Русский народный рисунок – Ой!
Трафареты русских орнаментов и узоров
Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее…
Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее…
Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее…
Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось.
В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее…
Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают.
iamruss.ru
Русский орнамент » Перуница
До сих пор ярко сверкают, переливаются радужными красками узоры, выполненные на одеждах, скатертях, полотенцах безвестными мастерицами прошлых веков. Эти символические изображения должны были, по мнению наших прадедов, принести своим владельцам удачу и благополучие, спасти «от глада и мора», отвратить воздействие злых сил, защитить ратника от ран на поле брани, способствовать продолжению рода.
Вплоть до середины XIX столетия «украсы» не изменяли, дабы не нарушить и не исказить древний священный смысл, передавали из поколения в поколение, тщательно соблюдая «каноны». Орнаменты сродни древним письменам и подобно им способны многое поведать о миросозерцании человека тех далёких эпох. Долгое время люди помнили о назначении орнаментов. Ещё в 20-30-х годах XX века жительницы некоторых северных русских деревень демонстрировали свои знания смысла изображаемого узорочья перед старейшей мастерицей села на особых «считках»: молодые девушки приносили на посиделки готовые работы и рассказывали о них перед «всем миром»[1].
Кое-где в глубинке ещё можно услышать древние названия узоров: «водяник», «Перун», хотя объяснить их смысл мастера чаще всего не в состоянии. И, тем не менее, древние узоры живут. Живут и радуют своей красотой. Живут иногда вопреки убеждениям общества или отдельных его групп, вопреки установкам того или иного государственного режима. Как-то работая в архиве Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, я немало посмеялась, читая переписку рязанского градоначальника и Скопинского епископа (XIX век): оба корреспондента изощренно ругали «развратных» русских баб, которые, несмотря на великие церковные праздники, упрямо разгуливали по городу в «непристойно» расшитом «нижнем» белье — народной рубахе с вышивками по подолу. Обычай требовал, чтобы вышивки выставляли напоказ, а мастерицы изображали на них то рожающую женщину, а то и «узоры первой ночи».
…Но было совсем не смешно вспоминать слышанные в экспедициях рассказы стариков о том, как в годы Великой отечественной войны, а порою — и совсем ещё недавно, варварски уничтожались сотни народных «украс» с изображением свастики — одного из любимейших славянских орнаментов. А уж передовые технологии XXI века грозят окончательно стереть с лица Земли русские народные промыслы с их малой производительностью и примитивными технологиями.
И всё же, несмотря ни на что, орнамент живёт. По сию пору находятся люди, умеющие украшать и желающие носить традиционные русские одежды. Долгими зимними вечерами славянские девушки и женщины при лучине вышивали и ткали узоры — один другого затейливее, украшая ими свою «сряду», чтобы потом, на празднике, щеголять перед «обчеством». Только ли красоту они ощущали? Только ли желание творческого самовыражения руководило ими? Или было и продолжает бытовать сегодня в древних символах что-то очень важное — нам, нынешним, неведомое?
Впервые мне пришлось столкнуться с необычными свойствами народного орнамента в юности, когда я работала в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике. Нужно было сфотографироваться в старинном народном наряде. В соборе, где проходили съемки, из-за холода приходилось носить меховую поддёвку, но… стоило надеть расшитые льняные одежды, как вдруг стало тепло: тонкая ткань грела! Непостижимым образом! Позднее, ожидая рождения ребёнка, я поняла, что народные узоры, которые выполняли русские женщины, помимо красоты дарили будущей матери также спокойствие и терпение. Когда я рисовала орнаменты для намеченных работ — самочувствие моё чудесным образом улучшалось, проходили отёки. Позже, овладев ремеслом ручного ткачества, стала замечать, как меняется моё настроение в процессе изготовления по-разному орнаментированных изделий.
Удивительно, но орнамент народных, «украс» одинаков по всему миру: несколько отличается графика, меняются цвета и оттенки, но облик, ритм, смысл вполне узнаваемы. Известен случай, когда мексиканская ткачиха признала своим национальным узор нолика женской рубахи Архангельской губернии. Что это? Случайность? Или в основе разных народных традиций лежат одни и те же глубокие знания, подчас недоступные нам, ибо изложены они непривычным нам языком — гармонии, красоты и любви — и прежде чем их понять, необходимо овладеть самим языком?
Эта книга — результат моего стремления поставить вопросы, связанные со смыслом народного текстильного орнамента и особенностями его действия на «носителя» украшенной ими одежды или смотрящего на узоры человека. В ней используется информация многих, порой нетрадиционных источников: истории, этнографии, мифологии, биоэнергетики, современной альтернативной медицины и т.п. Может быть, это не совсем правильно: можно ли объять необъятное? Но русская народная культура всегда казалась мне настолько всеобъемлющей и многогранной, что изучать её, на мой взгляд, необходимо лишь комплексно, прочувствовав сам образ мышления наших предков.
Полагаю, лучше всего иллюстрирует сказанное процесс прорисовки народных текстильных узоров. Поначалу на выполнение такого рисунка с сохранением всех конструктивных особенностей я тратила месяц (и это при наличии линованной бумаги, карандаша, корректирующих средств). И каждый раз вставал вопрос: а как же без них? На ткацком-то станке? И не с середины, откуда чётко разворачивается узор, а с краю? А вместо рисунка, в лучшем случае, схема, процарапанная гвоздём по дощечке. Какое же пространственное воображение, какие скоординированные межполушарные связи головного мозга надо иметь, чтобы вот так? Видеть надо! Но ведь умела же это рядовая ткачиха…
И ещё. Очень хочется, чтобы древнее искусство орнамента сохранилось, не исчезало, чтобы навыки, традиции и красота народной культуры продолжали жить, радовать и приносить пользу людям. Ведь эта красота обладает невероятной доброй энергетикой (так и хочется сказать — душой), способной помогать людям. Хочется верить, что затронутые в моём рассказе темы заинтересуют новых исследователей, и тогда такое удивительное явление, как русский народный текстильный орнамент, действительно можно будет осмыслить с разных сторон. Пока же древние образы-письмена продолжают ждать своего полного прочтения. Ну что, попробуем начать?
Изучение народных «украс» началось ещё в XIX столетии. Первые описания текстильных узоров и попытки поиска скрытого в них смысла предпринимали люди знаменитые: члены Императорского археологического общества и многочисленных учёных архивных комис¬сий Российской империи. Им удалось зафиксировать бесценный материал, ныне — увы! -утраченный безвозвратно: исконные народные названия отдельных элементов орнамента, более-менее ещё не искажённые исчезновением патриархального крестьянского быта. В 1920-х годах их труд продолжили областные общества краеведов. Относительно систематизированные материалы были опубликованы в областных изданиях или осели в архивах. Из доступных наиболее интересными показались мне труды смоленского этнографа Е.Н. Клет-новой [83], рязанского этнографа Н.И. Лебедевой [84], известного археолога В.А. Городцова [28] (И.001) и материалы уникального исследования Сапожковских краеведов П. и С. Стахановых [20].
Много литературы, посвящённой описанию узоров народной вышивки и ткачества по всей территории СССР, издаётся в 1950-1970-х гг. Выходит ряд художественных альбомов и каталогов народного костюма. Изучая орнаменты народов Сибири, С. Иванов разработал схемы образования орнаментальных форм в зависимости от вида используемой симметрии [47]. Растёт интерес историков, археологов, искусствоведов к смыслу изображений: специальные исследования предпринимают Г.П. Дурасов [1], Г.С.
Маслова [18], Б.А.Рыбаков [32, 33] (И.002), А. Амброз [68].
В 90-е годы прошлого века вновь появились материалы изучения местных традиций. Новые исследователи музейных фондов и коллекционеры-любители обратили внимание на пропущенные прежде детали украшений народной одежды, что позволило проследить в народном костюме отражение славянской языческой культуры и социально-родовую информацию о владельце [76, 52]. Появилась возможность изучения истории древнего и распространённого у славян символа — свастики. Многочисленные попытки практической реконструкции применения и смысла народного орнамента были предприняты сторонниками возрождающегося язычества. А. Голан в своей капитальной работе проследил единую мифологическую основу символов орнамента у народов мира [2], а работы М.Ф. Пармона [72] исчерпывающе осветили особенности кроя и формы народной одежды.
Печатаются исследования, поднимающие вопросы восприятия символов сознанием человека, а также воздействия знака на наше физическое состояние — с этой точки зрения изучает рунические символы В.И. Лошилов [99]. Психологи и представители альтернативной медицины накопили немалый опыт оценки воздействия тех или иных нематериальных факторов на человеческий организм, а наши представления о свойствах сознания постоянно расширяются. Но никто пока ещё не пытался рассмотреть народный орнамент с этой точки зрения.
Немногим известно, что первой в мире страной по распространению свастики является… Россия. Это ключевой орнамент вышивки и ткачества Русского Севера, мы даже обгоняем Индию, где свастики-обереги до сих пор украшают городские дома. Согласитесь, учитывая идеологический контекст событий XX века, это воспринимается, по меньшей мере, как ирония судьбы.
Именно на наших землях сохранились многосложные солярные мотивы, которые, порой, являются материнскими даже по отношению к мотивам индийским (об этом можно почитать работы С.В. Жарниковой). Это головокружительная архаика.
«ковыль» (Тульская губ.), «конь», «коневая голяшка» (Рязанская губ.), «заяц» (Печора), «рыжик» (Нижегородская губ.), «вьюн» (Тверская губ.), «кривонога» (Воронежская губ.) и т. д. На территории вологодских земель название свастики было еще более разнообразным. «Крючья», «крюковец», «крюк» (Сямженский, Верховажский районы), «огниво», «огнивец», «конегонь» (конь-огонь?) (Тарногский, Нюксенский районы), «сверь», «сверчок» (Великоустюгский район), «вожок», «вожак», «жгун», (Кичм.-Городецкий, Никольский районы), «ярко», «косматый ярко», «космач» (Тотемский район), «гуськи», «чертогон» (Бабушкинский район), «косарь», «косовик» (Сокольский район), «перекрест», «враток» (Вологодский, Грязовецкий районы), «вращенец», «вращенка», «вращун» (Шекснинский, Череповецкий районы), «углый» (Бабаевский район), «мельник» (Чагодощенский район), «крутяк» (Белозерский, Кирилловский районы), «пылань» (Вытегорский район). Наиболее архаичным из них, несомненно, является «огнивец». В этом названии отражено первоначальное значение магического символа свастики: «живой огонь» — «огнь» — «огниво» — «огнивец».
«Русское название свастики — «коловрат» т. е. «солнцеворот» («коло»- древнерусское название солнца, «врат» — вращение, возвращение). Коловрат символизировал победу света (солнца) над тьмой, жизни над смертью, яви над навью. Свастика, направленная в противоположную сторону, именовалась «посолонью». По одной из версий «коловрат» обозначал прирастание светлого времени суток или восходящее весеннее солнце, в то время как «посолонь» — убыль дневного света и заходящее осеннее солнце. Существующая путаница в названиях порождена неверным пониманием направления вращательного движения русской свастики. «Правой» или «прямой» свастикой нередко называют крест с концами, загнутыми в правую сторону. Однако в русской языческой традиции смысловое значение свастики максимально приближено к древнейшему (символ «живого огня»), и потому загнутые концы ее следует рассматривать именно как языки пламени, которые при вращении креста в правую сторону естественным образом отклоняются влево, а при левостороннем его вращении — вправо. Отклонение языков пламени в обоих случаях происходит под воздействием встречного потока воздуха. Поэтому «коловратом», или «левосторонней», свастикой в России именуют крест, концы которого («языки пламени») загнуты в правую сторону, и наоборот, «посолонью», или «правосторонней», свастикой называют крест с концами, загнутыми влево (в этом случае свастика вращается по часовой стрелке, по солнцу, отсюда ее название — «посолонь»). В старообрядческой «посолони» — обрядовому обходу церквей по солнцу — легко угадывается древний языческий ритуал. (М.В. Суров «Всё и всяк вернётся»)»
Только наш краеведческий музей те самые полотенца, платья и пояса (на которых красным по белому во множестве интерпретаций и вариантов есть изображение означенного символа) выставлять на общую экспозицию не торопится. Известны такие случаи:
«Во время проведения выставки «Русский национальный костюм» в залах Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге один из посетителей (некий М. Бляхман) попытался уничтожить путем сожжения женское подвенечное платье, обильно украшенное свастиками. В отделении милиции мерзавец нагло заявил, что таким образом он борется с «фашизмом».
www.perunica.ru
Русские орнаменты и узоры (растровый клипарт)
Орнаменты на памятниках древнерусского искусства. Д. К. Тренев
Посмотреть полностью
Д. Тренев. Орнаменты на памятниках древнерусского искусства. М, 1904-1910
Н. Симаков. Русский орнамент (1882).
Посмотреть полностью
Н. Симаков. Русский орнамент. — Спб, 1882 г.
формат djvu | 14стр. | 4,6 Mb
К. Д. Далматов «Сборник стариннорусских и славянских букв, заставиц и каемок» (1895)
Сборник стариннорусских и славянских букв, заставиц…
формат jpg | 3300х4200 | 38 стр. | 42,1 Mb
«Полиграфический орнамент»
Посмотреть полностью
Полиграфический орнамент
формат pdf | 2 книги | 3,36 Mb
Православные орнаменты и буквицы
Посмотреть полностью
Православные орнаменты и буквицы
формат jpg | 732 files | 45,9 Mb zip-архив
Коллекция православных орнаментов «Русский узор»
Посмотреть полностью
Коллекция «Русский узор»
формат gif | 225 files | 14,5 Mb zip-архив
В. И. Ивановская. Русские орнаменты.
Посмотреть полностью
В. И. Ивановская. Русские орнаменты
формат djvu | 226 стр. | 10,1 Mb
Церковно-славянские прописи и уроки орнамента
Посмотреть полностью
Церковно-славянские прописи и уроки орнамента
формат jpg | 63 стр. | 5,27 Mb
Раскраска «Буквицы»
Посмотреть полностью
Раскраска «Буквицы»
формат pdf | 17 стр. | 3,46 Mb
Русские орнаменты для резьбы по дереву
Посмотреть полностью
Русские орнаменты для резьбы по дереву
формат pdf, djvu | 5 выпусков | 24,2 Mb
Сборник великорусских и малороссийских узоров для вышивания (1877 г.)
Посмотреть полностью
Сборник великорусских и малороссийских узоров (1877 г.)
формат djvu | 12 стр. | 4,7 Mb
Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружева
Посмотреть полностью
Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружева (1871 г.)
формат djvu | 42 стр. | 9,8 Mb
Альбом рукоделий. Издание В. Баннера
Посмотреть полностью
Альбом рукоделий. Издание В. Баннер
формат jpg | 22 стр. | 10,4 Mb
Русский дизайн 1880-1917 гг.
Посмотреть полностью
Русский дизайн 1880-1917 гг.
формат pdf | 158 стр. | 58,9 Mb
Князь Г. Гагарин. Собрание византийских и древнерусских орнаментов.
Посмотреть полностью
Князь Гр. Гагарин. Собрание византийских и древнерусских орнаментов.
формат jpg, 925 х 1280 | 57 стр. | 12,8 Mb
Писарев С. Н. Древнерусский орнамент на парчах, набойках и других тканях (С X по XVII век)
Посмотреть полностью
Писарев С. Н. Древнерусский орнамент на парчах, набойках и др. тканях
формат pdf | 219 стр. | 126 Mb
Русские орнаменты и буквицы
Посмотреть полностью
Русские орнаменты и буквицы
100 jpg | 190 Mb
Буслаев Ф. И. Исторические очерки по русскому орнаменту
Посмотреть полностью
Буслаев Ф. И. Исторические очерки по русскому орнаменту
формат djvu | 221 стр.
cliparti.jimdo.com
Русский народный узор — Орнаменты
Уже в глубокой древности люди стремились украсить предметы быта и одежды. По полученным из раскопок предметам видно, что сначала узор отделок и композиции были очень простыми. Со временем узор усложнился, композиция стала более разнообразной, техническое исполнение — более совершенным. Для дальнейшего развития узора и композиции необходимо познакомиться со старинными традициями создания рисунка и композиции.
Русский народный узор богат и разнообразен. В его композиции встречается ряд геометрических узоров, а также в нем практически везде присутствуют растения и животные, как стилизованные, так и более-менее реалистичные.
Основные элементы узора.
Геометрический узор всегда состоит из отдельных мелких частей. Такие части узора, которые с изменениями или без них повторяются во многих узорах, называются основными элементами узора. В русском народном узоре самыми распространенными основными элементами являются, так называемые, елочка, крыша, крестик, солнышко, звездочка, растительный узор (рис. 1).
Рисунок 1. Основные элементы геометрического узора.
А это пример старорусской вышивки, где хорошо видно, что она состоит из маленьких базовых элементов.
Образец русской вышивки
Основные элементы можно изменять — варьировать. Еще и в настоящее время появляется много различных вариантов основных элементов.
Несмотря на некоторые различия, основные элементы имеют некоторые общие постоянные свойства, например:
- 1) линии узора сгибаются под углом в 90 или 45 градусов;
- 2) линии растительного узора связаны между собой;
- 3) основной элемент легко включается в простейшие геометрические фигуры (рис. 2).
Рисунок 2. Простейшие геометрические фигуры.
Основные элементы узора можно составлять различно.
Ряд узора.
При ритмическом повторении одного или нескольких элементов узора появляется простой или переменный ряд узора. Так как ряд узора не закончен, он создает впечатление неопределенного, распадающегося рисунка (рис. 3).
Рисунок 3. Ряд узора.
И маленький пример славянской вышивки, где мы можем увидеть несколько видов полос.
Полосы узора русской вышивки.
Ограничение можно произвести либо с помощью черты, либо с помощью более узких полос. Помещенные рядом основные элементы узора как бы разделяют полосу. Например, помещая один за другим основные элементы, легко включающиеся в треугольник, образуют полосу с треугольным разделением (рис. 4, Б). Аналогичным образом можно образовать полосу узора с треугольным разделением и полосу узора с разделением к углу квадрата или к стороне квадрата (рис. 4, В, Г).
Рисунок 4. Полосы узора.
Применение полосы узора.
Применяя для отделки полосу узора, мастер по возможности сохраняет разделение полосы. Заканчивается полосу всегда целым делением. Особенно тщательно размещают полосы, декорируя угол прямоугольной площади. По углам размещение полос может быть различным.
Соединенный угол.
Соединенный угол образуется, если полосу без перерыва продолжить в другом направлении (рис. 5, А). Меняя направление, мастер сохраняет деление, характерное для полосы. Соединенный угол может быть применен как для декорирования, так и для прямоугольной площади.
Полусоединенный угол.
Образуя полусоединенный угол, полосы в углах не соединяют (рис. 5, В), а помещают там квадратообразную отделку (рис. 5, Б). Полосы заканчиваются на небольшом от нее расстоянии. Обе части декора обычно соединяются ажурным или извилистым швом. Полусоединенный угол чаще всего употребляют при декорировании Квадрата.
Рисунок 5. Углы.
Несоединенный угол.
Несоединенный угол образуется тогда, когда полосы в углу не соединяются (рис. 5, В). Полосы мастер заканчивает полным делением.
Несоединенный угол лучше всего подходит для декорирования прямоугольного изделия.
К тому же по концам площади можно поместить более широкие полосы, даже группы полос и, наоборот, вдоль длинных краев — узкие полосы. Декор несоединенного угла отлично объединяет ажурный или извилистый шов.
Параллельное размещение полос.
Прямоугольную площадь обычно декорировалась поперечно расположенными полосами. Можно одну полосу или группу полос поместить на каждом конце прямоугольника, можно также равномерно расположить их по всей площади (рис. 5, Е). Кроме того, можно повторять одни и те же полосы, расположенные по концам, а также использовать в середине другие полосы или же менять одну за другой несколько полос (рис. 5, д).
Декорируя изделие прямоугольной формы, полосы размещаются несколько иначе. Каждая украшенная часть предмета выглядит как бы тяжелее, поэтому в вертикально расположенном изделии декор распределяется по нижней части. Например, используя только одну полосу, ее помещают в нижней части. Украшая изделие несколькими полосами различной ширины, наиболее широкую из них или же группу полос помещают в нижней части изделия (рис. 5, Е). Вверху располагают более узкие полосы.
Среди славянских этнографических отделок полоса является самым излюбленным и распространенным видом. Ее можно встретить на национальных одеждах, резьбе наличников окон и пр. Поэтому в народных узорах встречается особенно много образцов полос — то более узких, то более широких, с редким или густым рисунком. Все они могут быть с успехом использованы как в любом виде рукоделия, так и в художественной резьбе по дереву. Кроме того, полосы придают отделке изделия старинный характер.
Узор сплошного заполнения.
Элементы узора (рис. 6, А) или большие части его размещаются по всей площади или на определенных участках ее. Узор в этом случае ограничивается делениями. Узор сплошного заполнения мастер по возможности заканчивает полным делением. Он легко распространяется во всех направлениях, поэтому одним и тем же узором можно покрыть и маленькую и большую площадь. Так как это оставляет впечатление легко распространимого разливающегося узора, то отделываемую площадь ограничивают одноцветной или узорчатой полосой. Узор сплошного заполнения применяется для декорирования как квадратного, так и прямоугольного вида площади при любой технике.
Рисунок 6. Узор сплошного заполнения.
Центральный узор.
Центральный узор (рис. 7, А) распространяется от центра равномерно во все стороны. Так как он имеет растительный характер, то в композиции его ограничивают полосами (рис. 7, Б). Этот узор используется для отделки различного вида площади.
Рисунок 7. Центральный узор.
Растительный орнамент.
Растительный орнамент может располагается над извилистой или прямой линией. Цвета растительного орнамента обычно чередуют. Растительный орнамент также обычно помещается вдоль края декорируемой площади, так как он хорошо соединяет украшенную, тяжелую площадь с неукрашенной, пустой (рис. 8).
Рисунок 8. Растительный орнамент.
И на последнем рисунке представлены образцы орнаментов, где используются мотивы из мира фауны.
Тэг:
zen-designer.ru
Цветные русские народные картинки 17–19 века из книги Ровинского 1881 года
Лубок – русские народные картинки, представляющие собой богатый и выразительный слой культуры, истории и искусства Руси. Эти некогда популярные, раскрашенные вручную изображения, отличающееся простотой и доступностью образов, красноречиво рассказыват о жизни и мировоззрении простых людей прошлого.
Первые изображения назывались «фряжскими листами» (эстампы, пришедшие в Россию из Европы), затем «потешными листами» и долгое время «простовиками» или простыми народными картинками. В 19-м веке они получили название лубок.
Многочисленные лубочные картинки – это своего рода обширная энциклопедия с разнообразными знаниями о далёких странах и важных событиях, о прихотях природы и крестьянской жизни. Был также лубок-азбука, лубок-календарь, медицинский лубок, лубок-травник, лубок-арифметика, сказочный и песенный лубок. Даже длинные былины и занимательные истории передавались сериями из нескольких, нарисованных в ряд, небольших изображений.
Учёные всё ещё спорят о происхождении названия «лубок». Некоторые говорят, что оно пошло от слова «луб», старорусского названия липы, на досках которой вырезали картинки. Другие же утверждают, что оно связано с лубяными коробами, в которых их разносили. А московская легенда гласит, что всё началось с Лубянки, улицы, где жили мастера лубочного искусства.
Наиболее популярным видом графического искусства в России считались комические народные гравюры, которые продавали на ярмарках с 17-го до начала 20-го века. Тем не менее, представители высших кругов не воспринимали их всерьёз и отказывались называть искусством творения народных художников-самоучек, которые забавляли крестьян своими «дешёвыми картинками».
Правда, поначалу гравюры украшали царские дворцы и боярские терема. В то время они были чёрно-белыми. С развитием производства картинки становились цветными, широко распространёнными, доступными и популярными.
Раскраской чёрно-белых лубков занимались женщины и дети в подмосковных и владимирских деревнях. Немалое количество тех лубочных картин отличается грубоватостью штриха и нелогичным цветовым решением, напоминая детские рисунки. Но среди них находят множество картин, в которых исследователи обнаруживают врождённое чувство цвета, позволившее художникам создавать совершенно неожиданные и оригинальные комбинации, невозможные в точной живописи, а потому – уникальные.
Темы народных гравюр сильно варьируются, начиная от религиозных и нравственных сюжетов, заканчивая народными эпосами и сказками, от исторических и медицинских лубков до жанровых картинок, от забавных историй с шутливыми текстами до искусно замаскированной политической сатиры.
Со временем техника лубка менялась. В 19-м веке древесина уступила место металлу, появилась возможность создавать более изящные работы. Лубочная палитра стала ещё ярче и насыщеннее, иногда переходя в неожиданное и фантастическое буйство цвета.
Долгое время красочные гравюры заменяли простому народу недоступные книги, служили пищей для размышлений и источником новостей, так как газеты были в дефиците, а лубки – популярны и недороги. Они разносились по всей стране на немыслимые расстояния. Однако к концу 19-го века лубочное искусство исчерпало себя. Набирало обороты фабричное производство печатных гравюр.
Лубочные картинки – творения неизвестных народных мастеров. Клеймённый высшим сословием как грубое простонародное творчество, лубок стремительно развивался и играл важную роль в жизни общества. Сегодня исследователи видят в нём особо ценное культурное наследие. Лубок собирают и изучают многие учёные в России и за рубежом. Он занял заслуженное место в музеях изобразительного искусства наряду с шедеврами величайших мастеров прошлого. Важную коллекцию русского народного лубка собрала Нью-Йоркская публичная библиотека. Значительную её часть занимают произведения из собрания выдающегося деятеля культуры Российской империи, Дмитрия Александровича Ровинского (1824-1895).
Ровинский разглядел ценность лубка, когда большинство людей из его окружения относились к этим картинкам крайне высокомерно, не понимая ни их содержания, ни значения. Однако Дмитрий Александрович, служивший тайным советником, прокурором и сенатором, своей любовью к народному искусству разжёг всеобщий интерес к лубку. Он собирал гравюры со всех уголков империи. Коллекции свои изучал, систематизировал и публиковал с описаниями и пояснениями к картинкам.
В 1881 году Ровинский опубликовал атлас «Русские народные картинки», в который вошла коллекция лубка, обрисовывающая самые разнообразные стороны бытовой и духовной жизни русского народа от начала 17-го до середины 19-го века. Оцифрованные произведения из этого собрания выложила в свободный доступ Нью-Йоркская публичная библиотека. Из 473 картинок в нашей подборке 73 наиболее ярких.
Баба-яга дерётся с крокодилом.
Баба-яга дерётся с крокодилом.
Баба-яга пляшет со стариком.
Старик и Смерть.
Масляница и Семик.
Знай себя указывай в своём доме.
Любовь крепка как смерть.
Блинщица.
Чёрный глаз поцелую хоть раз.
Охотник и пастушка.
Старик на коленях у молодой.
Седина в бороду, а бес в ребро. Реестр о дамах.
Помеха в любви.
Помеха в любви.
Муж жену бьёт.
Мыши кота погребали.
Кот.
Громадный кот.
Бык не захотел быть быком да и сделался мясником.
Медведь с козою прохлаждаются.
Медведь и баба.
Похождение о носе и о сильном Морозе.
Вавила и Данила.
Тарас плешивый.
Тарас плешивый.
Мужик Пашка и брат его Ермошка.
Дурак и дура кормят котёнка.
Два дурака втроём.
Кулачные бойцы Парамошка и Кадык Ермак.
Ералаш.
Шут Гонос.
Голландский лекарь и добрый аптекарь, помолаживающий старух.
Точильщик носов.
Баня.
Женская баня.
Молодая немка кормит старого немца соской.
Немка верхом на старике.
Реестр о цветах и мушках.
Денежный дьявол.
Щипли сам себя за нос.
Медуза.
Гарпия.
Райская птица Сирин.
Изображение хамелеона.
Обезьяны-органисты.
Люди, найденные царём Александром Македонским.
Известие 1739 года о двух чудах, морском и лесном, пойманных в Испании.
О рождении урода в Нижнем Новгороде в 1730 году. Книжка царя Соломона.
Объявление о прибытии английской компании комедиантов.
Животное, найденное в Испании 27 января 1775 года.
Наполеон после сожжения Москвы.
Французский вояжер в 1812 году.
Наполеон в намерении своём уничтожить Пруссию.
Изгнание из Москвы французских актрис.
Наполеон после сражения под Малоярославцем.
Казаки, истребляющие французов.
Иван Яковлевич Курейша, студент холодных вод московского сумасшедшего дома.
Солнце с зодиаками.
Российский герб.
Лист сочнаго письма.
Притча о жене, умершей в блудном грехе без покаяния.
Надпись, сделанная бесом над дверью храма Петра и Павла в Риме.
Притча о завистливом.
Казнь лихоимцам.
Аника-воин и Смерть.
Маловременная красота мира сего зерцало грешнаго.
Лабиринт духовный.
Из книги цветника о смертных грехах. Работа Нехорошевскаго.
Картины из Библии и Апокалипсиса. Работы мастера Кореня.
Картины из Библии и Апокалипсиса. Работы мастера Кореня.
Бесы искушают преподобного Антония.
Архангел Михаил.
Святой мученик Христофор с волчьей головой.
Смотрите также:
cameralabs.org
Русские орнаменты и узоры на одежде
Друзья, приветствую!
Как и обещал, эту статью посвящаю местам размещения узоров и орнаментов на традиционной русской одежде. И в частности, на женской рубашке, рубахе.
Рубашка без узоров не так красива, согласитесь.
А вот рубаха с вышивкой — это загляденье. В Украине такую рубаху называют вышиванкой.
Вид и тип узоров определялся назначением рубахи и одежды в целом. Она была будничная, праздничная, обрядовая и свадебная. Так же надо осознать, что наши предки не просто украшали одежду и «придавали ей эстетический вид», а они отображали окружающий мир, свои представления о нем и взаимоотношения с этим миром.
Например, вот что писал академик Борис Александрович Рыбаков в своем труде «Язычество древней Руси»:
«Обратим внимание на то, что и в архитектуре и в одежде был последовательно проведен один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные злыдни могли проникнуть к человеку. В одежде магическим охранительным узором покрывались: ворот, обшлага рубахи, подол, разрезы на рубахе или сарафане. Сама ткань считалась непроницаемой для духов зла, так как в её изготовлении участвовали предметы, изобильно снабженные магическим орнаментом (трепало, прялка, ткацкий стан). Важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека».
Поэтому, не случайно, местами расположения узора были:
Ворот — 1,
оплечья и плечи- 2,
рукава – 3,
подол — 4.
Ворот обычно украшался узкой полосой тканья или вышивки, позднее — аппликацией из ярких полос ткани.
На старинных рубахах вся нагрудная часть расшивалась плотным орнаментом, а в более поздних была составлена из кусков кумача, тесьмы.
Иногда встречаются довольно интересные попытки реконструировать русскую рубаху.
Оплечья, плечи расшивались обережными орнаментами. Орнаментами защищались края ткани и швы.
В традиционных женских рубахах спина орнаментами не расшивалась (скорее всего из соображений удобства и практичности). Для защиты спины использовались расшитые накидки и платки. То, что Вы видите на фото — современное веяние.
Нередко сплошь орнаментированные рукава оказывались наиболее украшенной частью рубахи.
Свадебная рубаха праву считается самой красивой. Расшитая сложными витиеватыми узорами, главное место среди которых неизменно занимал красный орнамент, эта рубаха готовилась специально для праздничного торжества. После свадьбы рубаха не утрачивала своего значения. Русская женщина надевала ее на праздники до рождения первого ребёнка, а потом по обычаям бережно хранила.
С особой тщательностью украшались праздничные и обрядовые рубахи.
Наиболее интересными с точки зрения орнаментов были обрядовые рубахи.
Общие покосы для всей деревни были не только работой, но и праздником. Девушки и женщины надевали обрядовые, покосные рубахи — «покосницы».
Покосница — старинная рубаха. Простая и удобная для работы.
Верхняя часть у такой рубахи шилась из тонкого белого льна, рукава у нее широкие, как правило, укороченные. Ширина вышитого узора на подоле иногда достигала тридцати сантиметров и более. На подоле, как правило, были вышиты древнейшие из орнаментов и узоров — календарные.
Я не претендую на истину, я всего лишь её ищу, так же, как все. Понимаю, что мнения-суждения об одном и том же вопросе могут быть различными. Буду приветствовать, если возникнет аргументированное мнение отличное от моего.
Однако, я считал и считаю, что искателям традиционности истинной в нашей культуре и одежде, как части её, надо обратить внимание на Русский Север. Почему — про это должна быть отдельная, историческая статья, но если говорить в двух словах (языком образов, языком сказки) — кощеи не смогли захватить Русский Север. А потому там и сохранилось то, что было испокон веку.
По словам Людмилы Фёдоровны Кислухи – исследователя культурных традиций в одежде Русского Севера — слово «рубаха» и рубашка употреблялись редко, чаще использовали более конкретные и принятые в каждой местности свои названия этих видов одежды, а так же в зависимости от назначения рубашки.
О других видах традиционной одежды и названиях – в следующих статьях.
Похожее
rusorn.ru
Русские орнаменты и узоры на одежде
В предыдущей статье рассматривались значения слов «орнамент» и «узор». В отличие от слова «орнамент», «узор» – исконно русское слово, так же как и слово «украс».
Русские узоры красивы сами по себе, ведь они наносились на окружающие предметы для того, чтобы нести не только обережную, но и энерго-информационную, гармонизирующую функцию.
Но особенно тщательно наносились узоры на одежду. Обережная символика защищала края одежды (подол, края рукавов, ворот), места швов и жизненно важные места (голова, сердце и.т.д.), так как через эти участки идёт обычно воздействие иных сил.
Например, разрез русской рубахи – косоворотки как раз проходил над сердцем и поэтому был обязательно покрыт определёнными узорами. Может быть поэтому, рубашки эти не забыты, а интерес к ним растёт, не смотря ни на что.
Изначально, рубаху мужчине шили и вышивали только близкие женщины. Женщины сами шили и вышивали рубашки -вышиванки своим мужьям и сыновьям, Это либо бабушка и мать, либо невеста и, впоследствии, жена. Потому что важна каждая мелочь.
Ибо каждая мелочь оставляла свой след в творении.
Время: глухою зимой, весёлой весной, жарким летом или смурной осенью. На растущей луне или на убывающей. Ночью при лучине или утром на восходящем солнышке.
Место: чернозёмная степь или зелень лесов, синь морей, рек и озёр или гор гряда.
Настроение мастерицы: о чём думает, что поёт, что желает будущему владельцу рубахи.
Какого роду-племени владелец будущий. Кто он – мальчишка, юнец, али добрый молодец.
Всё это гармонично воплощалось в виде узоров. Взглянешь на такое чудо рукотворное и всё о человеке знаешь, но причинить ему зла не можешь. В рубахах росли богатыри на Руси.
Чем затейливей узор – тем более интересный человек пред тобою.
Но не только на рубахе были узоры.
Узоры на очелье защищали от иных сил голову.
А одним из самых важных элементов одежды был пояс. Пояса были разной ширины и длинны, узоры на них были разные. Защищали они нижнюю часть человека, и ходить без пояса было нельзя. Человек без пояса был уязвимым для воздействия, часто бывал одержим и приходил в буйство. До сих пор у нас осталось в русском языке выражение – РАСПОЯСАЛСЯ!
Так же как и осталось выражение ОПРОСТОВОЛОСИЛАСЬ!
Это выражение про женщину без головного убора. После замужества волосы женщины тщательно прятались под головной убор, и без головного убора появляться на людях ей было нельзя. И поэтому разновидностей головных уборов было великое множество: самые разнообразные кички (кики), повойники, моршени, борушки, а позже сороки, кокошники и так любимые всеми русскими женщинами платки. Кокошники и платки могли носить и девицы.
Всё это богато украшали узорами и времени на это не жалели. По одёже и узорам была видна мастерица! И на праздники можно было и себя показать и на других посмотреть.
Похожее
rusorn.ru