Содержание

Реконструкции вышивок древнерусского костюма | Золотошвейная мастерская «Убрус»

Буду помещать сюда (с согласия авторов) рассказы о реконструкциях ими древнерусских вышивок. Я уже приводила вскользь в статье про раннесредневековые вышивки примеры работ по вышивке костюмов древней и средневековой  Руси, но в этой теме буду рассказывать только о них.

Вот например, реконструкция Ксении Зарицкой (Москва). 

На фото — автор. Мастреская «мост Биврёст». 

Начало реконструкторского проекта под кодовым названием «дочери Ярослава»
Подробнее: нижнее платье реконструировано по статье Бузян и Тетеря «Ткани из грунтового могильника Переяслава Русского» и Катасоновой «Золотное шитье домонгольской Руси». Захоронение № 63 из Переяслава-Хмельницка. В захоронении № 63 были выявлены фрагменты ткани в районе шейных позвонков и левого запястья. На них была обнаружена вышивка, сделанная аккуратной строчкой «в прокол» шелковой нитью, смешанной с золотой, пришита к плиссированному вороту обычными (?) нитками прикрепленными к торцевому краю четырьмя бусинами, одна из которых синего стекла, а остальные бронзовые. На ткани со стороны расположения пуговиц так-же сохранилась вышивка тонкими шелковыми нитками синего цвета, по шелковой ткани, имеющей предположительно рыжевато-коричневый оттенок.

Орнаментальная композиция в верхней части ворота складывается из горизонтально размещенных S — образных фигурок, в виде спиралей, закрученных в противоположные стороны. Нижняя часть вышивки ворота представляет собой шелковую ткань, предположительно расположенную слоями синего и рыжевато — коричневого цвета, с золотным узором, выполненным в технике «сухозолоть», в виде кружочков, расположенных «по — три» в вертикальном ряду. Со стороны пуговиц S — образная фигурка расположена вертикально.
На опястье мы наблюдаем ту-же самую «сухозолоть», но уже в виде «чешуи» с кружочками внутри. Поскольку, благодаря золотым ниткам, ткань под ними сохранилась хорошо, можно распознать под ними шелк рыжевато-коричневого и синего цветов.

 

ubrus.ru

Народная вышивка России, схема народной вышивки в статье Северной сказки

Изучая народную вышивку, я понимаю, что надо понимать отдельные символы и их сочетание. В других темах я рассказываю об отдельных узорах, а здесь — о их сочетаниях. Узоры народной вышивки России, нашего Севера, удивительны. Их сочетания, простые схемы народной вышивки рождают целые истории!

ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «РУССКИЙ КРЕСТ— ГАРМОНИЯ»


Схема народной вышивки «Русский крест – гармония»

Символы народной вышивки:

  • мужской символ «крест»
  • женский символ «ромб»
  • знак благополучия и соединения мужского и женского начал «засеянное зерно»

Для кого: для женщины, желающей укрепить свой имеющийся брак.

Значение: гармония.

Особенность этой вышивки: активность земной мужской силы.

Действие на женщину: лад в семье, благополучие в отношениях с мужчиной, повышение собственной активности, энергии, напористости, если необходимо — призыв души ребенка, благополучное рождение.

Действие на мужчину: лад в семье, благополучие в отношениях с женой, активизация жизненного центра «ярло», отвечающего за жизненные силы.

ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «РУССКИЙ КРЕСТ – ПРИЗЫВ»


Схема народной вышивки «Русский крест – призыв»

Символы народной вышивки:

  • мужской символ «крест»
  • женский символ «ромб»
  • знак благополучия и соединения мужского и женского начал «засеянное зерно»

Для кого: для женщины, желающей найти своего суженного и сделать правильный выбор.

Особенность этой вышивки: преобладание женских энергий, как в земной, так и небесной сфере, мужская энергия в этой вышивке «небесная», то есть речь идёт о мужчине, родственном по духу.

Действие на женщину: телесная энергия, повышение привлекательности, возвышение способностей к предвидению и выбору, запуск в пространство призыва для мужчины — суженного.

НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РОССИИ «РУССКИЙ КРЕСТ – ЛЮБОВЬ»


Схема народной вышивки «Русский крест – любовь»

Символы народной вышивки:

  • мужской символ «крест»
  • женский символ «полуромб»

Для кого: для женщины, желающей воспламенить любовь мужчины, и для мужчины, желающего быть любимым.

Особенность этой вышивки: преобладание «земных» энергий, как мужской, так и женской, причём речь не идёт о рождении ребёнка, а именно о земной любви между мужчиной и женщиной.

Действие на женщину: телесная энергия, повышение привлекательности, увеличение эмоциональной власти над мужчиной, возрождение чувств в женщине, которые «перекидываются» на мужчину. Действие значительно усиливается, если такой же орнамент нанести на подол свитера.

Действие на мужчину: телесная энергия, повышение привлекательности, увеличение эмоциональной власти над женщиной, возрождение чувств в самом мужчине, которые «перекидываются» на женщину.

СХЕМА НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ «ЛУЧШАЯ ДОЛЯ»

Название «Лучшая доля» — не традиционное название, но хорошо отражает суть орнаментов, расположенных здесь.


Схема народной вышивки «Лучшая доля»

Символы народной вышивки:

  • «Полрепья — Предок»
  • женский символ «Ромб»
  • женский символ «Небесная Оленуха – Прародительница»
  • знак Богини — Матери, Хозяйки судеб, Великой Макошь

Для кого: для девочки и девушки с пожеланием безопасности в родительской семье, для женщины, желающей сохранить и приумножить имеющееся.

Значение славянских узоров: просьба — уверенность в лучшей доле на будущее

Особенность этой вышивки: в схеме народной вышивки преобладающее присутствие божественных сил: предки со стороны матери (символ «Небесная Оленуха – Прародительница») предки со стороны отца (символ «Орепий»), присутствие Богини Судьбы Макошь — всё это рядом с земным ромбом, символизирующим женщину — просительницу.

Действие на женщину: лад в семье, благополучие, благосостояние, уважение окружающих.

ОБЕРЕЖНАЯ ВЫШИВКА «БЛАГОПОЛУЧИЕ»

Название «Благополучие» — не традиционное название, но хорошо отражает суть орнаментов, расположенных на этой схеме вышивки.


Народная вышивка России «Благополучие»

Символы народной вышивки:

  • Знак Солнце – Девы, Веснянки, дарующей радость и жизнь
  • Знаки Прибогов, приносящих дары с Неба
  • Знак Богини Мать — Сыра Земля, дарующей благополучие
  • Знак Небесной Тучи – Оленухи
Для кого: для незамужней женщины, для замужней женщины, желающей новый уровень в жизни, обеспеченность, спокойствие и уважение

Особенность этой вышивки: вышивка, мягко влияющая на ситуацию, приводит в движение небесные силы, которые начинают работать на богатство и спокойствие. Небесное покровительство Богини Мать — Сыра Земля создает всеобъемлющее покровительство, остальные знаки поддерживают эту древнюю славянскую магию

Действие на женщину: чувство спокойствия, осознания своей красоты и привлекательности, спокойное принятие заслуженного благополучия.

НАРОДНАЯ ВЫШИВКА РОССИИ «ДОСПЕХИ ПРЕДКОВ»

Название «Доспехи предков» — не традиционное название, но хорошо отражает суть орнаментов, расположенных здесь.


Народная вышивка России «Доспехи предков»

Символы народной вышивки:

  • знак «Крючки — Кони»
  • знак «Орепий — Предок»
  • Бога Перуна «Перунов цвет»

Для кого: мальчика и мужчины с целью защиты от влияний внешней среды

Значение славянских узоров: знак Перуна, Покровителя воинов в светлом тоне означает небесное покровительство этого Бога, присутствие коней земного цвета означает быстрое приближение этого покровительства; причина покровительства — Орепий — Предок, то есть мужчина защищен силой своих предков.

Особенность этой вышивки: быстрое приближение небесного покровительства Перуна и Предков, так как именно кони, впряженные в божественную колесницу, земного цвета.

Действие на мужчину: защищенность от неблагоприятного воздействия внешней среды, как физического, так и энергетического.

СХЕМЫ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ РУССКОГО СЕВЕРА

Давно у нас просят схемы обережной народной вышивки показать. Мы их собрали по северным деревням и наконец-то с вами делимся этим знанием.

Все это — северный обережный крест, самый сильный защитный символ. Можно вышивать его привычным крестиком, а лучше — северным наборным (счётным) швом.

Помните главное правило обережной вышивки: всё должно быть натуральным, начиная от ткани и ниток, и заканчивая иглой. Лучше всего подойдут для этого иглы из кости или из латуни.

Также читайте:

Настраиваемся на созидание: секреты настоя на шитье и ткачество

Поговорим о символике орнамента русской народной вышивки и ткачества

Знакомство с мастером: обережные узоры северного ткачества и вышивки

northernfable.ru

Символика русской народной вышивки (некоторые сюжеты)…



История возникновения вышивки крестиком уходит вглубь веков. Когда не было ни письменности и ни христианских молитв. В ту далекую эпоху женщины вышитым крестиком обращались к языческим богам с просьбой защитить их и их близких от горя и напастей. Вышивка крестиком носила сугубо сакральный смысл.

Славяне вышивали в основном красными нитками по белому полю. Расписывали крестом одежду, обувь, простыни, занавесы, полотенца.

Каждый узор. каждая черточка были наполнены особым смыслом. Несли в мир и богу собственное послание.

Одним из распространенных символов в славянской вышивке занимает символ солнца- квадрат, ромб, круглые розетки, крестиков или свастики (вращающееся светило). Кроме солнца большое значение для славян . да и не только для славян имели земля. вода. дождь. Так прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная — воду, наклонные линии – дождь.

Кроме геометрических фигур часто в вышивке встречается композиции с женской фигypой в центpе и оленями по сторонам ее. Так изображают мать Рода – Роженицу . Мать Рода в вышивке изображали или с оленями или с всадницами по бокам. В первом случае она символизировала защиту рода, призвана была оградить от болезней и бесплодия. Часто эту композицию вышивали на обрядовых полотенцах, простынях. Это один из мощных оберегах рода. Также эту композицию вышивали на свадебных ручниках и младенцам в люльку.

Трехчастные композиции является довольно распространенным сюжетом языческой славянской вышивке. Это и богиня и две всадницы. Это богиня и птицы , Это богиня и лоси или кони.

Практика использования текстильного орнамента в лечебных целях хорошо известна в народной культуре.

Новости о вышивке.

Оказывается, за тысячу лет до компьютерной эры наши предки пользовались пикселями

Сотни больших и маленьких квадратиков стремительно сменяют друг друга на огромном экране, выстраиваясь в незамысловатые фигуры – впечатление, что вдруг «затанцевали» рушники и вышиванки наших прабабушек. Загнала в компьютер, осовременила и по-другому взглянула на символы предков харьковский дизайнер Юлиана Алимова. Свой проект она назвала «Цяцьки. Народный пиксель-арт». Объясняет, что виртуализировать славянские символы и знаки начала быстро, когда разгадала секрет.

Нарисовала, чтобы вернуть любовь

Магические символы и знаки на протяжении многих столетий играли огромную роль в жизни наших предков, утверждает Юлиана. Их рисовали на посуде, вышивали на рубахах, простынях, рушниках и при этом верили, что они способны приносить счастье и исполнять желания.

За любовь и семейное счастье у наших предков отвечали и символы птиц. Их изображений сохранилось около тысячи. Если две птицы вышивались с повернутыми друг к другу головами, речь шла о счастливой, взаимной любви. Если наоборот – любовь не складывалась.

Пиксель – неделимый прямоугольный объект, обладающий определенным цветом. Пиксели, расположенные по строкам и столбцам, составляют компьютерное изображение. От количества пикселей зависит детальность изображения.

 Схемы вышивок.

Вышивали роженицу по разному в зависимости от языческого аграрного календаря. И просили помощи и плодородия Земли и рода. Женский Оберег, приводящий к гармонии женскую сущность. Спокойствие и радость на душе сразу отражаются и на внешности — Вы становитесь краше и привлекательней, а главное — здоровее.

Другим женским оберегом был ЛАДИНЕЦ. Он дает спокойствие, радость и осознавание себя Женщиной. 

Усиливает рост волос на голове, замедляет — на других частях тела (за счет установления нормального гормонального фона). Он дарует женское здоровье и продлевает женскую красоту.

Здесь основной символ — крест Лады. ЛАДА — небесная Богородица, Рожаница, Богиня Любви и Красоты у древних славян. На руках у Лады ее дети — маленькая Леля и Полель.

Красный лучик остается неизменным в любом случае, цвет второго лучика изменяется в зависимости от знака Зодиака. Для стихии Земли — классический черный. Для стихии Огня тоже используется черный, но можно и золотисто-коричневый. Голубой — для Воздуха, синий, бирюзовый — для Воды.

Другим распространенным оберегом  является ЛЕЛЬНИК. Он оберегает , дарит нежность и привлекательность. Чисто девичий оберег. Но до трех лет мог быть и у мальчиков в люльке. Для младенцев также вышивали так называемый Радинец.

Для девушек и молодых женщин вышивали Живу. Она наполняла душу, защищаемой гармонией и радостью, а тело — крепким здоровьем и энергией. Считалось, что Жива хорошо снимает стрессы и усталость, наполняет жизненной энергией..

Оберег посвящён двум славянским Богиням — Ладе (её знак изображён на лицевой стороне оберега) и Живе — богине жизни и Весны — её знак на обороте.

Этот оберег по свойствам похож на оберег «Гармония Женского начала», но его действие больше направлено на поднятие духа, жизненной силы, нежели на излечение женских болезней.

Мощнейший Семейный Оберег является Свадебник. Он символизирует объединение двух Родов. Слияние двух Стихиальных Свастичных Систем (тела, Души, Духа и Совести) в новую Единую Жизненную Систему, где Мужское (Огненное) начало соединяется с женским (Водным). Очень часто на оборотной стороне Свадебника изображали символ Белобога. как символ добра и благополучия. Такой оберег хранит от ссор и бед. Творит лад в семье. Иногда делали три подвески из речного жемчуга. Три подвески символизируют три мира — Мира Яви, нави, Прави.

Для отведения черных чар вышивали Чароврат. Чароврат изображали в виде Огненного вращающегося Креста. Славяне, как огнепоклонники считали, что Огонь уничтожит тёмные силы и различные чары и тем самым очистит души и тело оберегаемого.

Для исполнения желания, исцеления и твердости духа вышивали Цветок Папоротника. В народе его называют Перунов Цвет. От болезней и напостей часто также вышивали оберег Оделень трава. также как и в Чароврате, и в Перуновой звезде считалось, что огонь сжигает все беды и напасти. поэтому то эти обереги очень похожи. Духобор вышивали для больного человека. Покрывалам с такой вышивкой укрывали заболевшего и раненого. Считалось. что Великий Божественный Огонь духобора уничтожит в человеке все хвори телесные и болезни Души и Духа.

Изображение сказочной птицы — павы (иногда ее называют жар-птицей) издавна является у славян символом счастья и любви. Птица-пава всегда изображалась на вышивках в профиль с гордо вскинутой головкой, поднятым крылом и огромным хвостом, напоминающим ветвистый куст с перистыми листьями и небольшими цветами. Пушистый хвост этой сказочной птицы и ее оперение в виде петель, колец и зигзагов переливались всеми цветами, подчеркивая ее необычность.

Славянская вышивка имеет также множество растительных и цветочных мотивов. Один из них — Мировое дерево, символизирующее связь нижнего, «исподнего» мира, земли и всех девяти небес. Изображали Мировое дерево пышным, высоким, с различными фантазийными цветами и птицами на ветвях.

Разбирая символику славянских вышивок, невольно поражаешься глубине мысли и широте фантазии, присущей нашим предкам. Глубокий символизм и аллегоричность — признак высокой культуры общества, особенно если учесть, что вышивки эти создавались массово, от больших городов до самых малых поселений.


rustradition.blogspot.com

Узоры Русской вышивки — Славянская культура

В богатейшем собрании тканей и одежд Государственного Исторического музея в Москве немало удивительных вещей. Хранится там и эта вот щедро расшитая женская рубаха, которую века полтора назад носила русская крестьянка из-под северного города Каргополя. 

Праздничная женская рубаха. Олонецкая губерия, Каргопольский уезд. Первая половина XIX века.

Словно звездочки, рассыпаны по рукавам маленькие лучистые ромбики. А на плечах, в обрамлении жарко-красного узора, ромбы уже большие. Вокруг воротка рубахи расцвели невиданные растения, среди них уселись птицы. Наряднее же всего украшен подол. В центре его фантастическая птица внутри какого-то причудливого строения, у стен и на крыше которого расположились большие и малые птахи. А рядом выросли диковинные деревья, застыли смешные человечки с поднятыми вверх руками. Всего же узора, что идет вокруг подола, не описать пером — только в сказке сказать!

Стан праздничной женской рубахи. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд. Первая половина XIX века.

Как известно, рубаха в старой русской деревне была основной частью костюма, а для молодежи — подчас и единственной. Для будних дней ее обычно не вышивали, зато уж как украшали праздничную! Особенно девушки старались, ведь показаться в праздничный день на людях в невышитой рубахе считалось позором. И для того дня, когда всем крестьянским миром выходили на покос, тоже готовили изукрашенную узорами одежду. Удивительно ли, что народ связывал с рубахой немало разных поверий. Считалось, например, что продавать ее никак нельзя — потеряешь счастье. А свадебная рубаха к тому же, верили, обладает целебной силой. 

Конец полотенца. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд. Конец XIX века.

Глубокий смысл имели и сами украсы. В середине прошлого столетия еще был жив обряд «чтения узоров». В одно из сел собирались из ближних и дальних мест девушки в лучших, сделанных своими руками нарядах. Одна на другую надевали четыре-пять рубах с затейливыми узорами, что шли от подола до груди. Затем — сарафан, поверх него — три-четыре нарядных передника. Пришедшие на празднество парни выбирали себе в провожатые старую женщину и с ней подходили к разряженным девушкам. Женщина показывала их передники и подолы рубах, поясняя при этом значение узоров. Парни же по вышивкам судили о трудолюбии и способностях девушек.

Оплечье женской рубахи. Архангельская губерния. Первая половина XIX века.

В старинной северной песне поется, как работала одна из таких рукодельниц:

Во первый раз вышивала
Красно солнце с маревами.
Со теплыми облаками;
Во второй раз вышивала
Светел месяц со лучами.
Со частыми со звездами…
В четвертый раз вышивала
Сине море со волнами…

В свадебном же причитании каргопольская невеста рассказывала, что на ее белой рубашечке вышито «хорошее всхожее солнышко, утренняя заря, младой полуночный светел месяц, реки, все озера глубокие». Но сколько бы мы ни пересмотрели старинных рубах, ни на одной не увидим такой натуралистической картины природы, исполненной иглой и разноцветными нитками. По-видимому, владела та девушка каким-то другим изобразительным языком. Но как его понимать? Ключ к познанию его постараемся найти в старинных сказках, пословицах, загадках. Вот хотя бы в этой, где речь идет о солнце:

Большая светлица,
Горит жар-птица,
Всяк ее знает
И обожает.

Ведь это разгадка уже знакомого нам изображения на подоле рубахи: светлица — образ мира, жар-птица — ясное солнышко! А птички поменьше (их называли павами) — будто лучики вокруг солнца.

Конец полотенца. Вологодская губерния, Кирилловский уезд. Вторая половина XIX века.

С образом птиц в народе было связано представление о свете и тепле. Верили, что с их прилетом приходит на землю весна:

Жавороночки,
Перепелушки,
Птички-ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную,
Весну красную
Принесите нам.

Не случайно в пышном оперении пав, на их головках часто видны крестики, кружки, трезубцы: знаки эти в народной символике с давних времен олицетворяли огонь и солнце.

Край от настилальника. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд. Вторая половина XIX века. Фрагмент.

Пойдем дальше. Словно вспорхнув с подола рубахи, птицы-павы уселись на ее воротке рядом с усыпанными цветами растениями. Означает это, что с прилетом долгожданных птиц, а следовательно, с приходом весны, расцветает вся природа:

Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого зелья.

Конец полотенца. Олонецкая губерния. Первая половина XIX века

Фрагмент подола праздничной женской рубахи. Олонецкая губерния. Первая половина XIX века.

Да, на вышивке, как видим, не только поэтический, а и зримый образ весны. Не правда ли, в узорочье рубахи отражен целый мир! Помогло этому искусство орнаментики, которое придает бытовым вещам глубокий смысл. Вещи эти оно может сделать то более строгими, то более нарядными. В узорах же нашей рубахи, происходящей из каргопольской земли, славившейся хлебопашеством, дан образ мира, близкий именно земледельцу.

Не только рубаха, а и весь праздничный костюм каргопольской крестьянки был глубоко символичен. На голову надевала она шитый золотной нитью, жемчугом, бисером и цветными стеклами или каменьями кокошник с символами неба — солнцем и звездами. Повязывала передник, на котором был вышит земледельческий календарь (см. №10 «Юного художника» за 1983 год), подпоясывалась «радужным» пояском и являла собой, как говорят ученые, модель мира. Красота и гармоничность одежд словно свидетельствовали о мудром устроении вселенной. Вышивали на подолах рубах и иные изображения. Скажем, в центре — подобие фантастического растения, а по бокам от него — могучих зверей с когтистыми лапами, застывших в охранительных позах. Звери как бы пронизаны ярким солнечным светом — даже гривы и уши их золотятся и переливаются шелками. А вокруг порхают, медленно и важно шествуют, чинно восседают разноликие павы. Это птичье царство наводит на мысль, что все пространство вышивки «наполнено» солнечным светом.

Но что могут олицетворять загадочные для нас не то львы, не то барсы? В одном из северных заговоров о таком фантастическом звере говорится, что и шерсть-то у него золоченая, а ведь золото символизировало в древнем искусстве свет. С другой стороны, дальним родственником, прообразом вышитого на подоле льва был крылатый пес Симаргл-Переплут из давнего мифа, охранитель посевов. Выходит, и этот узор связан с земледелием.

На подоле еще одной рубахи — две птицы со сросшимися спинами (такую композицию называют из-за формы «ладьей»). Из «ладьи» вверх, к сердцевидному семени, тянется росток, а из семечка произрастает сказочное древо с пышными цветами и листьями. Вокруг всюду восседают павы, а по бокам могучие птицы словно охраняют дивное растение. Роль этих величавых стражей вроде бы ясна, но что означает «ладья»?

Исследователи русского народного искусства хорошо знают, что бывает она трех видов: птичья, конская и оленья. Фольклорные же материалы говорят, что эти животные и птицы в сознании народа были связаны с образом солнца — как его «слуги». Следовательно, и наша композиция имеет прямое отношение к солнечной символике.

Внимательно вглядимся в следующую иллюстрацию — вышивку на полотенце — и увидим, что «ладья» как бы движется прямо на нас. Головы, шеи и грудки птиц развернуты в стороны — точь-в-точь как у лошадей, несущихся в одной упряжке. Теперь разглядим растение. Кто хорошо знает русскую вышивку, сразу увидит в нем очертания женской фигуры с поднятыми вверх руками. Перед нами емкий образ родной земледельцу природы — Матери-Земли, которая для крестьянина была словно живое существо: засыпала на зиму и просыпалась от горячих лучей вешнего солнца, пила воду и родила урожай. Значит, ясен и смысл узора на полотенце — он говорит о приходе весны, расцвете природы и скором наступлении поры плодородия.

В русской деревне был веселый древний обычай. По весне девушки шумной толпой шли за околицу. Там, подняв к небу руки, они пели песни — веснянки и заклички, зазывая «птиц-ластушек», которые должны были принести в их края весну-красну. И вот на вышивке оплечья, украшавшего нарядную девичью рубаху, мы видим женскую фигуру с воздетыми к небу руками. В руках у женщины и вокруг — большие и малые птахи. Как видите, вышивка, обряд и песня, приведенная раньше, имеют одинаковое значение. Они должны способствовать скорому приходу яркого вешнего солнышка, столь необходимого всей природе.

Наступала пора полевых работ, и в поле выходили пахари. Взгляните на узор другого полотенца: в центре вышивки — величавая женская фигура (уже знакомый нам образ Матери-Земли), которая держит под уздцы двух коней. На них восседают всадники, по жесту рук видно, с каким почтением обращаются они и к небу, и к Матери-Земле. За спинами у всадников — сохи, которыми пахали крестьяне свои нивы. Итак, перед нами зримый образ встречи весны.

Да, узоры русской вышивки тесно связаны с каждодневными заботами народа-земледельца и несут в себе глубокий нравственный смысл. Читатель, наверно, уже догадался, что в старой деревне узоры эти имели не только эстетическое, но и обрядовое значение. Девушки вышивали их, как правило, лишь весной, до начала полевых работ. Они словно просили у неба урожайного года и языком орнамента говорили: пусть так будет всегда!

Известно, что предки российских крестьян-землепашцев — древние славяне — поклонялись «убрусцам», то есть полотенцам. Вернее, не самим полотенцам, а изображенным на них узорам, которые потом бережно передавались из поколения в поколение, от матери к дочери. И уж коль орнамент вышивки берет начало в такой седой старине, логично предположить, что и цвет и техника — тоже символичны.

Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке — белый и красный: серебристая льняная холстина и пылающая нить узоров. Красный цвет в народном искусстве был одновременно символом земного плодородия и самого солнца. Вот почему одной и той же нитью вышиты и вестники весны — павы, и Мать-Земля, словно бы озаренная и согретая солнечным светом и теплом.

Теперь внимательно рассмотрим технику исполнения вышивки. По мерцающей серебром материи стежок за стежком, строго по ячейкам ткани, словно по канве, вышивался контур рисунка. Рукодельницы чаще всего пользовались старыми образцами или сколками, сохраняя таким образом иконографию древних сюжетов. Второй этап — внутреннее заполнение узора прямой сеткой, в ячейках которой, в шахматном порядке, вышивались крестики. Прием этот, не подчеркивая материальности изображаемого, выявлял символическую значимость орнамента.

Со временем обрядовое значение вышивки постепенно забывалось и на первое место выступала ее декоративная сторона. Все чаще мастерицы заполняют силуэт так называемыми наборными швами, состоящими из разноцветных квадратиков, треугольничков, прямоугольничков. А потом на смену старым счетным швам в конце прошлого века и вовсе приходит свободный тамбурный шов, состоящий из цепочки петелек, вместо же белой домотканой холстины используется ярко-красный кумач. Все это разрушает древнюю образную систему народной вышивки, хотя сами произведения из величаво-торжественных становятся празднично-нарядными.

Еще несколько десятилетий — и древний миф совсем уходит из народных вышивок: в начале XX века даже лучшие рукодельницы уже не знают истинного смысла многих вышиваемых ими узоров. Тем более сегодня — хорошо, если мы знаем, что на Руси в старину были распространены полотенца «с петухами»…

Однако юным художникам, конечно, недостаточно только любоваться этими прекрасными узорами. Хорошо бы срисовать их в альбомчик, который всегда должен быть при вас. А потом постараться побольше узнать о духовной стороне поразительного искусства своих предков. Право, в нем немало такого, о чем никогда не следует забывать.

/ Юный художник. №3, 1985 год / Г. Дурасов, Фото: Е. Грошникова, Ю. Робинова

Похожие статьи:

Традиции → Павловопосадские Узоры

Традиции → Этнокультурная семантика народного орнамента

Ремесла → История Русских варежек

Ремесла → Вышивка. Восточно-славянские орнаменты

Ремесла → Русское узорочье

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Статья «Вышивка — оберег длиной в тысячелетия»

Разноцветные, переливающиеся химическими разводами дешевые ткани….Пластмассовые бусины на веревочке, сделанной из отходов нефтеперегонки…Дешевые вещи…Неискренние чувства…Открытость злым ветрам и темным силам…Беззащитность! Давайте оглянемся назад и посмотрим на значение русских узоров, мощное древнее тысячелетнее наследие славян – вышивка — оберег, как ни странно, до сих пор живёт  и до сих пор оберегает. Но только тех, кто взял на себя труд поверить, изучить и сделать! Рассмотрим внимательно старинный русский узор!

Значение русских узоров?

Оберег, сделанный с любовью — мощная оберегающая сила. Конечно, обереги нужно делать из природных материалов, сохраняющие живую связь с этим миром. Самый доступный и часто используемый материал — это нити. Шерстяные, хлопковые, льняные.

Поэтому самый простой оберег — это вышивка старинного русского узора. Именно он оберег-вышивка.


Оплечье женской рубахи.Архангельская Губерния. 

Кайма: изображение Мировой Горы и мужского Божества — Змея, воды.

Центральный мотив: Верховное женское божество в огненной колеснице, встающее солнце и три зори — роженицы (М. Качаева). 


Почему вышивка оберег чаще всего архангельская?

В далеком северном крае, в непроходимой тайге, в излучинах чистых холодных рек, издавна жили северные славяне. Здесь никогда не было иноземных завоевателей, христианская церковь с трудом проникала в мировоззрение и культуру этих суровых отшельников, здесь сохранились истоки. Этими сохранившимися в течение тысячелетий сакральными знаниями делятся с Вами сейчас архангельские наследницы древнего знания. Старинный русские узоры сохранились здесь благодаря непрерывной северной традиции.

 

               фрагмент архангельской скатерти            

Мало что сравнится по первозданной красоте с ручной вышивкой. Но самая главная тайна заключается в том, что вышивка — оберег делалась вовсе не для украшения, а для защиты от всепроникающего зла. Значение русских узоров почти утеряно, но всё-же что-то удается восстановить.

Какая вышивка является оберегом?

Не вся вышивка, даже сделанная с любовью, является обережной. Старинный русский узор имеет внутреннюю целостность.  Простой набор знаков бессмысленен так же, как и буквы, написанные безграмотным человеком. Это похоже на подсоединение компьютера к Интернету – Вы сколько угодно, с любовью и прекрасным настроением, можете нажимать разнообразные кнопки, но, если Вы все таки не сделаете нужную последовательность действий, Вы никогда не получите доступ к этому уже безбрежному океану виртуальности.

Так и вышивка оберег ! Вы не сможете присоединиться к каким то высшим, не постижимым для обыденного сознания защитным сферам, если не будете соблюдать четыре простых правила создания оберега:

Выберите правильный узор.

Выберите правильный цвет.

Определите правильное место для защиты.

Используйте обрядовые заговоры-песни.

Вышивка оберег для девочки, девушки, женщины

Используйте для защиты маленькой девочки от напастей силуэт птицы (Матерь Сва), священный образ Луны, мощную энергетику Мирового Дерева. Пусть это будет вышивка красного цвета – красивого, сильного, энергичного цвета. Пусть Ваша маленькая девочка уже сейчас привлекает к себе силу жизни, силу любви!


На вышивке: Мировая Гора с зародышем-Луной, птицы-возчие (посредине), 

стороны света, Божество неба (М.Качаева)




На вышивке: Женское Божество земли (Мать Сыра Земля) 

с Огнедевой в недрах и Мировое дерево. (М.Качаева)



Используйте для защиты девушки от безбрачия старинный русский узор  — символ незасеянного поля и изображения переплетенных нитей. Сделайте это для того, чтобы призвать покровительницу Мать Сыру Землю и вторую покровительницу Макошь, Богиню Магии.

Красный, синий или зеленый цвет будет хорош на этих вышивках. Даже черный защитит девушку от одиночества, потому-что этот цвет никогда не был символом печали, а, напротив, считался единением с Мать Сырой Землей, защищающей от бесплодия, мощный оберегающий цвет. Это будет прекрасная вышивка оберег.


На вышивке: узор девичьей рубахи. «Орепий», «Рогатая», 

знак незасеянного поля — типичный обережный узор 

на одежде молодой незамужней славянской девушки (М. Качаева). 

Защита женщины от разрушения брака — кресты и ромбы знаменитого «русского креста» красного цвета. В «русском кресте» удивительно гармонично, в бесподобном дизайнерском хороводе сочетаются мужские «кресты» и женские «круги». Это мощный вышивка оберег, гармонизирующий отношения в браке.

 

                                      фрагмент архангельской вышивки                                           


Вышивка оберег для мальчика и мужчины

Защита маленького мальчика таится в использовании славянских образов Небесных коней, Солнца-Ярилы, великого покровителя светлых воинов, Мирового Дерева, защищающего всех и каждого. Подходящим цветом будет вышивка оберег синего или зеленого цвета; 

Для защита мужчины Вам нужны специальные мужские узоры синего и зеленого цвета.

Значение русских узоров здесь следующее — синий больше защищает от гибели от стихии, зеленый – защищает от ран.

 
      схема вышивки оберега для мужчины  


                                                           схема вышивки оберега для мужчины                                                      

                                Правильное место для старинного русского узора                                                       

Самое главное в обережном узоре на одежде – замкнутость круга, защитное кольцо, сохраняющее внутри себя какую-то свою энергетику, свое биополе. Где располагались эти обережные круги? По подолу, на запястьях, на плечах, на горле. Добавьте пояс, завязанный вокруг талии, и Вы получите практически энергетический скафандр, непроницаемый для проникновения чего-либо снаружи. Значение русских узоров именно в этом — они защищают жизненно важные центры.

 

Правила выполнения вышивки оберега .

Вышивка – это не просто приятное времяпровождение – это обряд! Обряд, требующий настроя, обрядовых действий и выполнения условий.

Вот у Вас все готово – уже Вы переполнены эмоциями и сильнейшим желанием сделать обережную вышивку для своего родного человека. Все готово к свершению волшебства – ткань, нитки нужного цвета, пяльцы, иголки и схемы вышивки. Внимание, внимание! Начинается творение волшебства!

Сядьте там, где светло, уютно и приятно. Закрепите нитку для начала без узелка, которые нарушают течение силы, и в путь! Лучше, если Вы будете петь русские народные песни, задающие ритм и настроение. Ну не петь, так слушать. Такое дивное медитативное состояние, переживаемое во время обрядового рукоделия, трудно забывается! Эффект усиливается, если это колдовское и волшебное действие совершается вечером и вместе с другими рукодельницами. Помните пушкинское: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»

Не стоит думать во время обрядового вышивания о высоких ценах и проблемах на работе. Это чудесное время посвятите своему родному любимому человеку – вспоминайте его образ, случаи, обдумывайте его характер и потребности, желайте ему мысленно добра и счастья.



Заключение

Эта статья – одна из тех, которыми мы, товарищи Северной Сказки, хотим рассказать современным людям о простых правилах безопасности. Безопасности и защиты не только тела, но и жизни, но и будущего себя и своей семьи.  Этими знаниями наделил нас древний славянский народ – и не случайно одежда с правильной вышивкой – оберегом передавалась из поколения в поколения, от бабушки к внучке!

Пусть и у Вас будет осознанное отношение к своей жизни! Пусть и у вас появится на одежде вышивка оберег!

Читайте нашу следующую статью: оберег — славянская одежда, одежда в русском стиле.

На нашем сайте вы также можете ознакомиться с  русской одеждой со славянскими обережными узорами. 


— Разноцветные, переливающиеся химическими разводами дешевые ткани….Пластмассовые бусины на веревочке, сделанной из отходов нефтеперегонки…Дешевые вещи…Неискренние чувства…Открытость злым ветрам и темным силам…Беззащитность! Давайте оглянемся назад и посмотрим на значение русских узоров, мощное древнее тысячелетнее наследие славян – вышивка — оберег, как ни странно, до сих пор живёт  и до сих пор оберегает. Но только тех, кто взял на себя труд поверить, изучить и сделать! Рассмотрим внимательно старинный русский узор.

«>

northernfable.ru

История вышивки на Руси

В этой статье я расскажу немного истории о том, как вышивали на Руси, о видах и способах вышивания.


На Руси вышивали очень давно. Люди всегда украшали разными поделками и себя, и свое жилье. История показывает, что человек еще в каменном веке расписывал стены в пещерах, носил украшения из камня, а после – и из металла. Древняя одежда из кожи, шкур и ткани не дошла до наших дней, однако в музеях есть сохранившиеся образцы вышивки XV и XVI веков.
Вышитая одежда наблюдается и на картинах эпохи возрождения. По этим работам видно, что вышивать, вязать, плести кружево человек умел значительно раньше. Ведь само изготовление одежды и привело к изобретению иглы и крючка, зародились простейшие швы, которые теперь называются «вперед иголку», «назад иголку», стебельчатый и тамбурный швы.

Название «тамбурный» шов произошло от способа вышивки по ткани, натянутой на пяльцы, как на тамбурин – бубен. Вышивали с помощью крючка: располагали моток пряжи под пяльцами и крючком протаскивали петельки нити с изнанки на лицо. На поверхности ткани возникали узоры из ряда петелек – то, что теперь называется тамбурным швом.

Позже научились выполнять этот шов иглой, а вязание крючком теперь очень часто называют тамбурным вязанием.


На Руси одежду шили из льняной ткани. Ткань ткали из льняной нити. Саму льняную нить пряли из льняной кудели. Ткань преимущественно изготовлялась простейшего полотняного переплетения – холст. В зависимости от толщины спряденной нити получали тонкую и очень толстую ткань. Холстины (новины) отбеливали в солнечный день на снегу зимой. Пряжу изготавливали из овечьей шерсти, ткали шерстяные полотна, вязали из пряжи изделия. Также из овечьей шерсти получали валяную ткань и валяные изделия. Одежду, белье, полотенца, занавески, скатерти украшали вышивкой, кружевами, сплетенными лентами. Украшали даже валенки и сапожки. Рисунки придумывали сами – по подобию узоров на окнах зимой, из стилизованных изображений растений, цветов, фигур человека и животных.


Рисункам придавали магическое значение. Некоторые изображения были «оберегами». Они, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезней и бед.


Рукоделием занимались женщины в селе в основном зимой, когда освобождались от работы в поле, лесу, на огороде. Работать можно было только днем, так как зимний день короткий, и лишь позже – при свече. Поэтому вышивка была на белом полотне белой нитью. По этой причине, видимо, старые вышивки были «по выдергу». Нити выдергивали из полотна вдоль и поперек, получали новую фактуру ткани, по которой выдернутой нитью выполняли узоры, заполняя дырочки разными разделками.


Книг и школ не было, учились друг от друга. В каждой губернии рождалась своя, отличная от других техника вышивки. И вышивка крестом в разных губерниях имеет отличия по виду и цвету. Воронежские узоры вышивались в основном черной нитью, северные – красной.

Чем южнее, тем ярче была вышивка, как и окружающая вышивальщиц природа. Цвета пряжи для вышивки были однообразными – красный, малиновый, желтый, синий и зеленый. Объясняется это тем, что красители были растительного происхождения, а число их ограничено.


По редине (особое полотно, которое соткано редко из ровной крученой пряжи) вышивали так называемыми счетными швами. Накладывали на ткань по счету ее нитей одноцветную пряжу, заполняли отдельные участки треугольниками, прямоугольниками, квадратами, полосками. Получались особые ритмичные узоры. Такая вышивка получила название «счетная гладь», а ее более совершенная разновидность – «атласники».


По полотну, особенно по редине, вышивали также швом «вперед иголку», создавая узоры из геометрических фигур. Этот вид вышивки назвали «браное шитье» и «набор», а его разновидность – «орловский спис».
На Руси вышивка крестом, полукрестом-росписью зародилась тоже давно и выполнялась по счету нитей ткани. Немного позже стали вышивать гладью.


На плотном неотбеленном холсте красной пряжей с добавлением синей, зеленой и желтой нити вышивали цветочный орнамент, женские фигуры, птиц, рыбок. Такой способ вышивки назвали «верхошов», т.к. по лицу укладывалась гладь, а по изнанке мелкие стежки – переход нити на лицо. Такой вид вышивки зародился во Владимирской области и называется «владимирская гладь».

Также во Владимирской области зародилась и другая разновидность глади – «мстёрская белая гладь». Эту вышивку выполняют по очень тонкому полотну, батисту и маркизету. Традиционно вышивали тонкими белыми нитями по белой ткани, сейчас же вышивают и по цветной ткани нитями в тон. Техника этой вышивки – двусторонняя гладь, подкладная гладь (теневая), гладь с настилом, краевая гладь, тонкие накладные сетки, проколы и прорези, все виды простых швов, россыпь, узелки. Самая сложная техника – стяги, которые выполняют по счету нитей тонкой ткани.


С развитием торговли на Русь пришло и «заморское» рукоделие – вышивка шелком, бисером, металлизированной нитью. Хотя использование в вышивке каменьев, особенно речного жемчуга, на Руси существует с давних пор. Одежда бояр, кокошники и душегрейки были расшиты очень богато. Вместе с христианской верой пришло на Русь и золотошвейное искусство.

Вот такова история происхождения вышивки на Руси.

Советую посмотреть познавательную передачу о вышивке золотом в наши дни:

Еще интересные статьи:

http://krasavitca-i-umnitca.ru/istoriya-vyshivki-na-rusi/История вышивки на РусиadminИдеи для рукоделиявышивкаВ этой статье я расскажу немного истории о том, как вышивали на Руси, о видах и способах вышивания. На Руси вышивали очень давно. Люди всегда украшали разными поделками и себя, и свое жилье. История показывает, что человек еще в каменном веке расписывал стены в пещерах, носил украшения из камня, а…admin [email protected]Красавица и умница

krasavitca-i-umnitca.ru

Старинная вышивка крестом и счетные схемы. Часть 1 – Ярмарка Мастеров

Очень рада, что статья про вышивку бисером вызвала столько откликов и, быть может, пригодилась кому-то для вдохновения. В этой части поговорим уже о старинной вышивке крестиком, которая постепенно стала не менее, если не более популярной, чем бисер. Вот только статью о вышивке по канве и холсту придется разделить на две части — у меня просто рука не поднимается сокращать куски, которые по объему не входят в первую часть, а наверняка будут интересны многим — например, о старинном способе перевода рисунка на ткань.

Начнем рассказ о вышивке крестом «от печки» — то есть от Петра Первого.

Преобразования Петра Первого, затронувшие все слои русского государства, не могли не изменить уклада бытовой жизни женщин.

Основными следствиями реформ повседневного быта дворянства для женщин были внешнее изменение их облика и реформирование модели поведения в целом.

В России стало заметно влияние Запада и его образа жизни. Тем не менее, ориентированность дворянства на светский образ жизни и активное участие в балах, обедах и прочих увеселениях, имело особое значение лишь в высшем свете.

Проживание в Москве и Петербурге стоило очень дорого, и лишь богатые люди могли позволить себе постоянно жить в городе. Жили, как правило, в усадьбе, пригородном имении. Житье в имениях как общероссийское явление возникло после освобождения дворян от обязательной дворянской службы в 1762 году.

Нередко глава семьи жил в городе, а жена его с многочисленным семейством практически не выезжала из деревни.

Аллегорическая схема для вышивки бисером и крестом

«Многие мемуаристы, — пишет исследователь быта русского дворянства Н.Л. Пушкарева, — отметили атмосферу расслабленной неги среди близких и родных, расцвеченную в усадебном быту домашними радостями и невинными удовольствиями. В традиционности бытового уклада российских усадеб, хранительницами которого в немалой степени были именно их обитательницы, крылись истоки притягательности «сельского рая» для самых завзятых любителей городской жизни».

Самым распространенным видом досуга барынь и их дочерей было рукоделие, с которым всегда сочетали беседу. Рукоделия были настолько популярны, что нередко снились дамам. В «Соннике» XIX века читаем: «Вышивать по канве во сне — означает радость и прибыль».

Каминный экран с вышитой вставкой-картиной. Вторая половина 19 века

Рукоделиям всегда учили с детства.

«Одновременно с преподаванием основ всевозможных гуманитарных дисциплин юных дворянок обучали «разным рукоделиям» — преизрядно вышивать всякими цветами и золотом, какое шитье в тогдашнее время было в Москве в манере». Казалось бы, это женское занятие не должно было вызывать неодобрения в семьях зажиточного купечества начала XIX века. Однако стремлением следовать общей моде на обучение рукоделью не вызвало энтузиазма в душах мужской половины купеческих семей. Старшие мужчины относились к этому без уважения, называя это пустяками», — читаем там же.

Учили девочек и дома, и в частных пансионах, которые стали возникать с 1749 года. Девочек обучали в них по-французски и по-немецки, шитью и домостроительству, а также — «домосодержанию и что к тому принадлежит», шитью и мытью кружев», «шить и вязать».

Начинали обучать с самого простого — с меток, алфавита и простых отдельных элементов вышивки, как это было принято в «ученических» вышивках в Европе.

Естественно, что в те времена в России существовали как дорогие магазины рукоделий, так и дешевые лавочки.

«Улица, называемая Кузнецкий мост, — вспоминала Е.П. Янькова. — издавна была заселена иностранцами: были французские и немецкие лавки. Теперь говорят «ехать на Кузнецкий мост», а в наше время говорили «ехать во французские лавки». Там торговали модным товаром, который привозили из чужих краев; были и свои мастерицы в Москве, но их обегали, и кто побогаче, все покупали больше заграничный привозной товар.

На Ильинке за Гостиным рядом и за Гостиным двором были нюрнбергские лавки и голландский магазин. Там мы все больше покупали шерсти для работ и шелки».

Помимо бисера и вышивок шелком и шерстью были в это время распространены и другие рукоделия — например, рисовать по дереву или бархату (специальному английскому бумажному).

Тем не менее, вышивка крестиком стояла по распространенности на первом месте. Барыни и их дочки любили вышивать не только картины, но и части своего туалеты — например, ридикюли.

Ридикюль — это дамская сумка из ткани (или реже — кожи) мягкой формы, прообразом которой послужил мешочек для рукоделия, вошедший в моду еще в XVIII веке под влиянием маркизы Помпадур.

В 1830-е годы были очень модны черные кашемировые ридикюли, расшитые розами. В конце XIX века в моду входят ридикюли-торбочки, расшитые шелком и бисером.

В 1830-х годах в высшем петербургском обществе распространилось новое увлечение – вышивка домашних туфелек без колодки, которые вышивались бисером или крестом и делались из бархата, плюша или шерстяной плотной ткани следующим образом.

Выкройка таких туфель изображена на рисунке ниже.

Подошву вырезают из тонкой кожи или картона, а затем обшивают тканью. Длина туфли определяется меркой с ноги — от конца большого пальца до середины пятки по внешней стороне, а ширина — объемом ноги в самом широком месте (от мизинца к выступы большого пальца).

На швы прибавляют кругом по 1 сантиметру.

Подкладку кроят по той же выкройке из фланели или полотна.

Вышивали шелковыми нитками и бисером и бальные туфельки.

Довольно долго — до конца XIX века на одежде маленьким детям не делали карманов, а вешали им на шею на шнурке специально сделанный и, как правило, вышитый, мешочек для платка.

Занимались вышивкой не только в провинции и не только уездные барышни, изнемогавшие от скуки и заполнявшие свое время рукоделиями, переписыванием стихов в альбом и рисованием интерьеров, которые очень часто делали в первой половине XIX века.

Общеизвестно, что одной из лучших рукодельниц своего времени была императрица Мария Федоровна. Об этом писали в своих мемуарах многие ее современники. В собрании музея-дворца в Павловске хранится столик, сделанный Г. Гамбсом по эскизу Воронихина со вставкой в столешницу вышивки крестом, представляющей вид домика Петра в Саардаме и выполненной Марией Федоровной.

В ссылке в Сибири княгиня Волконская вышила Сикстинскую мадонну Рафаэля и этим образом украсила могилу отца.

Тут надо заметить, что в XIX веке дамам правилами светского этикета было позволено дарить только «рукодельные подарки».

«Очень приятно получить подарок от женщины, но в какой бы степени не была дружба между вами, даже родство, придется, однако же, поломать голову, пока не решится, чем отдарить. Женщинам не следовало бы никогда дарить другим чем-нибудь, кроме небольших произведений карандаша или иглы, собственной их работы», — читаем в одном из руководств по правилам хорошего тона.

«Если начальникам подчиненные могли делать подарки лишь в исключительных случаях, — пишет исследователь дворянского быта Е. Лаврентьева, — то царю и особам царской фамилии мог преподнести подарок каждый дворянин. Одна дама вышила подушку, которую поднесла Александру I при следующих стихах:

Российскому отцу

Вышила овцу,

Сих ради причин,

Чтобы мужу дали чин.

Резолюция министра Державина:

Российский отец

Не дает чинов за овец.

Девушкам позволялось дарить молодым людям «небольшие произведения карандаша или иглы, собственной их работы». Чаще всего это были вышитые бисером кошельки, вставки для бумажников, чехлы для карточных мелков и т.д. «Недавно подарила я ему своей работы кошелек, и он сказал, что будет носить его вечно», — писала в дневнике Анна Оленина.»

Вышивали, как правило, в гостиных, будуарах или спальнях. «Будуар, — читаем в журнале «Мода» за 1860 год, — это комната, в которой женщина проводит большую часть дня, свидетельница хозяйственных занятий, рукоделий и отдохновения, поверенная задушевных мыслей и сердечных тайн».

До конца XVII века принадлежности для рукоделия в Европе и России хранили в коробках, украшенных узорами, с начала века XVIII в обиход входят рабочие корзинки, и лишь в 1760-х годах начинают изготовлять рабочие столики с откидным верхом (vide-poches), которые оставались популярными на всем протяжении XIX века.

Их делали в разных стилях, многие были с двусторонними крышками, на одной из сторон которых располагалась инкрустированная шахматная доска. Верхняя часть такого столика была приспособлена под хранение швейных принадлежностей, часто под столешницей и выдвижным ящиком располагался шелковый мешок — для незаконченной работы.

Очень распространены были и рабочие ящички, или шкатулки, с оборудованным интерьером, так как их легко было переносить и даже брать с собой в гости. Внутреннее и внешнее оформление таких шкатулок обычно было выполнено в одном стиле — либо вставки из бисера, вышивки шерстью и шелком по канве, либо повторение элементов деревянной резьбы и инкрустации (либо паркетным набором).

Встречаются даже специальные вращающиеся подставки для катушек с нитками и ящичками для рабочих инструментов в их основании.

Именно в таких рабочих ящичках хранились и весьма остроумные приспособления для наматывания ниток.

«Большим рукодельницам, — пишет искусствовед В. Дудорева, — которые так много выши­вали и вязали, много приходилось разматывать ни­ток на клубки; и вот, догадливые деревенские хозяйки придумали основу для клубка: ничто иное, как круг­лую косточку из куриного горлышка, которая сплошь затягивалась бисерным вязаньем и превращалась в хорошенькую бисерную игрушку».

В большинстве своем вышивки исполнялись по готовым узорам, но пользовались и литографиями, картинами, книжными иллюстрациями, переводя их на холст или канву.

Во второй половине XVIII века в изобразительном искусстве начинает формироваться так называемый русский бытовой жанр, лучшими представителями которого являются Ж. Лепренс, М. Иваново, М. Шибанов, И. Ерменев. Он не мог не найти своего отражения в вышитых шелком, шерстью и бисером рукодельных работах, а также в росписи по фарфору.

Сначала рисунок для вышивок просто изображался контуром на фоне мелкой сетки, которую раскрашивали от руки, а позже стали продавать рисунки с уже расчерченными по квадратикам узорам с обозначением цветов.

Они тщательно хранились и передавались от матери к дочери, нередко перерисовывались рукодельницами.

Честь «открытия и изобретения» изображения узоров на расчерченной на мелкие клеточки бумаги принадлежит Германии. Именно там впервые были выпущены комплекты раскрашенных узоров для вышивания шерстью и необходимые для данной работы нитки. Такие комплекты получили название «берлинской вышивки» или «берлинской шерсти». Искусствоведы определяют берлинское шитье как вышивку шерстью по канве или холсту, изображающую пасторальные, религиозные или другие жанровые сцены, пейзажи и цветы.

Но об этом мы поговорим в следующий раз…

www.livemaster.ru

Leave comment

Your email address will not be published. Required fields are marked with *.