Примитивы схемы – Ой!
Категории схем |
|
www.vishivay.com
Каморка под лестницей: Бесплатные схемы
Бесплатные схемы от Samplers and Stories
Райская птица. Бесплатная схема разработана специально для группы P&W: Primitive and wood (https://vk.com/primitiveandwood).
Йольский кот. Схема из 3 выпуска журнала «Вышивка крестом. Примитивы».
Голландская мельница с вороном
Голландская мельница с короной
Кораблик по мотивам голландских сэмплеров. Схема из 2 выпуска журнала «Вышивка крестом. Примитивы».
Сэмплеры острова Маркен — 1
Сэмплеры острова Маркен — 2
Сэмплеры острова Маркен — 3
Сэмплеры острова Маркен — 4
Коллекция бесплатных схем любимых дизайнеров
Очаровательная клубничка из блога итальянской рукодельницы Здесь периодически публикует бесплатные дизайны «великий и ужасный» HAED Целый сайт с бесплатными схемами от французской вышивальщицы и блоггера Ле Сабль. Бискорню, маячки для ножниц, примитивы, новогодние сэмплеры и т.д. Настоящее богатство! Страница с бесплатными схемами от француженки Мадам Ля Фи (Madame La Fee) Хэллоуин от дизайнера из Венгрии МайиНовогодняя ведьмочка от нее же
Невероятный снеговичок, опять же от швейцарских вышивальщиц Остальные бесплатники Plum Street samplers здесьТыковка и ворона от Plum Pudding Needleart здесь, остальные бесплатники здесь!
Бесплатные примитивы от sub rosa, в том числе любимая мною Черная королева
Рождественские олени, Хеллоуинские ведьмочки и вот такие милые овечки в бесплатниках от The Primitive Hare
Множество маленьких сюжетов, в том числе ко всевозможным праздникам в этом блоге
Бесплатные схемы от одного из самых волшебных дизайнеров Лауры Римолы The Little Stitcher: Счастливого рождества
Мать урожая
Подснежники
Little House Needleworks, скажем прямо, не балует своих поклонников бесплатными схемами, но один замечательный сюжет доступен бесплатно — «Семь сосен»
kamorochka.blogspot.com
Что такое примитивная вышивка | Красная нить
Примитивы, простые и изысканные, полные очарования и тонкого флера старины, любят все рукодельницы без исключения! Но при этом далеко не все знакомы с историческими корнями этого направления в вышивке крестиком и едва ли смогут ответить на вопрос, откуда они взялись и как развивались. Специально для Красной нити Анна Сухарева, главный редактор и идейный вдохновитель первого и единственного журнала о примитивной вышивке на русском языке «Вышивка крестом. Примитивы», подготовила статью, в который вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы!
Jeannette Douglas Designs
Сложно просто ответить на вопрос о том, что такое примитивная вышивка. На самом деле это понятие намного глубже и сложнее, чем тот образ, который сложился у большинства вышивальщиц. Традиционно примитивной мы называем вышивку XV – XIX веков, сделанную на территории Европы и Северной Америки (хотя во многих восточных странах, странах Азии проходили похоже процессы). Однако указанный период настолько богат вышивальными традициями, что намного корректнее, на мой взгляд, говорить о традиционной или исторической вышивке. В контексте исторической вышивки можно выделить основные направления, которые оказали наиболее заметное влияние на формирование именно примитивной вышивки. Это сэмплеры, фрактуры, искусство вырезания из бумаги.
Энн Райнер, 1839
Сам термин «примитивная вышивка» появился уже в наше время, из-за кажущейся простоты (примитивности) сюжета и выразительных средств его передачи. Люди, животные, растения изображались зачастую или схематически, или чересчур витиевато, без соблюдения принципов достоверности, перспективы и прочего. Однако, можно с уверенностью говорить, что за каждым, даже самым наивным и простым сюжетом, кроется большой смысл, отображающий события тех времен и особенности восприятия мира каждой отдельной девочкой. Можно сказать, что примитивы – это своеобразные зеркала в прошлое, возможность взглянуть на мир глазами девочки, жившей 200-300 лет назад.
Ханна Катерина, 1734 год, Германия, реконструкция The Scarlet Letter
Сэмплеры – это первое, что приходит на ум, когда мы говорим о примитивной вышивке. Огромное число современных примитивных дизайнов основано на использовании элементов и традиций сэмплеров. Самый ранний сохранившийся сэмплер датируется 1598 годом, однако, они были известны как минимум на 80 лет ранее.
Лен, шелк, металлизированная нить, Джейн Босток, Англия, 1598
На картине голландского художника Йоса ван Клеве «Мадонна с младенцем» мы видим часть вышитого сэмплера. Йос ван Клеве, «Мадонна с младенцем»
Первые сэмплеры представляли из себя своеобразные личные «заметки» опытной вышивальщицы – это были отдельные элементы, полюбившиеся или необходимые в быту узоры, варианты выполнения стежков и т.д. Рукодельницы хранили их в течение всей жизни, и даже несмотря на то, что сэмплеры часто передавались по наследству, каждая вышивальщица стремилась создать свой, авторский сэмплер. Отличить первые, ранние сэмплеры довольно просто – они имеют «пятнистую» структуру, разные узоры и швы выполнены нитями разных иногда одинаковых цветов, элементы не связаны друг с другом, иногда расположены хаотично или очень близко (из-за необходимости экономить ткань) друг к другу.
В XVII веке назначение сэмплеров изменилось. Очевидно это было связано с началом эпохи Нового времени, развитием не только экономики, торговли, промышленности, но и науки, культуры. Формируется новая система образования, более похожая на привычную нам, современную и намного более передовая чем устаревшее и потерявшее свою актуальность скудное церковное обучение, доступное к тому же далеко не всем. Обучаться теперь могли не только мальчики, но и девочки, которым преподавалось самое важное – рукоделие, основы грамоты и счета. Все это прямым образом отразилось на вышивке. Постигая технику выполнения разнообразных стежков (а сэмплеры, вопреки распространенному мнению, вышивались не только крестиком, но и самыми разными стежками, включая и гладь, и тамбурный шов, и алжирский глазок, и ришелье, и игольное кружево, и т.д., всего около двадцати разных техник) и узоров, девочек готовили к роли будущих хозяек. Эти знания должны были пригодиться им для декорирования одежды и предметов быта. Знание алфавита было необходимо для маркировки белья перед тем, как сдать его в прачечную. Для многих девочек это впоследствии становилось средством заработка.
Сэмплеры этого периода делятся на две большие группы – ленточные и «пятнистые». «Пятнистые» – дань традиции прошлого века. Узкая и длинная форма ленточных сэмплеров определялась конструкцией ткацкого станка.
«Пятнистый» сэмплер, Лен, шелк, металлизированная нить. Англия, 1625-1650 гг.
«Ленточный» сэмплер, Сэмплер Милдред Майоу, шелк, лен. Англия, 1633 год
В XVII веке появляются и первые школы вышивки. Это постепенно привело к формированию определенных узнаваемых сюжетов учебных сэмплеров. Влияние наставницы на девочек было велико, и чаще всего ученицы повторяли работу своей учительницы. Постепенно сюжеты сэмплеров становились все более и более сложными и интересными. По мере того, как девочки взрослели, совершенствовалась их техника, многие отходили от сэмплеров, переходы на более сложные изделия, настоящие произведения искусства. Однако, даже в 7-8 лет их рукодельные навыки были невероятно разнообразны и сложны. Иногда сложно поверить, что та или иная вышивка была создана совсем юной рукодельницей.
XVII век, шкатулка вышита Мартой Эдлин в возрасте 11 лет
В XVIII веке сэмплеры изменились еще раз. Они по-прежнему играют важную образовательную роль, но при этом приобретают все больше художественных черт. Декоративные элементы становятся все более разнообразными, появляются бордюры, текстовые фрагменты, чаще всего из Библии или книг религиозного содержания, пейзажные зарисовки.Джейн Аткинсон, 1758 год
Несмотря на то, что в принципе во всех европейских и американских странах развитие примитивной вышивки шло по одному пути, можно выделить и яркие географические черты. Часто значительно различаются сэмплеры не только разных стран, но и регионов внутри страны. Таковы, например, фрисландские сэмплеры или черные гронингенские сэмплеры, которые получили распространение в трех селах Голландии, сэмплеры школ Акворт и Весстаун, пенсильванские фрактуры (США) и многие другие.
Мэри Вигем, 1790, школа Акворт, Йоркшир, Англия
Фрактуры – рисунки, отличающиеся высоким художественным стилем. Эту традицию в США привезли с собой немецкие переселенцы, именно в их колонии в Пенсильвании в XVIII-XIX века этот, зародившийся в Германии стиль, получил широкое распространение и впоследствии вдохновил многих современных дизайнеров примитивов.
Plum Street Samplers: Autumn Fraktur, дизайн по мотивам пенсильванских фрактур
Отдельно необходимо упомянуть о квакерской вышивке. «Квакеры» очень популярны, иногда их считают особым направлением примитивной вышивки, но это не совсем так. Во-первых, сам термин «квакеры» по отношению к вышивке использовать нельзя. Квакеры – члены квакерской религиозной общины. Квакерской называется вышивка, которая преподавалась в квакерских школах девочкам в рамках стандартной образовательной программы. Квакерская вышивка имеет свои узнаваемые черты – цветочные розетки и лозы, декоративные геометрические элементы, животные и т.д. Квакерские сэмплеры отражали обычаи и взгляды квакеров, главными среди которых были скромность, простота, утилитарность, отсутствие излишеств. Для некоторых квакерских сэмплеров характерна «пятнистая» структура расположения элементов. Благодаря этому сегодня «квакерами» называют даже те дизайны, которые никакого отношения к настоящей квакерской вышивке не имеют.
Энн Форвелл, 1804, квакерская школа округа Берлингтон, Нью-Джерси
Scherenschnitte – искусство вырезания из бумаги, было особенно распространено в Германии, Дании, Швейцарии начиная с XVI века. В веке XVIII вместе с переселенцами, традиции scherenschnitte попали в США. Искусство вырезания ножницами непосредственно связано с искусством фрактур. Традиционно scherenschnitte выполняли в черно-белых или темных оттенках. Современные дизайнеры используют намного больше цветов.
«Herd under trees», 1801, Antoinette Lisette Fäsi
Современные дизайны в стиле примитивной вышивки можно разделить на две большие группы: дизайны, в которых прослеживаются традиции прошлого, и псевдопримитивные, иногда детские дизайны. К первой группе дизайнеров можно отнести, например, Blackbird Designs, Jeannette Douglas Designs, Gigi R Designs, Homespun Elegance, Hands Across the Sea Samplers, Kathy Barrick. Ко второй Cuore e Batticuore, Lizzie Kate, Lilli Violette, Madame Chantilly, Rosewood Manor.
Blackbird Designs Elizabeth Harding 1791, реконструкция Hands Across the Sea Samplers
Lizzie Kate
Rosewood Manor
И те, и другие называют примитивной вышивкой, что создает некоторую путаницу и непонимание сути «примитива», как исторической вышивки. Однако, и те, и другие дизайны пользуются огромной популярностью у вышивальщиц, и это вполне заслуженно. Для меня примитивная вышивка – это огромное, огромное наследие, которое требует изучения и осмысления, которое обладает невероятной глубиной, а иногда просто завораживает, это самая настоящая машина времени, которая позволяет взглянуть на мир чужими глазами.
Если вы так же, как и мы, влюблены в примитивную вышивку, не пропустите новые номера журнала «Вышивка крестом. Примитивы», в которых вы найдете не только интересные и увлекательные статьи, исторические обзоры, уникальные фотографии и новые знания, но и замечательные схемы!
stitchy.ru