Орловский спис | Русские орнаменты и узоры

Орловский спис — одна из самых древних и старинных вышивок, которая известна на сегодняшний день. Корни этой вышивки уходят глубоко в древность, в те времена, когда на территории Орловщины жило племя язычников вятичей. Обережная суть древних образов долго сохранялась в обрядовых действах и сопутствующих им предметах. Родиной данного вида вышивки считаются несколько сел и деревень под Орлом, где более чем две сотни лет назад и был впервые замечен этот вид шитья, корни которого пытаются искать и в славянском браном ткачестве, и в узорах Смоленских и Полтавских мастериц, и в золотной вышивке монастырей.

Название «браное ткачество» дано по способу выполнения. С помощью специальных дощечек-бральниц отсчитывали определенное количество нитей основы и тем самым получался на холсте мелкий узор. Так и орловский спис шьют точным счетом по ниткам полотна, четкими мелкими стежками, которые и образуют «бранки» – узоры, заполняющие плавные произвольные линии замкнутого контура.

Отличительное качество , главная особенность техники «Орловский спис» — плавное переливание одной формы в другую, своеобразная текучесть. Есть даже легенда о том, что для получения этой текучести, мастерицы зимою запоминали и воспроизводили узоры с морозных окон. Необычайно гармонично данная вышивка смотрится на одежде.

Орловская вышивка является сочетанием тончайших деталей. При этом, каждая даже самая мелкая деталь, имеет свое значение и передаётся из поколения в поколение. Самые старые узоры вышитые этим стилем отличаются от того, что мы сейчас понимаем под этим названием. Ведь, считается, что сначала вышивались только геометрические фигуры. Однако, со временем каждый мастер вносил что-то свое и, с годами, орловским списом стали вышивать целые картины.

Самыми популярными сюжетами этой старинной вышивки являются «Лягушка», «Древо», «Древо Жизни», «Птица-Пава», а позже возник и «Двуглавый орел».

В настоящее время традиция данного вида вышивки жива благодаря таким мастерам, как Воропаева Зоя Владимировна.

Зоя Владимировна родом из Орла, из семьи художников-педагогов Владимира Николаевича и Валентины Константиновны Воропаевых. С раннего детства Зоя обучалась в студиях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которыми руководили родители. В студии познакомилась с такими технологиями декоративно-прикладного искусства, как керамика, ковроткачество. Так же изучала и традиционную вышивку Орловский спис. Зоя Владимировна награждена многочисленными медалями и дипломами за участие в выставках, а так же, являясь руководителем образцового коллектива «Студия декоративно-прикладного искусства», обучает детей в центре дополнительного образования Дворца пионеров, принимает участие в подготовке семинаров и проведении занятий по изобразительному искусству.

Работы Зои Владимировны в технике Орловский спис находятся в частных коллекциях Орла, Серпухова, Брянска, Москвы, Нью-Йорка, в экспозиции музейного комплекса «Царицыно».

«Орловский спис — это космос, который можно прочитать» — говорит Зоя Владимировна.

Похожее

rusorn.ru

Самобытная техника счетной вышивки «орловский спис»

Идея написания этой публикации у меня появилась совершенно спонтанно. А причиной послужило мое необыкновенное знакомство с замечательной мастерицей, одной из опытнейших вышивальщиц нашего города в редкой технике орловский спис — Капитолиной Коваленко.

Несмотря на свой почтенный возраст, Капитолина Семеновна продолжает работать и давать мастер-классы. Мне посчастливилось сотрудничать с ней, и я не могла налюбоваться ровностью стежков, красотой заковыристых непонятных на первый взгляд узоров, идеальной изнанкой!

Конечно же, мне захотелось поподробнее узнать об этой удивительной технике вышивки, и я обратилась за помощью в интернет. Вот какую информацию он мне выдал.

Уникальная вышивка — орловский спис была известна во многих областях, но чаще всего встречалась в Орловской области — отсюда и её название. То сгущающийся, то разбеленный красный цвет ниток на белом холсте создавал богатую фактуру. Иногда в узоры вводили синий цвет.
В западной части южнорусской зоны, в Смоленской области использовались жёлто-оранжевые цвета. Орнамент состоял из причудливых пышных цветов и листьев на гибких толстых стеблях. Контур узора обшивали тамбурным или стебельчатым швом, а каждую деталь узора заполняли мельчайшими узорными разделками — бранками.

Каждый такой элемент на полотне имеет свое значение. Считается, если орловским списом вышить дерево жизни, то это станет символом бессмертия рода и его долголетия. Мастера в основном изображают только те элементы, которые обозначают долгий век, жизнь и здоровье. К примеру, вышитая одежда орловским списом, считается талисманом, своеобразным оберегом. Такие вещи переходят с рода в род. Особенно от матери к дочери.

Вышивку Орловский спис отличают три основные особенности. Это совершенно свободный, расплывчатый контур вышивки, который вышивается разными швами (цепочкой, росписью). Очень четкий «строй бранок», которыми заполняются узоры. И, конечно, обережная кайма, которая могла быть незамкнутой по вертикалям, но обязательно вышивалась верху и внизу основного узора вышивки.

В краеведческом музее города Орла до наших дней хранятся более ста экземпляров вышивки, возраст которых датируется 18 веком. Те самые символы, которые считались магическими, имели форму ромбов, крестов или разных птиц, а также других знаков. Контуры композиции всегда были обшиты тамбурным или стебельчатым швом, а заполнение внутри контура выполняли в технике «набор». Этот вид шва относится к счетным швам. Он напоминает счетную «гладь». При этом каждая вышивальщица изобретала свой, неповторимый узор для заполнения, придумывала рисунки и оригинальные комбинации. Названия этих узорных наполнений (бранок), звучат очень выразительно: «дробнушки», «вороний глаз», «волна».

В цветовой гамме вышивки Орловский спис в своей гамме цветов допускает преобладание различных оттенков красного, реже синего цветов. Спектр расширяется только в 20 веке, когда в него добавился желтый, зеленый и черный цвет. Красно синее сочетание цветов издревле имело глубокий смысл. Красный символизировал саму жизнь, а синий цвет обозначал небо и воду. Интересным является и название: Орловский спис. Существует много разных мнений, но исследования показывают, что слово «спис» означает «списывать».Есть вероятность, что Орловские мастерицы именно списывали свои сказочные мотивы, наблюдая нерукотворные морозные узоры на окнах, когда вышивали при свете лучины нескончаемыми зимними вечерами.

По другой не менее правдоподобной версии, Орловский спис появился, как органичное продолжение древнего русского шитья золотыми и серебряными нитями. На такую мысль наталкивает сходство округлых форм обеих вышивок. Совпадает также наличие стебельчатого рисунка и неравномерность заполнения фигур. Особенность Орловского списа заключается в его многоликости. Поражает многообразие в формах, символах, различных фигурах и очертаниях животных.

Термин «бранки» тесно связан с вышивкой Орловский спис. Очертания этой вышивки отличаются большим многообразием. Это и ромбические и различные геометрические мотивы, причудливые цветы и длинные листья с разрезами. Контуры фигур обшиваются тамбурным или стебельчатым швом в несколько сложений нити темного цвета. Внутри контура выполняют заполнение каждой мелкой детали орнамента, зашивая их мельчайшими разноцветными разделками, которые принято называть бранками. Рисунок в них составлен из мельчайших геометрических форм. Это могут быть треугольники, шашечки или зигзаг различных цветов.

Бранки подразделяются на несколько видов, они бывают простые, составные и сложные.

Простые бранки. Это стежки и интервалы между ними, одинаковые по величине.

Составные бранки. Это чередующиеся короткие и длинные стежки, а также интервалы, повторяющиеся с одинаковой частотой в каждом ряду или через ряд.

Сложные бранки. Это стежки и интервалы, различные по длине, по положению на вышивке из ряда в ряд и формирующие разный рисунок.

Орловский спис с древних времен вышивали, используя дощечки, называвшиеся бральницами. С их помощью на канве считали нити основы. Орловский спис шьют очень мелкими стежками, подсчитывая точно нитки полотна. Именно эти мелкие стежки и образуют бранки. Мелкие геометрические узоры бранок постепенно заполняют произвольные плавные линии контура рисунка. Рисунок получается плавно перетекающим из одной формы в другую.

Основной мотив Орловского списа, это «Древо жизни». В древности элементы растений символизировали само понятие Жизни, а не конкретную растительность. Они приобретали вселенский, космический смысл, как следствие воздействия на планету солнечной энергии и воды. Обратите внимание, что на всех вышивках рядом с растительными мотивами обязательно присутствуют различные спирали, круги и кресты. Это дань солнцу, так называемые солнечные знаки.

Птица пава (птица счастья), как правило, имеет небольшую аккуратную голову, веерообразный хвост, поднятое вверх крыло и лежащее возле нее перо, вероятнее всего волшебное. Подобные изображения птиц находятся на славянских металлических предметах, найденных при раскопках древних курганов. Из этого следует, что сюжет уходит корнями в очень далекие времена.

Обязательным и завершающим элементом является кайма-оберег. Она придает вышивке законченность и служит особым оберегом для всей композиции. Чаще всего кайма состоит из полосы бранок (шашечек и дробнушек), которые чередуются между собой. Могут присутствовать также вьюнки, звезды и ромбы.

В наше бурное время орловский спис, как и многие виды народного творчества, был временно предан забвению. Но в последние годы рукоделие стало возрождаться и снова вошло в моду. Орловский спис, так же, как и многие другие виды народного творчества, возрождается с новой силой благодаря мастерицам, сохранившим традиции и приемы мастерства. Старшие передают свой богатый опыт молодым, которые кропотливо изучают рукоделие во всем его многообразии. Они осваивают старинные приемы и технику Орловского списа, являясь продолжателями древних традиций.

И напоследок фотографии некоторых работ Капитолины Коваленко.

На этих фотографиях изнаночная сторона полотенца! Идеальная изнанка!

Мережки.

Дополняйте меня в комментариях, добавляйте свои фотографии — буду только рада общению! Спасибо за внимание!

www.livemaster.ru

Орловский спис — Славянская культура

Полотняной загадкой называют эту удивительную вышивку, родившуюся на орловской земле почти два столетия назад. Что же представляет собой «орловский спис»? Декор этой вышивки запоминается своими необычными, даже причудливыми очертаниями, чаще всего напоминающими «древо», «древо жизни», «древо познания добра и зла». Контуры композиции очерчены «тамбурным» швом. В орнамент нередко вводятся изображения птиц, ромбов с продолжающимися краями, крестов и других знаков, которые в древности являлись языческими символами, обладающими магической силой. Внутри контура — узорные заполнения в технике «набор», напоминающей счетную «гладь».

Полотенце. Дер. Звягинки Орловского уезда. Работа Е.К.Косолаповой. Холст. Кон. XIX в.

Узоры заполнении удивительно разнообразны. Каждая мастерица придумывала свои, подбирала для них графический рисунок, комбинировала новые и новые варианты. Поэтичны и выразительны сами названия узорных заполнении, так называемых бра-нок: «вороний глаз», «сосна», «волна», «дробнушки» и др. Что касается цветовой гаммы, то классическое для «орловского списа» — сочетание красного и синего, с преобладанием красного. Красный цвет в «списе» богат оттенками — от насыщенного, сочного, яркого до светлого, почти прозрачного, мерцающего и переливающегося. Этот эффект достигается за счет плотности настила различных бранок. Обилие красного цвета придает узорам чрезвычайно оптимистическое, жизнеутверждающее впечатление. Небольшие синие плоскости и вкрапления создают особую свежесть, рельефность восприятия и необыкновенный живописный эффект. Кроме того, сочетание красного и синего наполнено глубоким духовным смыслом: красный — цвет жизни, «праздника жизни»; синий — цвет неба и воды, тех начал, которые поддерживают жизнь, самую суть ее. Позднее, в начале XX века, цветовая гамма становится разнообразнее, вводятся желтый, зеленый, синий цвет заменяется на черный, цвет «земли-кормилицы».

Фрагмент передника-занавески. Орловская губ. XIX в.

Откуда орловские мастерицы, простые крестьянки, черпали вдохновение? Как могли возникнуть столь причудливые узоры в воображении практичных женщин? Многие исследователи считают, что само слово «спис» означает «списывать» узоры с разрисованных морозом зимних окон. Крестьянки занимались рукоделием долгими зимними вечерами, сидя у окна при свете лучины либо свечи. Сказочные морозные узоры, увиденные в призрачном мерцании пламени, соединялись в сознании с мечтой — воспоминанием о лете с его яркими красками. Пройдя через художественное воображение мастерицы, нарядными и невиданными выходили они из-под иглы и ложились на полотно. Возможно, это так. Другие исследователи видят в узорах «списа» продолжение традиций древнерусского шитья золотными и серебряными нитями, недаром его называют еще русским шитьем. Явно прослеживаются те же округлые, четко очерченные формы с различной плотностью заполнения фигур и элементами стебельчатого рисунка. Отличительной чертой «орловского списа» является мно-голикость. В его изменчивых формах можно увидеть много различных символов, фигур, очертаний животных.

Конец полотенца. Орловская губ. Холст. Нач. XX в.

Коллекция «орловского списа», собранная сотрудниками Орловского краеведческого музея за столетнюю историю его существования, небольшая, насчитывает около сотни единиц хранения. Каждый предмет уникален и неповторим и представляет собой большую эстетическую ценность. То, что в основной своей массе это полотенца, не случайно: в жизни крестьян они выполняли не только утилитарную функцию, но и являлись непременными атрибутами обрядов и праздников, элементами украшения жилища. Самое раннее полотенце датировано 1796 годом. Это работа крепостной крестьянки Мценского уезда. Композиция вышивки напоминает гобелены XVIII в., элементы орнамента — цветы в вазонах.

Полотенце. Ф-ка «Восход», г.Орел, 1970 г.

Вышивка в стиле «орловский спис» выполнена на грубом неотбеленном холсте, а нити использованы, видимо, те, которые удалось достать в то тревожное время. Более плодотворной была попытка орловской фабрики «Восход» возродить и развить в новый временной период старинную вышивку.

У орловцев и гостей города пользовались популярностью выпускаемые фабрикой в 1970-80-е гг. сувенирные полотенца, скатерти, нарядные комплекты салфеток, передники, украшенные вышивкой в технике «орловский спис». В музейной коллекции хранятся художественные панно ручной работы, выполненные на фабрике «Восход».

В наш стремительный век, предавший забвению многие виды народного искусства, «орловский спис» не ушел в небытие. Опытные мастерицы старшего поколения, такие как О.С.Лагутина, Н.В.Богатова, не забывают старинную вышивку. Юные вышивальщицы студии «Мастерицы» (руководитель В.Павлова) кропотливо изучают традиционные приемы «орловского списа», его образный и сюжетный строй, стремясь разгадать тайны старинной вышивки.

Корни этой вышивки уходят глубоко в старину, в те времена, когда на территории Орловщины жило племя вятичей – язычников. Охранительный смысл древних образов долго сохранялся в обрядовых действах и сопутствующих им предметах. Родина Орловского списа – несколько сел и деревень под Орлом, где два столетия назад исследователями впервые был замечен этот вид шитья, корни которого пытаются искать и в монастырской золотной вышивке, и в узорах Полтавских и Смоленских мастериц, и в славянском браном ткачестве.

Название браного ткачества идет от способа выполнения. Для получения мелкого узора на холсте при помощи дощечек-бральниц отсчитывалось определенное количество нитей основы. Спис шьется точным счетом по ниткам полотна, четкими мелкими стежками, образующими бранки – геометрические узоры, заполняющие плавные произвольные линии замкнутого контура. Главная особенность техники «Орловский спис» — это текучесть, своеобразное переливание одной формы в другую. Существует легенда, что мастерицы зимою воспроизводили узор с морозных окон, и отсюда вся эта текучесть.

Орловская вышивка – сочетание тончайших деталей, каждая из которых имеет свое значение. Орловский спис – настоящий шифр. Значение шифров передается из поколения в поколение.

Самые популярные сюжеты старинных вышивок — «Древо», «Древо Жизни», «Птица-Пава», «Лягушка», позже – «Двуглавый орел».

Особо значимым сюжетом «Орловского списа» является «Древо Жизни». В старину изображение семени, корней, стеблей, листьев, цветков в народном восприятии не были элементами какого-то конкретного ботанического объекта, а скорее обозначением общего понятия Жизни, космического значения образа растительной силы, как результата взаимодействия энергии света, воды и тепла. Поэтому растительные мотивы на вышивках обильно сопровождаются солярными (солнечными) знаками – кругами, спиралями, крестами, а сами дерева живут волшебными существами по своим, только им понятным законам, перетекая из одной формы в другую.Каждая мастерица предавала рисунку свой характер, свою руку. 

Птица-Пава или Птица Счастья также часто изображалась на вышивках с изящной небольшой головой, украшенной пышным хохолком, перышки которого полностью застелены красной нитью. Поднятое вверх крыло имеет округлые очертания, хвост распускается ажурным веером, который завершается крупными «глазками». Рядом с птицей, как правило, вереница овальных дополнений. Среди них, считает орловский краевед-археолог М.В.Сахаров — обязательно перо, взмахом которого творятся на земле чудеса. Силуэты подобных птиц встречались ему на славянских металлических украшениях, найденных при раскопках древних курганов.

Непременным дополнением каждого сюжета вышивки была кайма-оберег, обрамляющая дорожкой бранокрисунок. Кайма завершала общую композицию, придавала ей особую законченность. Наиболее часто встречающаяся в списе простая кайма состоит из полосы чередующихся бранок – крупной шашки (6 нитей на 6 рядов) и пяти дробнушек (четыре по краям и одна в центре). Поверху и понизу она может дополняться дорожкой-вьюнком с дробнушками и рядом более сложных элементов – звезд, ромбов. Свободные места внутри нее заполнялись значками-символами – мелкими спиралями, громовыми знаками, звездочками, крестами, могли здесь попадаться буквы, отдельные силуэты петушков или подобия каких-то небольших животных.

Традиционный Орловский спис — это рушники, подзоры и скатерти.Попадаются и платья с полосками браного шитья.

Сегодня Орловский спис продолжает развиваться орловскими мастерицами-вышивальщицами, которые используют новые образы и мотивы, но и старинные традиции соблюдаются и передаются ученицам.

«Объединяет нас любовь к старинной вышивке, традиционному «Орловскому спису» и упорное желание, чтобы не поглотила орловское ремесло черная дыра забвения» — пишет заслуженный мастер Зоя Воропаева.

Благодарим за предоставленный материал Зою Воропаеву, мастерицу, а также преподавателя декоративно-прикладного искусства. Часть работ-с иллюстраций выполнены Зоей Воропаевой и ее ученицами.

Похожие статьи:

Книги → Марина Качаева — Сокровища русского орнамента (2008)

История → Традиции, быт, культура кубанского казачества

Ремесла → Славянская вышивка. Восточно-славянские орнаменты

Рукоделие → История рукоделия на Руси

Русский народный костюм → Одежда и украшения Древней Руси

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Орловский спис: традиционная техника русской вышивки

Существует вид традиционной русской вышивки, известный как орловский спис.

Орловский спис: история появления

Появление данной вышивки связывают с племенем вятичей, живших в старину на землях Орловщины. Место появления орловского списа – несколько сел под Орлом, где в начале 19 века был найден данный вид шитья учеными того времени. В нем видны образы птиц, ромбов с длинными концами, крестов и остальных символов. Тех, которые в старину считались языческими знаками, имеющими магическую мощь. То есть своего рода обереги.

Ученые находят в узорах орловского списа развитие обычаев шитья, которое именуют еще русским шитьем.

Характерные отличия техники орловский спис от других видов вышивки

  1. Назвали бранное шитье по методу исполнения. Для малого узора на ткани с применением дощечек-бральниц считалось конкретное число нитей основы.
  2. Вышивается орловский спис четким счетом по ниткам ткани, отчетливыми маленькими стежками, создающими бранки–узоры, наполняющие силуэт.
  3. Основное своеобразие техники вышивки орловский спис — текучесть, переход одного образа в другой.
  4. Наиболее знаменитые образы техники вышивки орловского списа — «Древо Жизни», «Птица-Пава»,  “Лягушка-рожаница”, позднее – «Двуглавый орел». Особенно важным для орловского списа является «Древо Жизни».
  5. Темы на изделиях бывают вместе с солярными символами – кругами, деревья там как сказочные создания, живущие по собственным, лишь им ясным правилам.
  6. Характерной особенностью техники вышивки орловского списа является многоликость. В его переменчивых образах немало разных знаков, в которых угадываются животные, явления природы. По ним можно узнать о представлениях и внутреннем мире русских людей несколько столетий назад.
  7. Традиционное для этих изделий — сплетение красного и голубого, с преимуществом красного. Это подчеркивает жизнеутверждающие начала, характерные для такой техники вышивки.
  8. Рисунки техники вышивки орловский спис различаются огромным разнообразием. Ромбические и разные геометрические темы, необычные цветки. Почти у каждой вышивки есть свои оригинальные особенности, характерные для тех, кто их делал.

Как выполняется орловский спис

Силуэты фигур в такой техники вышивки шьют тамбурным или стебельчатым швом некоторым количеством нити темного цвета. В силуэте делают наполнение подробностей узора. Даже небольшую деталь узора внутри контура, зашивают мелкими разделками, именуемыми бранками.

Бранки разделяются на некоторое количество видов:

  1. Обыкновенные бранки. Стежки и промежутки равные по размеру. 
  2. Составные бранки. Короткие и длинные стежки, а еще промежутки, которые повторяются в любом ряду. 
  3. Трудные бранки. Стежки и промежутки, разные по протяженности и по расположению в изделии. 

Инструкция по выполнению вышивки орловский спис

Нитки:

Выбираем нитки толще ниток ткани. При этом необходимо учитывать вид техники вышивки. Нитки иногда делают так:

  • используют атласные ленты, распуская по нитке;
  • из тесьмы нитки тоже можно использовать для вышивки.

Ни в каком виде не рекомендуется применять обычные швейные нитки.

Ткань:

  • Ткань нужна полотняная и в основном неплотная, с хорошо видными переплетениями. Идеально подходит лен для вышивки, но можно использовать и канву Линда или Давоса.
  • Для переноса схемы на ткань применяют кальку или копировальную бумагу. Надо перевести эскиз на бумагу. Затем, используя копирку, на ткань, которую вы будете использовать для вышивки. Предварительно эскиз рекомендуется зафиксировать булавками, чтоб узор вышел точным.
  • Внимательно осмотреть получившийся эскиз, все ли подробности рисунки перевелись на ткань. Дорисовать то, что недостаточно видно.
  • На нижнюю часть кладут ткань с рисунком, а сверху ее другую. Это делается для того, чтобы не оставить следы на основном полотне.

Стежки:

  • Контур узора делаем швом, именуемый «стебельчатым». Нить применяем в 4 слоя. Тут необходимо непременно учесть величину стежков. Они обязаны быть равными по размеру.
  • Стебельчатый шов необходимо делать слева вправо. Тогда ниточка всегда пребывает с одной стороны иголки снизу или сверху. Поменять ее направленность невозможно, можно испортить шов. Нить для вышивания используют в 2 слоя.
  • Внешние стежки должны укладываться умеренно, с незначительным наклоном, а изнаночные — ровненькой строкой. Тонкостебельчатый шов выйдет шире, когда, исполняя любой следующий стежок, иглу в ткань вдевать по линии темы. А выводить на середину предшествующего стежка на 1 нить выше линии.
  • Надо делать вышивку 2-мя руками. Необходимо прочно зажимать пяльцы. Их необходимо поставить сверху. Рука использует иголку сверху, а рука другая берет ее снизу. Для удержания изделия есть особые крепежи или специальные вышивальные станки .

Еще употребляют некоторое количество остальных видов швов. Например, крест, так как он наиболее подходит для росписи, потому что является плотным.
Употребляют в такой технике вышивки и двойной крест, односторонний и двухсторонний, различающиеся числом стежков. Их должно быть от 1-го до 4.

Итог

Люди, носившие одежду с такой вышивкой, по легенде, постоянно были удачливыми и счастливыми в жизни.
В наше время стоимость всего оригинального, старинного растет. Это отражает интерес людей к такому искусству, возрождается и интерес к применению такой техники вышивки. Но уже с учетом современных возможностей.

vishivausama.ru

Орловский спис — вышивка оберег, описание, схемы и видео.

Орловский спис, это старинная вышивка, территориально относящаяся к Русским землям, конкретнее к городу Орлу, как это видно из ее названия. Она традиционно выполнялась в Орловской губернии еще с тех времен, когда там проживали племена вятичей. Распространенными в ней являются древние языческие символы. Эти знаки служили оберегом для людей, поэтому сегодня сюжетная линия вышивки считается охранительной.

Орловский спис – особенности вышивки

В краеведческом музее города Орла до наших дней хранятся более ста экземпляров вышивки, возраст которых датируется восемнадцатым веком. На них присутствуют ромбы, кресты, птицы и другие магические символы. Контуры композиции имеют окантовку в виде разных швов, как стебельчатый и тамбурный. Внутреннее заполнение выполнено техникой «набор», счетным швом, похожим на счетную гладь. Мастерицы дополняли внутренний рисунок по своему усмотрению, изобретая все новые варианты. Названия наполнений (бранок), звучат выразительно: «дробнушки», «вороний глаз», «волна».

В этой старинной вышивке преобладают оттенки красного, реже синего цвета. В хх веке спектр расширился за счет желтого, зеленого и черного. Красно синее сочетание имеет глубокий смысл. Красный символизирует жизнь, а синий обозначает небо и воду. Необычно и название вышивки. Есть вероятность, что Орловские мастерицы списывали свои сказочные мотивы с морозных узоров на окнах, когда вышивали зимними вечерами.

По другой версии спис появился, как продолжение древнего русского шитья золотыми и серебряными нитями. На такую мысль наталкивает сходство округлых форм обеих вышивок. Совпадает также стебельчатый рисунок и неравномерность заполнения фигур. Особенность списа заключается в многоликости. Поражает многообразие форм, символов, разных фигур и очертаний животных.

«Набор» или техника заполнения внутри контура

Для выполнения швов, называемых счетными, необходима структура ткани с равномерным переплетением, одинаковой плотностью и толщиной ниток основы. Расчет стежков соответствует счету тканевых нитей. Техника «набор», это двухстороннее скорое шитье. Рекомендуется выполнять его швом «вперед иголку» по счету нитей, с учетом узора. Рабочую нить проводят непрерывным прямым стежком в горизонтальном или вертикальном направлениях, от одного конца работы до другого, и обратно. По счету нитей ткани осуществляется также поочередный переход на лицевую и изнаночную сторону. На изнанке работы получается негатив узора. В результате рисунок «набора» имеет вид параллельных рядов вертикальных или горизонтальных стежков, уложенных через одну или две нити.

Бранки

Термин «бранки» тесно связан со старинным списом. Очертания этой вышивки многообразны. Это геометрические мотивы, причудливые цветы и длинные листья с разрезами. Контуры фигур обшиваются в несколько сложений нитью темного цвета. Внутренняя часть контура заполняется мелким орнаментом, то есть бранками. Рисунок в них составлен из мельчайших геометрических форм. Это могут быть треугольники, шашечки или зигзаг различных цветов.

Бранки бывают простыми, составными и сложными.

Простые бранки. Это стежки и интервалы между ними, одинаковые по величине.

Составные бранки. Это чередующиеся короткие и длинные стежки, а также интервалы, повторяющиеся с одинаковой частотой в каждом ряду или через ряд.

Сложные бранки. Это стежки с промежутками, различные по длине, и формирующие разный рисунок.

Орловский старинный спис с древних времен вышивали на досточках бральницах. С их помощью на канве считали нити основы. Спис шьют мелкими стежками, подсчитывая нитки полотна. Стежки образуют бранки. Геометрические узоры бранок постепенно заполняют линии контура. Рисунок получается плавно перетекающим из одной формы в другую.

Сюжеты и мотивы вышивки Орловский спис

“Древо жизни”

Самые известные старинные сюжетные линии, это:

  • древо жизни;
  • птица-пава;
  • древо;
  • лягушка;
  • двуглавый орел.

Основной мотив, первый из перечисленных. В древности элементы растений символизировали понятие жизни, а не конкретную растительность. Они приобретали космический смысл, как следствие воздействия на планету солнечной энергии и воды. Обратите внимание, что на всех вышивках рядом с растительными мотивами обязательно присутствуют спирали, круги и кресты. Это дань солнцу, солнечные знаки.

“Птица пава”

Птица счастья имеет небольшую голову, веерообразный хвост, и поднятое вверх крыло. Подобные изображения птиц есть на славянских металлических предметах, найденных при раскопках древних курганов. Из этого следует, что сюжет уходит корнями в древность.
Обязательным и завершающим элементом является кайма. Она придает вышивке законченность, и является оберегом. Кайма состоит из полосы бранок (шашечек и дробнушек), которые чередуются между собой. Присутствуют также вьюнки, звезды и ромбы.

В последние годы старинное рукоделие стало возрождаться, и снова вошло в моду. Вышивка, как и другие виды народного творчества, возрождается с новой силой благодаря мастерицам, сохранившим традиции и приемы мастерства. Старшие передают богатый опыт молодым, которые изучают рукоделие во всем его многообразии. Они осваивают старинные приемы и технику списа, являясь продолжателями древних традиций.

Видео : старинная русская вышивка

vnitkah.ru

По мотивам ОРЛОВСКОГО СПИСА | Страна Мастеров

Ещё год — два назад информации по орловскому спису найти было практически не возможно. Однако, весной в орловском краеведческом музее я нашла вот эту замечательную книжечку. Авторы И.И. Борисова и Н.Я. Рассохина. Выпущена (аж!) в 2005 г. в г. Орёл.

Именно на материалах этой книги и создана моя работа.

 

Это фото самого полотенца. Качество не очень хорошее, т.к. это скан из книги.

 

 Ну, давайте по-порядку. Сейчас моё мнение о списе, а дальше немного истории.

Самой большой трудностью для меня в орловском списе было то, что здесь нет строго определённых элементов вышивки, вся работа строится на импровизации.

Обязательным является красный цвет нити. Позже стали добавлять тёмно-голубую.

Теперь обратимся к истории.

 Само понятие «спис» включает сочетание двух технических приёмов: «набора»и «росписи», которая в иных случаях заменяется двойным стебельчатым швом. Списовые рисунки выполнены по цельному холсту красной льняной или хлопчатобумажной нитью счастичным добавлением темно-голубой (синей). Основной для орловского списа красный цвет богат оттенками — от насыщенного сочного, яркого, до светлого, переливающегося, почти прозрачного. Этот эффект достигался за счёт плотности настила различных «бранок» (узорных заполнений внутри контура). Небольшие тёмно-голубые плоскости и вкрапления создают рельефность восприятия и необыкновенный живописный эффект.

Народный мастер России М.Семенова. Вышивка «Орловский спис».

В более поздних памятниках списового шитья вводится многоцветие: отдельные бранки заполняются чёрными, Жёлтыми, зелёными нитями (1920 — 30 — е годы). Подобный цветовой подбор возник под влияние городского шитья.

Декор вышивки представляет собой изображение мягкого и обширного контура (в технике рописи или двойного стебельчатого шва), внутри которого заключены узорные плоскости геометрического рисунка (в технике набора, росписи, двустороннего креста). Из-под искусных рук мастериц возникали то плотные и яркие, то воздушные, как бы разреженные узоры, придающие ещё более фантастический эффект причудливым расплывчатым формам, обозначенным контуром.

Возникновение в русском шитье счётных швов с криволинейными очертаниями и узорными заполнениями внутри них исследователи связывают с одним из древнейших приёмов вышивки — золотым шитьём, которое имело огромное эмоциональное воздействие на человека. Потребность в его узорочье, впечатляющим своим блеском и сиянием, богатством декоративных эффектов, была велика и в крестьянской среде. Однако в массе своей русские крестьянки не могли себе позволить создавать предметы золотого шитья для себя из-за дороговизны материалов: золотых и серебряных нитей, драгоценных камней.

В подражание золотому, в среде крестьян возникло шитьё, в котором изображения складываются из контура и узорных заполнений внитри него. Оно выполняется по холсту, без подкладки (в отличие от золотного шитья) и простой нитью — льняной либо хлопчато-бумажной.

С начала 17 века орловский край попал под владычество Московского государства и вошёл в его состав, являясь южной окраиной, которая часто подвергалась набегам ногайских и крымских татар. В 1637 году указом правительства Михаила Фёдоровича Романова было запрещено столичным дворянам приобретать вотчины и поместья в уездах на южных границах государства. Такая мера охраняла служилых по прибору от подневольной кабалы и не могла не  вызывать притока населения в южные районы. Каждый новый наплыв населения оставлял свой отпечаток в материальной истории края. Поэтому в орловском крестьянском костюме и вышивке встречается влияние и Московского удельного княжества (т.е. северной Руси), и татар, и мордвы, а также восточных славян, украинцев и белорусов.

 

(Женское платье расшитое в технике орловский спис)

Если говорить о списовом шитье, то родственные ему технические и стилистические приёмы встречаются локально по отдельным регионам России, Украины.

Однако, орловский спис имеет отличительные, только ему присущие признаки. Характерной особенностью , в частности, являются необычайные очертания рисунка и большое разнообразие мотивов заполнений: «сташок» (стожок), «вороний глаз», «ведьма», «сумка с кочергой», «волна», «дробнушки» и др. Изнаночный (негативный) вариант геометрического рисунка узора искусная мастерица перекладывала на лицевую сторону, а то и сама комбинировала новые варианты, подбирая штришками нити различные фигуры (из полевых записаей И.И. Борисовой).

В «списе» преобладают общераспространённые мотивы русской вышивки: «древо жизни», «птица-счастье».

Вот несколько примеров «древа».

В Кромском уезде был очень характерен мотив древа «мочалками» или «россыпью» («древо рассыпное»). Всё поле вышивки занято отдельными, не сливающимися между собой формами. Частично они соединены между собой тонкими линиями ствола и ветвей древа.

Все списовые древа причудливого рисунка, одно фантастичнее другого. Так, в одночастной композиции полотенца из Орловского уезда трёхствольное древо устроено с наклоном его верхних массивов налево. От этого создаётся впечатление, что крона древа наклонилась от сильного ветра.

Стволы прорастают множеством животно-растительных форм самых разных конфигураций. Многие из них можно принять за стилизованные изображения птиц. Их очертания напоминают воспроизведения птиц в глиняной игрушке, пряниках, надомной прорезной резьбе. На древе также просматриваются формы рыб с крупными раздвоенными хвостами, подобия других животных, их фрагментов.

Очень приметным мотивом «списового» древа является «лягушка». В русском изобразительном фольклоре «лягушка» или «лягушка-рожаница» осмысливается исследователями как образ, восходящий в своём истоке к культу женского божества.

Во второй половине 20-го века в городе Орёл  швейная фабрика «Восход» выпускала сувенирно-подарочные изделия, оформленные ручной вышивкой в технике «списа».

 

При подготовке курсовой работы была использована информация с сайтов:

http://modnoerukodelie.ru/school/articles/history/4023/

 http://rusmudr.ru/post/tag/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8

stranamasterov.ru

Официальный туристический портал Орловской области

Всем знакомо выражение «пройти красной нитью», обозначающее нечто ключевое, образующее, имеющее главное значение. Появление  фразеологизма связывают с английским флотом, но в Орле на этот счет есть своя версия. Здесь считают, что он связан с уникальнейшей в своем роде техникой вышивания, сохранившейся от  праотцов орловских земель – вятичей.

Ныне данная техника известна как «орловский спис». Именно красными нитями древние мастерицы  традиционно выполняли причудливые изображения. Взглянув на них сегодня,  можно глубже проникнуть в мироощущение далеких предков,  в их сознание, воображение и даже веру. Невероятно, но  красная нить сумела пронести дух и культуру первых насельников орловских земель более чем через пять столетий. Сегодня у каждого есть возможность познакомиться с историей орловского края через искусную вязь орловского списа, технику которого удалось сохранить и воссоздать.

Орловский спис принято считать сокровищем культуры вятичей – самого яростного, дикого и буйного племени Древней Руси. Об этом свидетельствуют многочисленные находки вещей, украшенных искусной вышивкой,  которые были сделаны именно в тех местах, где селились вятские племена. Языческие традиции, на которых строилась жизнь вятичей,  нашли свое отражение в их искусстве: за основу взято изображение причудливых существ, воплощающих собой неких идолов: «птица-пава», «лягушка-рожаница», «древо жизни», «бабочка», возникший чуть позже «двуглавый орёл».  Кроме того, иногда объектами узора становились и пейзажи: можно различить деревья, птиц, цветы. Это говорит о том, что древние мастерицы вдохновлялись именно природными явлениями, а потом воплощали это в вышивке. Настоящее искусство, позволяющее надолго сохранить картинки важные для людей того времени! Это очень похоже на создание альбом с фотографиями или странички в известной социальной сети: вот мои интересы, вот то, что вокруг, а вот то, что меня вдохновляет, и во что я верю.  Для того, чтобы поделиться впечатлениями, было достаточно нанести изображение на полотна, которые увидят все, например, на скатерти или полотенца. Зашел на ужин к такой хозяйке – и все узнал о ней. Ничего не напоминает?

Орловский спис легко узнать. Первое, что бросается в глаза – необычные очертания узоров, криволинейные и местами совершенно несимметричные. Контуры лишь дают импульс воображению к созданию определенного образа, а внимательный человек обратит внимание на детали: толщина нитки укажет на значимость того или иного элемента в общей композиции. Таким оригинальным образом мастера как бы списывали истории из жизни и переносили их на свои полотна. Некоторые историки считают, что именно за счет этого «списывания» и закрепилось название «спис». В то же время, в словаре Даля можно найти слово «списник» – так в Архангельской губернии называлось полотенце с вытканными узорами на его концах. То есть выходит очевидное указание на технику узора и его предназначение, хотя с последним все тоже не просто.

Те древние вышивки (например, XVIII века), которые сохранились до наших времен, не предназначались для украшения одежды. Орловским списом расшивали полотенца и скатерти. Самая большая коллекция орловского списа находится в Орловском краеведческом музее, который хранит практически сотню уникальных полотен! Самое древнее из них относят к 1796 году. Доподлинно известно, что вышивала его крепостная крестьянка Мценского уезда. Да и всё, что сохранилось из вышитых образцов по сей день, говорит о том, что орловский спис жил и богател именно в крестьянской среде Орловского, Кромского, Мценского, Болховского и Дмитровского уездов.

Самые интересные образцы списа попали в Орловский краеведческий музей ещё в 1920-1930-е годы, но во время оккупации города фашистами описания и полевые записи исследователей были утрачены. Ну а как водится, чем меньше информации о вещи, тем  она таинственнее и притягательнее.

Не будем забывать, что мировоззрение людей того времени сильно отличалось от современного. Тогда узоры имели «охранительный» смысл и защищали от злых духов. В орнамент вшивались практически заклинания, а предметы быта с подобной вышивкой назывались оберегами, поэтому орловский спис – это, своего рода, бытовая магия. Рисунки вышивки мастерицы перенимали друг у друга, сохраняя канон. Но были и чисто индивидуальные знаки, так называемые «семейные обереги». Их обозначение знал только узкий круг лиц, причастных к одной семье.

Все они вышивались нитями красного цвета. Насыщенность узора и оттенки красного зависели от плотности настила нитей. ХХ век привнёс в вышивку чёрный цвет, а затем появился синий, зелёный и жёлтый.

Полотенца и скатерти с узором «орловский спис» когда-то считались самыми красивыми и нарядными. Ими часто украшали интерьер во время свадьбы. Например, был обычай ставить во дворе табуретку со снопом первого урожая. Эту табуретку покрывали списовым полотенцем, да так, чтобы концы его были хорошо видны всем гостям.

На рубеже нового тысячелетия возникла потребность в возрождении древней культуры, появилась своеобразная мода на исконность и традиционность. Тогда  на орловской фабрике «Восход» попытались воссоздать традицию местной списовой вышивки. Передники, полотенца, салфетки с орловским списом в 70-80-х гг. стали весьма популярны, в том числе и за пределами Орла. Сегодня подобного вышивального производства уже нет, но народное искусство «орловский спис» не забыто. По  этой уникальной технике всё ещё работают мастерицы (правда, в индивидуальном порядке), передают свои знания детям, а изделия – в руки коллекционеров, жителей и гостей города. Так продолжает жить древнейшее искусство с региональным колоритом и национальным масштабом.

Всегда приятно обладать чем-то древним, загадочным и настоящим. Эту потребность можно удовлетворить, заглянув в галерею «Арт-Орёл» на улице Ленина. Там вы сможете обзавестись собственным сокровищем в виде нарядного полотенца с самобытной и  уникальной вышивкой.  Такой ценностью можно по обычаю украсить свадебное торжество, не смотря на то, что прямо повлиять на жизнь молодоженов он не обещает. Но ведь и обратное замечено не было!  Может, иногда следует и прислушиваться к мудрости предков? Кто знает, а вдруг случится чудо, такое же волнующее и интригующее, как сам орловский спис…

visit-orel.ru

Leave comment

Your email address will not be published. Required fields are marked with *.