут в себе историческую память народа, хранят его представления о мире, человеке, красоте и добре.
Произведения прикладного искусства, оформленные художественной вышивкой, постепенно вновь стали проникать в городской быт, одежду горожан. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным, красочным, изящным вышитым вещам. Многие известные отечественные и зарубежные модельеры используют выразительные средства художественной вышивки при разработке коллекций женской и детской одежды. Художественная вышивка становится средством особой выразительности в современной одежде, декоре различных интерьеров.
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
1 История традиционной русской вышивки
Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX-X веков. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в XIV-XVII веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатн
mirznanii.com