Мадонна с младенцем икона – «Мадонна с младенцем», Джотто ди Бондоне — описание картины
«Мадонна с младенцем», Джотто ди Бондоне — описание картины
Мадонна с младенцем — Джотто ди Бондоне. 1320-1330. Деревянная доска, темпера. 85,5 x 62 см.
Типичный мотив для церковного искусства – изображение Девы Марии с младенцем Иисусом на руках – художник превратил в гимн материнству и жертвенности. Это уже не просто обезличенная икона – это изображение матери и ребенка. Богородица отличается узнаваемыми чертами лица, которые можно встретить на многих картинах Джотто, что делает картину еще более близкой людям. Она приближает Святую деву и ее божественное дитя к простым людям, потому что художник подарил ей знакомое лицо.
Икона написана на золотом фоне, характерном для икон византийского типа. Но само изображение принадлежит уже новому времени. Оно объемное, выразительное и очень живое, совсем не такое, как у застывших в скованных позах с одинаковым выражением лица святых с ранних икон и картин на церковную тематику.
Мадонна держит на руках младенца Иисуса, нежно прижимая его к себе одной рукой. В другой у нее белая роза – символ ее чистоты и невинности. Ребенок тянется к ней, глядя на цветок. Сама же Дева Мария глядит на зрителей, и в ее печальном взгляде читается осознание того, что ее сокровище, ее дитя обречено на короткую жизнь, полную мучений, и на страшную смерть на кресте.
Интересно, что художник выбрал для мафория Мадонны – одеяния, в котором ее обычно изображают – не классические цвета, красный и синий, а глубокий зеленый. Это цвет надежды, жизни и возрождения. У ее одежды золотистые с зеленым отливом отвороты и богатая золотая отделка, а ребенок прикрыт тончайшей полупрозрачной тканью с роскошной золотой каймой. Складки очень реалистично обрисовывают тела, подчеркивая их формы и придавая объем изображению.
При всей своей традиционности эта картина представляется серьезным прорывом в церковном искусстве. Вместо стандартных лиц в нем появляются настоящие, полные жизни, выразительные и узнаваемые изображения.
muzei-mira.com
описание и фото :: SYL.ru
В живописи Возрождения создавалось много картин по заказам церкви и частных лиц. Мадонна с младенцем на руках была излюбленной темой у художников. Ей поклонялись как иконе, а позже воспринимали как произведение искусства. Ниже представлена деталь произведения живописца Раннего Возрождения Фра Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем и двумя ангелами».

Христианские традиции
Как в византийской иконографии, так и в живописи Возрождения центральным является образ Богоматери, которая держит на руках ребенка. Он всегда становится средоточием повествования о спасении. Первоначально Мадонна с младенцем писалась по канонам, которые определил Второй Никейский Собор 787 года. Уже начиная с XII столетия западная культура, а позже и живопись Возрождения не отказывались от того, что изображение Пресвятой Девы является иконой, но вводит на полотна атрибутику, которая придает им общечеловеческие символы.

Ренессанс
В XV веке Мадонна с младенцем становится не только сакральным сюжетом. Ее образ заказывают художникам как светские люди, так и церковные власти. Эту тему разрабатывают по всей Италии, но особенно во Флоренции и Венеции. В Венеции эту тему любил Джованни Беллини. Великолепна его «Мадонна Брера», в которой свет льется сквозь фигуры Богородицы с Христом, пронизывая все полотно.

«Мадонна с младенцем на троне со святыми»
Алтарь был заказан Рафаэлю для монастыря Сан-Антонио и завершен в 1504-1505 годах.

Картины Леонардо
Это был удивительно разносторонний гений. Он проявил себя в самых разных областях не только искусства, но и знаний. Леонардо да Винчи очень быстро, всего за три года, сформировался как художник и скульптор. Рано начав работать, творец проявляет себя вполне оригинальным живописцем со своим направлением поисков и интересов. В первую очередь надо назвать «Благовещение» из галереи Уффицы, всем нам хорошо известную картину «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» из собрания Эрмитажа. Последняя первоначально называлась «Мадонна с младенцем».
Не стоит забывать о «Мадонне с гвоздикой» (1478-1480) из Мюнхенской пинакотеки. Картина «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи, фотография репродукции которой демонстрирует великолепный колорит, предстает перед нами в нарядном одеянии из трех любимых цветов живописца: золотого, алого и синего.

В противоположность Марии младенец олицетворяет движение. Статика в сочетании с динамикой – так выглядит картина. Мадонна с младенцем Леонардо да Винчи, описание которой представлено выше, демонстрирует спокойствие молодой женщины, а также игривость ребенка: он неутомимо тянется к гвоздике – символу исцеления, покрытому тенью.
Миланский период
В Милане (в период зрелости) Да Винчи создал целый ряд произведений, одной из первых работ была «Мадонна в скалах», или «Мадонна в гроте». На картине присутствует Мадонна с младенцем. Подлинный холст находится в Лувре. Лондонский вариант дописывали по его наброскам ученики.

«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»

Это незаконченная, но очень необычная и нетрадиционная картина. Мадонна с младенцем Леонардо да Винчи была заказана монахами для церкви во Флоренции в 1508-1510 годах. Оригинальность заключена в том, что Мария сидит на коленях (чреве) своей матери Анны. При этом мать несколько крупнее своей дочери. Это тонкое, но различимое изменение в размерах, возможно, должно было подсказать зрителю старшинство святой Анны по возрасту, так как лица обеих женщин молоды и прекрасны.
В культуре живописи нет больше такого использования сюжета, чтобы одна женщина сидела на коленях у другой. Сама Пресвятая дева склонилась и хочет поднять младенца, играющего с овечкой (агнцем), которая символизирует предстоящие ему в будущем страдания. Мать хочет вернуть его в свое лоно. Марии тревожно за своего ребенка, она полна нежности и ласки к нему.
Как считает Вазари, Мария проста, скромна и смиренна. Она наслаждается, созерцая красоту своего сына. За своим земным потомством, ставшим впоследствии небесным, любовно, с легкой улыбкой на губах наблюдает Анна. Здесь использован один из любимых композиционных приемов Леонардо. Все фигуры вписаны в пирамиду. Иисус и Мария расположены на теплом золотистом фоне. За головой Анны виднеются голубоватые горные вершины и небо, которые по своей тональности вторят плащу, наброшенному на колени Мадонны. Серый цвет ягненка сопоставим с рукавом платья Анны. Все покрывает легкий флер сфумато.
Картина была написана на досках из тополя, которые в течение 500 лет покоробились. Реставрация в XXI веке прошла не слишком удачно: приглушенные краски Леонардо изменись на более яркие.
Шедевр да Винчи из Петербурга

В Эрмитаже экспонируется произведение «Мадонна Литта», которое имело прежде название «Мадонна с младенцем» (1491 г.). На холсте мы видим совсем молодую женщину, изображенную на фоне темной стены и двух симметричных арочных окон. Она грудью кормит ребенка и с нежной, чуть заметной улыбкой смотрит на сына. Колорит благороден и построен на сочетании красного, синего и золотого. Младенец одной рукой держит грудь матери, а в другой щегла, который являлся символом души христианина.
На этом мы заканчиваем рассмотрение картины «Мадонна с младенцем» Леонардо Да Винчи. Описание ее сделано выше.
Заключение
Мы надеемся, что образы Мадонны с младенцем дали нашему читателю представление о картинах эпохи раннего и позднего Ренессанса. Мы выбирали в основном те произведения, которые отсутствуют в отечественных музеях, за исключением одной работы из Эрмитажа.
www.syl.ru
Православные и католики. Два мира, две Богородицы
Есть мнение, что в православной традиции существует институт почитания икон, а в католической – нет. Это не так.
Во-первых, церковь долго была единой, и иконы почитались. Во-вторых, в каждой знаменитой итальянской церкви есть старая византийская икона, считающаяся чудотворной. Великих художников любят и чтут, но никому в голову не придет считать их картины чудотворными. А в церковь приходят в том числе и за чудом. В-третьих, существует традиция собственно католических икон.
Но разница есть. Она проявляется как в большей степени реалистичности изображений на католических иконах, так и другими акцентами.
Рассмотрим это на примере иконографии Богоматери. Мы даже называем ее по-разному: у нас это – Богоматерь, Богородица, Заступница, у них – Дева Мария, Мадонна (моя госпожа).
Древнейшее изображение Богоматери – это Заступница. Оно встречается в римских катакомбах и представляет собой женскую фигуру во весь рост с поднятыми руками. В музее терм Диоклетиана есть подобное изображение в талесе – молитвенной еврейской одежде. Позже молящаяся Богоматерь стала изображаться вместе с младенцем. Младенец изображен на уровне груди. Фигура Богоматери может изображаться как во весь рост, так и до пояса. Главное здесь – поднятые руки. Такое изображение называется Орантой (молящаяся).
Нерушимая стена
Богоматерь Великая Панагия
Неупиваемая чаша. Есть почти в каждой церкви, так как считается, чо помогает излечиться от пьянства и наркомании.
Интересный вариант — молитвенный жест направлен не наружу, а во внутрь, на охрану плода.
Поможение родам
Другой важный тип православной иконографии – Элеуса (Милующая) или Умиление. Младенец прижимается щекой к щеке Богоматери.
Владимирская
А сидящая Богородица без младенца называется Агиосоритисса (происходит от названия часовни при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе.
Умягчение злых сердец
Семистрельная
Есть еще Одигитрия (путеводительница): на этих иконах младенец сидит на руках Богородицы и одной рукой благословляет, а в другой держит свиток.
Неувядаемый цвет
Неопалимая купина
Достойно есть
Если Богородица при этом сидит на троне, то это будет уже Панахранта ( Всенепорочная, Пречистая), Всемилостивая, Всецарица. Считается, что эта икона помогает излечиться от рака.
Всецарица
Большинство икон представляют собой вариации этих изображений.
Еще одна из древнейших икон, встречающаяся в катакомбах — Млекопитательница.
Млекопитательница
Троеручница
Прибавление ума
Вертоград заключенный
Благодатное небо
Оплакивание Христа
А вот это – католические иконы. Они более разнообразны. Представляют собой изображения событий из жизни Мадонны, изображения Мадонны вместе со своими родными, а также торжествующую Мадонну на небе.
Вознесение Девы Марии
Благовещение
Вариант — присутствие единорога. Единорог — символ непорочности.
Непорочное зачатие Девы Марии
Коронование Богоматери
Непорочное сердце
Пьета — Оплакивания Христа девой Марией
Hortus conclusus изображение Мадонны в райском саду
Святая родня
Святое семейство
Anna selbdritt (букв. устар. нем. «Анна-втроём, Анна-сам-третья»
Таким образом, можно сделать вывод, что для православных Богоматерь в первую очередь заступница и страдалица за грехи человечества, а у католиков – дева, Богоматерь, а потом небесная царица.
Наиболее популярными темами на католических иконах являются Благовещение и Пьета. Православные иконы – это почти исключительно изображение Богоматери с младенцем, либо Богоматери с символическим изображением страданий, молящейся Богоматери.
У православных Богоматерь никогда не улыбается – она босиком прошла весь ад и упросила своего сына Иисуса освободить грешников от наказания на время от Великого Четверга до Троицы.
Вот такого изображения Богоматери в православной традиции не бывает.
uborshizzza.livejournal.com
Сикстинская Мадонна. Мария с младенцем, папа Сикст II и св. Барбара
Сикстинская Мадонна
Дата
: 1513-1514Размер картины
: 265 x 196 смМатериал
: Холст, маслоМузей: Картинная галерея
Художник
: Рафаэль Санти.История создания полотна
Огромное по размерам (256 x 196 см) полотно было создано Рафаэлем для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II. Существует гипотеза, что картина была написана в 1512—1513 годах в честь победы над французами, вторгшимися в Ломбардию в ходе Итальянских войн, и последующего включения Пьяченцы в состав Папской области.

Что весьма необычно для начала XVI века, материалом служила не доска, а холст. Это может свидетельствовать о том, что полотно планировалось использовать как хоругвь (если только выбор материала не объясняется крупными габаритами произведения).
В XVIII веке распространилась легенда (не подтверждённая историческими документами), что Юлий II заказал полотно Рафаэлю для своей гробницы, и что моделью для Мадонны послужила возлюбленная Рафаэля Форнарина, для Сикста — сам папа Юлий (племянник Сикста IV), а для святой Варвары — его племянница Джулия Орсини.
Хотя жёлуди на ризе Сикста явно отсылают к этим двум папам из рода делла Ровере (rovere значит «дуб»), на создание образа именно для церкви в Пьяченце указывает то, что свв. Сикст и Варвара считались её покровителями. Образ удачно вписался в центральную часть апсиды церкви в Пьяченце, где служил своеобразной заменой отсутствующего окна.
Когда в Москву привезли «Сикстинскую мадонну», все ходили на неё смотреть. Фаина Георгиевна услышала разговор двух чиновников из Министерства культуры. Один утверждал, что картина не произвела на него впечатления. Раневская заметила:
vilingstore.net
В Саранске хранится уникальная икона «Мадонна с младенцем» начала XVI века
Самым старым живописным произведением в собрании Республиканского краеведческого музея им. Воронина является католическая икона «Мадонна с младенцем» неизвестного мастера времен Рафаэля. Жемчужина начала XVI века один раз покидала место хранения 20 лет назад для экспонирования в Мордовском госуниверситете. По воспоминаниям краеведа Сергея Бахмустова, тогда интерес студентов был огромный… Как икона оказалась в Саранске? Как современному зрителю понять ее символику? Об этом научный сотрудник отдела средневековой и дореволюционной истории музея Дмитрий Фролов рассказал ТАТЬЯНЕ МИХАЙЛОВОЙ.

«С»: В каком состоянии икона поступила в музей?
— В тяжелом… Практически разошлись стыки трех липовых досок, на которых она написана. Жучки-точильщики повредили основу. Поверхность почти полностью покрывала масляная запись XIX века по контурам оригинального изображения. С 1974-го по 1978 год икону реставрировали в Москве, в лучшем всесоюзном институте «Росреставрация». А затем ведущий научный сотрудник музея изобразительных искусств им. Пушкина Виктория Маркова, доктор искусствоведения и крупнейший специалист по итальянской живописи сделала заключение, в котором написано: «Первоначальная живопись относится к началу XVI века и принадлежит мастеру умбрийской школы. Икона вставлена в киот, который относится, по-видимому, к тому же времени»… Образ помещен в фигурную раму-киот, обрамленный слева и справа орнаментом в виде стилизованных листьев и розеток. Лицевая сторона расписана, имеет левкас и паволоку. Левкас — это грунт из мела, размешанного на животном клее с добавлением льняного масла. Чтобы при растрескивании доски он и красочный слой не разрывались, на лицевую сторону наклеивали ткань, называемую паволокой.
Богородица изображена сидящей на террасе дома на фоне излюбленного тогда горного пейзажа и лазоревого неба с облаками. Справа и слева от нее художник симметрично разместил по одному дереву. Благородный облик Богоматери, одетой в аристократические одежды начала XVI века, поражает величественностью и монументализмом. При созерцании данного произведения на память приходят стихи Роберта Рождественского:
На нас глядят два озера печали,
И в каждом по звезде отражено,
В эпоху Возрождения писали
Так лишь мадонн на фоне синей дали,
Вот почему извечный лик мадонны,
Лик женщины с младенцем на руках,
Сияньем материнства озаренной,
Стал обликом не фрески иль иконы,
А вечности, земной презревший прах.
«С»: В какой манере написана икона?
— Неизвестный мастер следовал реалистическим принципам европейского Возрождения, но в тоже время, возможно, взирал и на древний византийский образец. Над головой Богоматери изображен типичный католический нимб. А вот венец Богомладенца напоминает православную византийскую традицию. С крестом внутри нимба, находящегося вокруг головы. Образ написан столь искусно, что зритель с правого или левого ракурсов ракурсов видит разный взгляд Богоматери — то печальный, то умиротворенный… «Мадонна с младенцем» создана мастером – современником великого Рафаэля, работавшего с ним в стилистике знаменитой умбрийской школы. Наш музей гордится произведением. Эта «Мадонна» единственная на несколько регионов! Ближайшие подобные шедевры только в столице.
Справка «С»
Мадонна с младенцем.
МРОКМ им. И.Д. Воронина.
Начало XVI века. Умбрийская школа. Италия.
Дерево, левкас, темпера;
Икона 64 х 47 х 2 см. Рама-киот 94 х 54 х 8 см.
Поступила в музей в 1940 году из Государственного Эрмитажа в Ленинграде.
stolica-s.su
Католические традиции: Иконы «Мадонна с младенцем»: kazanocheka — LiveJournal
Развивая тему предстоящего католического празднования Рождества Христова подумалось: как-то у католиков принято название сокращать — просто Рождество, а уж чье, мол понятно…но возможно и не всем. Согласитесь, что Санта почему-то более популярная фигура на праздновании, чем Иисус Христос. В конце-концов подарки то именно Санта Клаус приносит… Ну для кого важнее подарки, а для кого всё-таки Рождество Христово.Интересно бывать в католических соборах, рассматривать иконы и буквально любоваться ими. Вспоминается утверждение, что икона, как таковая, долго имела статус Евангелия для неграмотных. Конечно мы умеем читать и писать, но в отношении религии действительно можем быть безграмотными. Например удивляет, что католические иконы порой воспринимаются как картины. Почему? Ведь у нас, у православных иконы намного строже, с очень четкими канонами, от которых не принято, да и запрещено отступать, иначе икона не будет освещена.
Характерные особенности православных икон:
Чистые, смиренные, безэмоциональные лица, фигуры вертикальные, без эмоциональных жестов и порывов Действие происходит в двухмерном измерении – отсутствует глубина, не выражены тени. Фон чаще всего светлый, золотистый, символизирующий Небесное Царство. Все цвета имеют значение, даже в одежде святых: пурпурный — величие, зеленый — жизнь, синий — символ неба, вечного мира, коричневый – символ тления и человеческой природы.
Общее впечатление, что икона как бы устремлена ввысь, к Небу, т.е. в православной иконе преобладает духовное, а не земное начало, как на католических изображениях.
Как же выражается эта привязанность к земле: католические иконы более чувственны, на них изображены реальные люди, а не их образы, позы эмоциональны. Все детали могут быть четко прописаны – тени, элементы одежды, черты лиц. Есть перспектива – все предметы уменьшаются по мере отдаления. Присутствует подчеркнутое разделение пространства на внутреннее и внешнее, например может быть изображено помещение, за окном которого пейзаж. Цвета картины не имеют символики, да и другие каноны отсутствуют.
Цель данного поста не в противопоставлении, а в сравнении икон, тем более есть иконы, одинаково почитаемые и католиками и православными, например икона Казанской Божьей Матери.

Капков Яков Федорович Богоматерь с ребенком
Древнейшее изображение Богоматери – это Заступница. Оно встречается в римских катакомбах и представляет собой женскую фигуру во весь рост с поднятыми руками. Позже молящаяся Богоматерь стала изображаться вместе с младенцем.
Православные иконы – это почти исключительно изображение Богоматери с младенцем, либо Богоматери с символическим изображением страданий, молящейся Богоматери.
Католики именуют Богоматерь — Моя Госпожа — Мадонна (от Mia Donna (итал.)
Католические иконы более разнообразны и представляют собой изображения событий из жизни Мадонны, изображения Мадонны вместе со своими родными, а также торжествующую Мадонну на небе. Но наиболее трогательный сюжет — изображение Мадонны с младенцем, такие католические иконы — картины стали целым направлением в живописи.

Ханс Зацка Мадонна с Младенцем
Флорентийский художник Карло Дольчи
Мадонна с младенцем Боттичелли
Annie Swynnerton
Адольф Вильям Бугро Мадонна с розами
Рафаэль Санти Мадонна с младенцем
Лукас Кранах старший
Nicola di Maestro Antonio — Madonna col Bambino in trono
Carlo Crivelli
Бернардино Фунгаи
Луис де Моралес
«Беллини. Мадонна с младенцем.
Franz Russ
Мадонна с Младенцем. Йос ван Клеве.
Мадонна с младенцем. около 1525 Йоса ван Клеве
Мадонна Литта Леонардо да Винчи
Кажется что в Православии подобное изображение Богородицы просто немыслимо, тем не менее есть — Млекопитательница.
Pseudo-Pier Francesco Fiorentino
Леонардо да Винчи — Мадонна с гвоздикой
Другой важный тип православной иконографии – Элеуса (Милующая) или Умиление. Младенец прижимается щекой к щеке Богоматери -это например Владимирская, Казанская и др.
Богоматерь — Млекопитательница.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
kazanocheka.livejournal.com
Мадонны Рафаэля (42 картины)
«Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском» (Madonna col Bambino tra i santi Girolamo e Francesco), 1499-1504 годы. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.
«Мадонна Солли» (Madonna Solly) названа так потому, что принадлежала британскому коллекционеру Эдварду Солли. Картина датируется 1500-1504 годами. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.
«Мадонна Пасадина» (Madonna di Pasadena) названа по месту своего нынешнего нахождения — городу Пасадина в США. Картина датирована 1503 годом.
«Мадонна с младенцем на троне и святые» (Madonna col Bambino in trono e cinque santi) датирована 1503-1505 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, юный Иоанн Креститель, а также апостол Пётр, апостол Павел, святая Екатерина и святая Цецилия. Картина находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (США).
«Мадонна Диоталлеви» (Madonna Diotallevi) названа по первоначальному владельцу — Диоталлеви ди Римини. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее. «Мадонна Диоталлеви» датирована 1504 годом. На картине изображены Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, который благославляет Иоанна Крестителя. Иоанн сложил руки на груди в знак смирения. В этой картине, как и во всех предыдущих, чувствуется влияние Перуджино — учителя Рафаэля.
«Мадонна Конестабиле» (Madonna Connestabile) написана в 1504 году и позднее названа по имени владельца картины графа Конестабиле. Картина была приобретена российским императором Александром II. Сейчас «Мадонна Конестабиле» находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург). «
Мадонна Конестабиле» считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию.
«Мадонна Грандука» (Madonna del Granduca) написана в 1504-1505 годах. В этой картине чувствуется влияние Леонардо да Винчи. Картина написана Рафаэлем во Флоренции и по сей день находится в этом городе.
«Малая Мадонна Коупера» (Piccola Madonna Cowper) написана в 1504-1505 годах. Картина была названа по имени её владельца лорда Коупера. Сейчас картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).
«Мадонна Терранува» (Madonna Terranuova) написана в 1504-1505 годах. Название картина получила по одному из владельцев — итальянскому герцогу Терранува. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.
«Мадонна Ансидей» (Madonna Ansidei) датирована 1505-1507 годами и изображает Деву Марию с младенцем Христом, взрослого Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.
Мадонна Ансидей. Деталь
«Орлеанская Мадонна» (Madonna d’Orleans) написана в 1506 году. Картина называется Орлеанской, т.к. её владельцем был Филипп II Орлеанский. Сейчас картина находится во французском городе Шантийи.
Картина Рафаэля «Святое семейство с безбородым святым Иосифом» (Sacra Famiglia con san Giuseppe imberbe) написана около 1506 года и сейчас находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург).
Картина Рафаэля «Святое семейство под пальмой» (Sacra Famiglia con palma) датирована 1506 годом. Как и на прошлой картине, здесь изображены Дева Мария, Иисус Христос и святой Иосиф (на этот раз с традиционной бородой). Картина находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.
«Мадонна в зелени» (Madonna del Belvedere) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится в Вене (Музей истории искусств). На картине Дева Мария держит младенца Христа, который хватает крест у Иоанна Крестителя.
«Мадонна с щеглёнком» (Madonna del Cardellino) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится во Флоренции (Галерея Уффици). На картине изображена Дева Мария, которая сидит на скале, а Иоанн Креститель (слева на картине) и Иисус (справа) играют с щеглёнком.
«Мадонна с гвоздиками» (Madonna dei Garofani) датирована 1506-1507 годами. «Мадонна с гвоздиками», как и другие картины флорентийского периода творчества Рафаэля, написана под влиянием творчества Леонардо да Винчи. «Мадонна с гвоздиками» Рафаэля — вариант «Мадонны с цветком» Леонардо да Винчи. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.
«Прекрасная садовница» (La Belle Jardiniere) датирована 1507 годом. Картина находится в Лувре (Париж). Дева Мария на картине сидит в саду, держа младенца Христа. На одно колено присёл Иоанн Креститель.
Картина Рафаэля «Святое семейство с агнцем» (Sacra Famiglia con l’agnello) датирована 1507 годом. На картине изображены Дева Мария, святой Иосиф и младенец Иисус, сидящий верхом на ягнёнке. Картина в настоящее время находится в мадридском музее Прадо.
Картина «Святое семейство Каниджиани» (Sacra Famiglia Canigiani) написана Рафаэлем в 1507 году для флорентийца Доменико Каниджиани. На картине изображены святой Иосиф, святая Елизавета с сыном Иоанном Крестителем и Дева Мария с сыном Иисусом. Картина находится в Мюнхене (Старая пинакотека).
Картина Рафаэля «Мадонна Бриджуотер» (Madonna Bridgewater) датирована 1507 годом и названа так потому, что находилась в усадьбе Bridgewater в Великобритании. Сейчас картина находится Эдинбурге (Национальная галерея Шотландии).
«Мадонна Колонна» (Madonna Colonna) датирована 1507 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Колонна. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.
«Мадонна Эстерхаци» (Madonna Esterhazy) датирована 1508 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхаци. На картине изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на руках и сидящий Иоанн Креститель. Сейчас картина находится в Будапеште (Музей изобразительных искусств).
«Большая Мадонна Коупера» (Grande Madonna Cowper) написана в 1508 году. Как и «Малая Мадонна Коупера», картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).
«Мадонна Темпи» (Madonna Tempi) написана в 1508 году, названа по имени владельцев, флорентийской семьи Темпи. Сейчас картина находится в Мюнхене (Старая пинакотека). «Мадонна Темпи» — одна из немногих картин Рафаэля флорентийского периода, в которой не чувствуется влияния Леонардо да Винчи.
«Мадонна делла Торре» (Madonna della Torre) написана в 1509 году. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.
«Мадонна Альдобрандини» (Madonna Aldobrandini) датирована 1510 годом. Картина названа по имени владельцев — семейства Альдобрандини. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.
«Мадонна в голубой диадеме» (Madonna del Diadema blu) датирована 1510-1511 годами. На картине Дева Мария одной рукой приподнимает завесу над спящим Иисусом, другой рукой обнимая Иоанна Крестителя. Картина находится в Париже (Лувр).
«Мадонна Альба» (Madonna d’Alba) датирована 1511 годом. Картина получила название по имени владелицы — герцогини Альба. «Мадонна Альба» долгое время принадлежала Эрмитажу, однако в 1931 году была продана за рубеж и сейчас находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.
«Мадонна с вуалью» (Madonna del Velo) датирована 1511-1512 годами. Картина находится в Музее Конде во французском городе Шантийи.
«Мадонна из Фолиньо» (Madonna di Foligno) датирована 1511-1512 годами. Картина названа по названию итальянского города Фолиньо, где она находилась. Сейчас картина находится в Ватиканской пинакотеке. Эта картина была написана Рафаэлем по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря Папы Римского Юлия II. Сам заказчик изображен на картине справа, он стоит на коленях перед Девой Марией и Христом, окруженными ангелами. Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев. Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский.
«Мадонна с канделябрами» (Madonna dei Candelabri) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом в окружении двух ангелов. Картина находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе (США).
«Сикстинская Мадонна» (Madonna Sistina) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Слева от Богоматери Папа Римский Сикст II, справа — святая Варвара. «Сикстинская Мадонна» находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (Германия).
«Мадонна дель Импанната» (Madonna dell’Impannata) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Рядом с ними — святая Елизавета и святая Екатерина. Справа — Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.
«Мадонна в кресле» (Madonna della Seggiola) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом на руках и Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.
«Мадонна в шатре» (Madonna della Tenda) написана в 1513-1514 годах. Название картине дано из-за шатра, где находятся Дева Мария с младенцем Христом и Иоанн Креститель. Картина находится в Старой пинакотеке в Мюнхене (Германия).
«Мадонна с рыбой» (Madonna del Pesce) написана в 1514 году. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом, святой Иероним с книгой, а также Архангел Рафаил и Товия (персонаж Книги Товита, которому Архангел Рафаил даровал чудесную рыбу). Картина находится мадридском Музее Прадо.
«Прогулка Мадонны» (Madonna del Passeggio) датирована 1516-1518 годами. На картине изображены Дева Мария, Христос, Иоанн Креститель и неподалеку от них святой Иосиф. Картина находится в Национальной галерее Шотландии (Эдинбург).
Картина Рафаэля «Святое семейство Франциска I» (Sacra Famiglia di Francesco I) датирована 1518 годом и названа в честь владельца — короля Франции Франциска I, сейчас картина находится в Лувре. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф, святая Елизавета с сыном — Иоанном Крестителем. Позади — фигуры двух ангелов.
Картина Рафаэля «Святое семейство под дубом» (Sacra Famiglia sotto la quercia) датирована 1518 годом, на ней изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф и Иоанн Креститель. Картина находится в мадридском Музее Прадо.
«Мадонна с розой» (Madonna della Rosa) датирована 1518 годом. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, который принимает от Иоанна Крестителя пергамент с надписью «Agnus Dei» (Агнец Божий). Позади всех — святой Иосиф. На столе лежит роза, котрая и дала название картине. Картина находится в мадридском Музее Прадо.
Картина «Малое святое семейство» (Piccola Sacra Famiglia) датирована 1518-1519 годами. Картина, изображающая Деву Марию с Христом и святую Елизавету с Иоанном Крестителем, названа «Малым святым семейством», чтобы отличать её от также находящейся в Лувре картины «Большое святое семейство» («Святое семейство Франциска I»).
top-antropos.com