Содержание

«Мадонна с младенцем», Джотто ди Бондоне — описание картины

Мадонна с младенцем — Джотто ди Бондоне. 1320-1330. Деревянная доска, темпера. 85,5 x 62 см.


   Типичный мотив для церковного искусства – изображение Девы Марии с младенцем Иисусом на руках – художник превратил в гимн материнству и жертвенности. Это уже не просто обезличенная икона – это изображение матери и ребенка. Богородица отличается узнаваемыми чертами лица, которые можно встретить на многих картинах Джотто, что делает картину еще более близкой людям. Она приближает Святую деву и ее божественное дитя к простым людям, потому что художник подарил ей знакомое лицо.

   Икона написана на золотом фоне, характерном для икон византийского типа. Но само изображение принадлежит уже новому времени. Оно объемное, выразительное и очень живое, совсем не такое, как у застывших в скованных позах с одинаковым выражением лица святых с ранних икон и картин на церковную тематику.

   Мадонна держит на руках младенца Иисуса, нежно прижимая его к себе одной рукой. В другой у нее белая роза – символ ее чистоты и невинности. Ребенок тянется к ней, глядя на цветок. Сама же Дева Мария глядит на зрителей, и в ее печальном взгляде читается осознание того, что ее сокровище, ее дитя обречено на короткую жизнь, полную мучений, и на страшную смерть на кресте.

   Интересно, что художник выбрал для мафория Мадонны – одеяния, в котором ее обычно изображают – не классические цвета, красный и синий, а глубокий зеленый. Это цвет надежды, жизни и возрождения. У ее одежды золотистые с зеленым отливом отвороты и богатая золотая отделка, а ребенок прикрыт тончайшей полупрозрачной тканью с роскошной золотой каймой. Складки очень реалистично обрисовывают тела, подчеркивая их формы и придавая объем изображению.

   При всей своей традиционности эта картина представляется серьезным прорывом в церковном искусстве. Вместо стандартных лиц в нем появляются настоящие, полные жизни, выразительные и узнаваемые изображения.

muzei-mira.com

описание и фото :: SYL.ru

В живописи Возрождения создавалось много картин по заказам церкви и частных лиц. Мадонна с младенцем на руках была излюбленной темой у художников. Ей поклонялись как иконе, а позже воспринимали как произведение искусства. Ниже представлена деталь произведения живописца Раннего Возрождения Фра Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем и двумя ангелами».

Христианские традиции

Как в византийской иконографии, так и в живописи Возрождения центральным является образ Богоматери, которая держит на руках ребенка. Он всегда становится средоточием повествования о спасении. Первоначально Мадонна с младенцем писалась по канонам, которые определил Второй Никейский Собор 787 года. Уже начиная с XII столетия западная культура, а позже и живопись Возрождения не отказывались от того, что изображение Пресвятой Девы является иконой, но вводит на полотна атрибутику, которая придает им общечеловеческие символы.

На фото выше перед вами Мадонна с младенцем и святыми, ангелами, которая была написана в 1310 году Джотто. Эта картина совершила революцию для церкви Всех святых во Флоренции. Законы перспективы не соблюдены с безупречностью, Богородица изображена как простая грустная женщина, которая крепко прижимает к себе младенца. В этом образе, полном человечности, нет отстраненности или отчужденности. Джотто сделал первый шаг, без которого, возможно бы, задержалось Возрождение.

Ренессанс

В XV веке Мадонна с младенцем становится не только сакральным сюжетом. Ее образ заказывают художникам как светские люди, так и церковные власти. Эту тему разрабатывают по всей Италии, но особенно во Флоренции и Венеции. В Венеции эту тему любил Джованни Беллини. Великолепна его «Мадонна Брера», в которой свет льется сквозь фигуры Богородицы с Христом, пронизывая все полотно.

Рафалю Санти основную популярность принесли небольшие полотна, которые он создавал во Флоренции – Мадонны с пухлыми младенцами. Одну из его Мадонн вы видите выше. Мадонна с младенцем часто становилась сюжетом его картин. Однако Рафаэль создавал и большие алтарные образы. Примером является его работа, которая экспонируется в Метрополитен-музее.

«Мадонна с младенцем на троне со святыми»

Алтарь был заказан Рафаэлю для монастыря Сан-Антонио и завершен в 1504-1505 годах.

Мадонна с младенцем сидит на троне, Христос благословляет Иоанна Крестителя, который стоит у подножия трона. Трон также окружают святые Петр, Екатерина, Павел и еще одна святая, чье имя вызывает споры. Над Мадонной в изящном люнете в форме полумесяца живописец расположил Бога-Отца, который держит одной рукой весь земной шар, а другая поднята в благословляющем жесте. По обе стороны от него находятся ангелы, которые держат развевающиеся ленты.

Картины Леонардо

Это был удивительно разносторонний гений. Он проявил себя в самых разных областях не только искусства, но и знаний. Леонардо да Винчи очень быстро, всего за три года, сформировался как художник и скульптор. Рано начав работать, творец проявляет себя вполне оригинальным живописцем со своим направлением поисков и интересов. В первую очередь надо назвать «Благовещение» из галереи Уффицы, всем нам хорошо известную картину «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» из собрания Эрмитажа. Последняя первоначально называлась «Мадонна с младенцем».

Не стоит забывать о «Мадонне с гвоздикой» (1478-1480) из Мюнхенской пинакотеки. Картина «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи, фотография репродукции которой демонстрирует великолепный колорит, предстает перед нами в нарядном одеянии из трех любимых цветов живописца: золотого, алого и синего.

Цвет наряда Марии сочетается с фантастической цепью синих гор на заднем плане. Голова молодой женщины гордо поднята, ее лицо совершенно невозмутимо. Лик слегка затемнен. Это нежное дымчатое покрывало на нем создает полное впечатление отрешенности. Любопытный момент: мать смотрит вниз, ребенок – вверх — между их глазами нет контакта.

В противоположность Марии младенец олицетворяет движение. Статика в сочетании с динамикой – так выглядит картина. Мадонна с младенцем Леонардо да Винчи, описание которой представлено выше, демонстрирует спокойствие молодой женщины, а также игривость ребенка: он неутомимо тянется к гвоздике – символу исцеления, покрытому тенью.

Миланский период

В Милане (в период зрелости) Да Винчи создал целый ряд произведений, одной из первых работ была «Мадонна в скалах», или «Мадонна в гроте». На картине присутствует Мадонна с младенцем. Подлинный холст находится в Лувре. Лондонский вариант дописывали по его наброскам ученики.

В картине, на которой изображена Мадонна с младенцем, Леонардо да Винчи через движение фигур, их пластику, повороты головы, выражение и обращенные взгляды стремится выявить внутренний драматургический смысл сцены. Художник во всем отступал от канонов и подходил к решению совершенно по-новому: Мадонна положила руку на тельце Иоанна Крестителя. Ангел же придерживает младенца Иисуса, который благословляет Иоанна и делает направляющий жест, в какую сторону надо послать благословение. Покой и нежность заполняют целиком эту сцену. Это создает контраст с пейзажем, который состоит из скальных пород и валунов. Все смягчено легкой дымкой, которой обволакивает Леонардо свою треугольную композицию. Существует несколько обаятельных в своей незавершенности эскизов сангиной к этому ангелу, который повернул свое лицо к зрителю на три четверти, но не смотрит на него.

«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»

Это незаконченная, но очень необычная и нетрадиционная картина. Мадонна с младенцем Леонардо да Винчи была заказана монахами для церкви во Флоренции в 1508-1510 годах. Оригинальность заключена в том, что Мария сидит на коленях (чреве) своей матери Анны. При этом мать несколько крупнее своей дочери. Это тонкое, но различимое изменение в размерах, возможно, должно было подсказать зрителю старшинство святой Анны по возрасту, так как лица обеих женщин молоды и прекрасны.

В культуре живописи нет больше такого использования сюжета, чтобы одна женщина сидела на коленях у другой. Сама Пресвятая дева склонилась и хочет поднять младенца, играющего с овечкой (агнцем), которая символизирует предстоящие ему в будущем страдания. Мать хочет вернуть его в свое лоно. Марии тревожно за своего ребенка, она полна нежности и ласки к нему.

Как считает Вазари, Мария проста, скромна и смиренна. Она наслаждается, созерцая красоту своего сына. За своим земным потомством, ставшим впоследствии небесным, любовно, с легкой улыбкой на губах наблюдает Анна. Здесь использован один из любимых композиционных приемов Леонардо. Все фигуры вписаны в пирамиду. Иисус и Мария расположены на теплом золотистом фоне. За головой Анны виднеются голубоватые горные вершины и небо, которые по своей тональности вторят плащу, наброшенному на колени Мадонны. Серый цвет ягненка сопоставим с рукавом платья Анны. Все покрывает легкий флер сфумато.

Картина была написана на досках из тополя, которые в течение 500 лет покоробились. Реставрация в XXI веке прошла не слишком удачно: приглушенные краски Леонардо изменись на более яркие.

Шедевр да Винчи из Петербурга

В Эрмитаже экспонируется произведение «Мадонна Литта», которое имело прежде название «Мадонна с младенцем» (1491 г.). На холсте мы видим совсем молодую женщину, изображенную на фоне темной стены и двух симметричных арочных окон. Она грудью кормит ребенка и с нежной, чуть заметной улыбкой смотрит на сына. Колорит благороден и построен на сочетании красного, синего и золотого. Младенец одной рукой держит грудь матери, а в другой щегла, который являлся символом души христианина.

На этом мы заканчиваем рассмотрение картины «Мадонна с младенцем» Леонардо Да Винчи. Описание ее сделано выше.

Заключение

Мы надеемся, что образы Мадонны с младенцем дали нашему читателю представление о картинах эпохи раннего и позднего Ренессанса. Мы выбирали в основном те произведения, которые отсутствуют в отечественных музеях, за исключением одной работы из Эрмитажа.

www.syl.ru

Православные и католики. Два мира, две Богородицы


Есть мнение, что в православной традиции существует институт почитания икон, а в католической – нет. Это не так.
Во-первых, церковь долго была единой, и иконы почитались. Во-вторых, в каждой знаменитой итальянской церкви есть старая византийская икона, считающаяся чудотворной. Великих художников любят и чтут, но никому в голову не придет считать их картины чудотворными. А в церковь приходят в том числе и за чудом. В-третьих, существует традиция собственно католических икон.
Но разница есть. Она проявляется как в большей степени реалистичности изображений на католических иконах, так и другими акцентами.
Рассмотрим это на примере иконографии Богоматери. Мы даже называем ее по-разному: у нас это – Богоматерь, Богородица, Заступница, у них – Дева Мария, Мадонна (моя госпожа).

Древнейшее изображение Богоматери – это Заступница. Оно встречается в римских катакомбах и представляет собой женскую фигуру во весь рост с поднятыми руками. В музее терм Диоклетиана есть подобное изображение в талесе – молитвенной еврейской одежде. Позже молящаяся Богоматерь стала изображаться вместе с младенцем. Младенец изображен на уровне груди. Фигура Богоматери может изображаться как во весь рост, так и до пояса. Главное здесь – поднятые руки. Такое изображение называется Орантой (молящаяся).

Нерушимая стена

Богоматерь Великая Панагия

Неупиваемая чаша. Есть почти в каждой церкви, так как считается, чо помогает излечиться от пьянства и наркомании.

Интересный вариант — молитвенный жест направлен не наружу, а во внутрь, на охрану плода.

Поможение родам

Другой важный тип православной иконографии – Элеуса (Милующая) или Умиление. Младенец прижимается щекой к щеке Богоматери.

Владимирская

А сидящая Богородица без младенца называется Агиосоритисса (происходит от названия часовни при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе.

Умягчение злых сердец

Семистрельная

Есть еще Одигитрия (путеводительница): на этих иконах младенец сидит на руках Богородицы и одной рукой благословляет, а в другой держит свиток.

Неувядаемый цвет

Неопалимая купина

Достойно есть

Если Богородица при этом сидит на троне, то это будет уже Панахранта ( Всенепорочная, Пречистая), Всемилостивая, Всецарица. Считается, что эта икона помогает излечиться от рака.

Всецарица

Большинство икон представляют собой вариации этих изображений.
Еще одна из древнейших икон, встречающаяся в катакомбах — Млекопитательница.

Млекопитательница

Троеручница

Прибавление ума

Вертоград заключенный

Благодатное небо

Оплакивание Христа

А вот это – католические иконы. Они более разнообразны. Представляют собой изображения событий из жизни Мадонны, изображения Мадонны вместе со своими родными, а также торжествующую Мадонну на небе.

Вознесение Девы Марии

Благовещение

Вариант — присутствие единорога. Единорог — символ непорочности.

Непорочное зачатие Девы Марии

Коронование Богоматери

Непорочное сердце

Пьета — Оплакивания Христа девой Марией

Hortus conclusus изображение Мадонны в райском саду

Святая родня

Святое семейство

Anna selbdritt (букв. устар. нем. «Анна-втроём, Анна-сам-третья»


Таким образом, можно сделать вывод, что для православных Богоматерь в первую очередь заступница и страдалица за грехи человечества, а у католиков – дева, Богоматерь, а потом небесная царица.
Наиболее популярными темами на католических иконах являются Благовещение и Пьета. Православные иконы – это почти исключительно изображение Богоматери с младенцем, либо Богоматери с символическим изображением страданий, молящейся Богоматери.
У православных Богоматерь никогда не улыбается – она босиком прошла весь ад и упросила своего сына Иисуса освободить грешников от наказания на время от Великого Четверга до Троицы.
Вот такого изображения Богоматери в православной традиции не бывает.

uborshizzza.livejournal.com

Сикстинская Мадонна. Мария с младенцем, папа Сикст II и св. Барбара

Сикстинская Мадонна

Дата

: 1513-1514

Размер картины

: 265 x 196 см

Материал

: Холст, масло

Музей: Картинная галерея

Художник

: Рафаэль Санти.

История создания полотна

Огромное по размерам (256 x 196 см) полотно было создано Рафаэлем для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II. Существует гипотеза, что картина была написана в 1512—1513 годах в честь победы над французами, вторгшимися в Ломбардию в ходе Итальянских войн, и последующего включения Пьяченцы в состав Папской области.


Что весьма необычно для начала XVI века, материалом служила не доска, а холст. Это может свидетельствовать о том, что полотно планировалось использовать как хоругвь (если только выбор материала не объясняется крупными габаритами произведения).
В XVIII веке распространилась легенда (не подтверждённая историческими документами), что Юлий II заказал полотно Рафаэлю для своей гробницы, и что моделью для Мадонны послужила возлюбленная Рафаэля Форнарина, для Сикста — сам папа Юлий (племянник Сикста IV), а для святой Варвары — его племянница Джулия Орсини.

Хотя жёлуди на ризе Сикста явно отсылают к этим двум папам из рода делла Ровере (rovere значит «дуб»), на создание образа именно для церкви в Пьяченце указывает то, что свв. Сикст и Варвара считались её покровителями. Образ удачно вписался в центральную часть апсиды церкви в Пьяченце, где служил своеобразной заменой отсутствующего окна.

Когда в Москву привезли «Сикстинскую мадонну», все ходили на неё смотреть. Фаина Георгиевна услышала разговор двух чиновников из Министерства культуры. Один утверждал, что картина не произвела на него впечатления. Раневская заметила:

— Эта дама в течение стольких веков на таких людей производила впечатление, что теперь она сама вправе выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого нет!

vilingstore.net

В Саранске хранится уникальная икона «Мадонна с младенцем» начала XVI века

Самым старым живописным произведением в собрании Республиканского краеведческого музея им. Воронина является католическая икона «Мадонна с младенцем» неизвестного мастера времен Рафаэля. Жемчужина начала XVI века один раз покидала место хранения 20 лет назад для экспонирования в Мордовском госуниверситете. По воспоминаниям краеведа Сергея Бахмустова, тогда интерес студентов был огромный… Как икона оказалась в Саранске? Как современному  зрителю понять ее символику? Об этом научный сотрудник отдела средневековой и дореволюционной истории музея Дмитрий Фролов рассказал ТАТЬЯНЕ МИХАЙЛОВОЙ.

Дмитрий Фролов: «В качестве компенсации  Эрмитаж предложил «Мадонну с младенцем» начала XVI века и три картины XVIII века. Так в нашем собрании оказалось другое произведение эпохи Возрождения»

«История этой иконы очень необычная!говорит автор книги «Образ Богоматери». — По воспоминаниям бывшего директора музея Дмитрия Ануфриева, в начале 1920-х годов в одной помещичьей усадьбе (предположительно, Теплякова в селе Макаровка) была взята картина «Битва Константина с Максенцием» эпохи итальянского Возрождения. Редкая и виртуозная живопись привлекла внимание работников Государственного Эрмитажа. В 1935 году они вынудили передать ее в Ленинград. Ануфриев не захотел мириться с потерей. 5 лет писал многочисленные жалобы и обивал пороги кабинетов, чтобы вернуть шедевр. В результате был достигнут определенный компромисс. В качестве компенсации  Эрмитаж предложил «Мадонну с младенцем» начала XVI века и три картины XVIII века. Так в нашем собрании оказалось другое произведение эпохи Возрождения. В фондах хранятся акт о выдаче из Эрмитажа художественных ценностей от 15 октября 1940 года и акт от 25 октября 1940-го о получении их в Саранске».

«С»: В каком состоянии икона поступила в музей?

— В тяжелом… Практически разошлись стыки трех липовых досок, на которых она написана. Жучки-точильщики повредили основу. Поверхность почти полностью покрывала масляная запись XIX века по контурам оригинального изображения. С 1974-го по 1978 год икону реставрировали в  Москве, в  лучшем всесоюзном институте «Росреставрация». А затем ведущий научный сотрудник музея изобразительных искусств им. Пушкина Виктория Маркова, доктор искусствоведения и крупнейший специалист по итальянской живописи сделала заключение, в котором написано: «Первоначальная живопись относится к началу XVI века и принадлежит мастеру умбрийской школы. Икона вставлена в киот, который относится, по-видимому, к тому же времени»…  Образ помещен в фигурную раму-киот, обрамленный слева и справа орнаментом в виде стилизованных листьев и розеток. Лицевая сторона расписана, имеет левкас и паволоку. Левкас — это грунт из мела, размешанного на животном клее с добавлением льняного масла. Чтобы при растрескивании доски он и красочный слой не разрывались, на лицевую сторону наклеивали ткань, называемую паволокой.

Богородица изображена сидящей на террасе дома на фоне излюбленного тогда горного пейзажа и лазоревого неба с облаками.  Справа и слева от нее художник симметрично разместил по одному дереву. Благородный облик Богоматери, одетой в аристократические одежды начала XVI века, поражает величественностью и монументализмом. При созерцании данного произведения на память приходят стихи Роберта Рождественского:

На нас глядят два озера печали,
И в каждом по звезде отражено,
В эпоху Возрождения писали
Так лишь мадонн на фоне синей дали,

Земных или небесных – все равно.
Вот почему извечный лик мадонны,
Лик женщины с младенцем на руках,
Сияньем материнства озаренной,
Стал обликом не фрески иль иконы,
А вечности, земной презревший прах.

«С»: В какой манере написана икона?

— Неизвестный мастер следовал реалистическим принципам европейского Возрождения, но в тоже время, возможно, взирал и на древний византийский образец. Над головой Богоматери изображен типичный католический нимб. А вот венец Богомладенца напоминает православную византийскую традицию. С крестом внутри нимба, находящегося вокруг головы. Образ написан столь искусно, что зритель с правого или левого ракурсов ракурсов видит разный  взгляд Богоматери — то печальный, то умиротворенный… «Мадонна с младенцем» создана мастером – современником великого Рафаэля, работавшего с ним в стилистике знаменитой умбрийской школы. Наш музей гордится произведением. Эта «Мадонна» единственная на несколько регионов! Ближайшие подобные шедевры только в столице.

Справка «С»
Мадонна с младенцем.
МРОКМ им. И.Д. Воронина.
Начало XVI века. Умбрийская школа. Италия.
Дерево, левкас, темпера;
Икона 64 х 47 х 2 см. Рама-киот 94 х 54 х 8 см.
Поступила в музей в 1940 году из Государственного Эрмитажа в Ленинграде.

stolica-s.su

Католические традиции: Иконы «Мадонна с младенцем»: kazanocheka — LiveJournal

Развивая тему предстоящего католического празднования Рождества Христова подумалось: как-то у католиков принято название сокращать — просто Рождество, а уж чье, мол понятно…но возможно и не всем. Согласитесь, что Санта почему-то более популярная фигура на праздновании, чем Иисус Христос. В конце-концов подарки то именно Санта Клаус приносит… Ну для кого важнее подарки, а для кого всё-таки Рождество Христово.

Интересно бывать в католических соборах, рассматривать иконы и буквально любоваться ими. Вспоминается утверждение, что икона, как таковая, долго имела статус Евангелия для неграмотных. Конечно мы умеем читать и писать, но в отношении религии действительно можем быть безграмотными. Например удивляет, что католические иконы порой воспринимаются как картины. Почему? Ведь у нас, у православных иконы намного строже, с очень четкими канонами, от которых не принято, да и запрещено отступать, иначе икона не будет освещена.

Характерные особенности православных икон:
Чистые, смиренные, безэмоциональные лица, фигуры вертикальные, без эмоциональных жестов и порывов Действие происходит в двухмерном измерении – отсутствует глубина, не выражены тени. Фон чаще всего светлый, золотистый, символизирующий Небесное Царство. Все цвета имеют значение, даже в одежде святых: пурпурный — величие, зеленый — жизнь, синий — символ неба, вечного мира, коричневый – символ тления и человеческой природы.
Общее впечатление, что икона как бы устремлена ввысь, к Небу, т.е. в православной иконе преобладает духовное, а не земное начало, как на католических изображениях.

Как же выражается эта привязанность к земле: католические иконы более чувственны, на них изображены реальные люди, а не их образы, позы эмоциональны. Все детали могут быть четко прописаны – тени, элементы одежды, черты лиц. Есть перспектива – все предметы уменьшаются по мере отдаления. Присутствует подчеркнутое разделение пространства на внутреннее и внешнее, например может быть изображено помещение, за окном которого пейзаж. Цвета картины не имеют символики, да и другие каноны отсутствуют.

Цель данного поста не в противопоставлении, а в сравнении икон, тем более есть иконы, одинаково почитаемые и католиками и православными, например икона Казанской Божьей Матери.


Капков Яков Федорович Богоматерь с ребенком

Древнейшее изображение Богоматери – это Заступница. Оно встречается в римских катакомбах и представляет собой женскую фигуру во весь рост с поднятыми руками. Позже молящаяся Богоматерь стала изображаться вместе с младенцем.
Православные иконы – это почти исключительно изображение Богоматери с младенцем, либо Богоматери с символическим изображением страданий, молящейся Богоматери.
Католики именуют Богоматерь — Моя Госпожа — Мадонна (от Mia Donna (итал.)
Католические иконы более разнообразны и представляют собой изображения событий из жизни Мадонны, изображения Мадонны вместе со своими родными, а также торжествующую Мадонну на небе. Но наиболее трогательный сюжет — изображение Мадонны с младенцем, такие католические иконы — картины стали целым направлением в живописи.
Ханс Зацка Мадонна с Младенцем


Флорентийский художник Карло Дольчи


Мадонна с младенцем Боттичелли


Annie Swynnerton


Адольф Вильям Бугро Мадонна с розами


Рафаэль Санти Мадонна с младенцем


Лукас Кранах старший


Nicola di Maestro Antonio — Madonna col Bambino in trono


Carlo Crivelli


Бернардино Фунгаи


Луис де Моралес


«Беллини. Мадонна с младенцем.


Franz Russ


Мадонна с Младенцем. Йос ван Клеве.


Мадонна с младенцем. около 1525 Йоса ван Клеве


Мадонна Литта Леонардо да Винчи

Кажется что в Православии подобное изображение Богородицы просто немыслимо, тем не менее есть — Млекопитательница.


Pseudo-Pier Francesco Fiorentino


Леонардо да Винчи — Мадонна с гвоздикой

В Православной традиции давать названия сериям икон: так Богоматерь с младенцем с поднятыми руками, как бы защищающая — Нерушимая стена, Богоматерь Великая Панагия, Неупиваемая чаша, Поможение родам (когда жест рук направлен вовнутрь).

Другой важный тип православной иконографии – Элеуса (Милующая) или Умиление. Младенец прижимается щекой к щеке Богоматери -это например Владимирская, Казанская и др.


Богоматерь — Млекопитательница.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kazanocheka.livejournal.com

Мадонны Рафаэля (42 картины)

«Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском» (Madonna col Bambino tra i santi Girolamo e Francesco), 1499-1504 годы. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

«Мадонна Солли» (Madonna Solly) названа так потому, что принадлежала британскому коллекционеру Эдварду Солли. Картина датируется 1500-1504 годами. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

«Мадонна Пасадина» (Madonna di Pasadena) названа по месту своего нынешнего нахождения — городу Пасадина в США. Картина датирована 1503 годом.

 

«Мадонна с младенцем на троне и святые» (Madonna col Bambino in trono e cinque santi) датирована 1503-1505 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, юный Иоанн Креститель, а также апостол Пётр, апостол Павел, святая Екатерина и святая Цецилия. Картина находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (США).

«Мадонна Диоталлеви» (Madonna Diotallevi) названа по первоначальному владельцу — Диоталлеви ди Римини. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее. «Мадонна Диоталлеви» датирована 1504 годом. На картине изображены Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, который благославляет Иоанна Крестителя. Иоанн сложил руки на груди в знак смирения. В этой картине, как и во всех предыдущих, чувствуется влияние Перуджино — учителя Рафаэля.

«Мадонна Конестабиле» (Madonna Connestabile) написана в 1504 году и позднее названа по имени владельца картины графа Конестабиле. Картина была приобретена российским императором Александром II. Сейчас «Мадонна Конестабиле» находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург). «
Мадонна Конестабиле» считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию.

«Мадонна Грандука» (Madonna del Granduca) написана в 1504-1505 годах. В этой картине чувствуется влияние Леонардо да Винчи. Картина написана Рафаэлем во Флоренции и по сей день находится в этом городе.

«Малая Мадонна Коупера» (Piccola Madonna Cowper) написана в 1504-1505 годах. Картина была названа по имени её владельца лорда Коупера. Сейчас картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).

«Мадонна Терранува» (Madonna Terranuova) написана в 1504-1505 годах. Название картина получила по одному из владельцев — итальянскому герцогу Терранува. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

 

«Мадонна Ансидей» (Madonna Ansidei) датирована 1505-1507 годами и изображает Деву Марию с младенцем Христом, взрослого Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.

 Мадонна Ансидей. Деталь

 

«Орлеанская Мадонна» (Madonna d’Orleans) написана в 1506 году. Картина называется Орлеанской, т.к. её владельцем был Филипп II Орлеанский. Сейчас картина находится во французском городе Шантийи.

Картина Рафаэля «Святое семейство с безбородым святым Иосифом» (Sacra Famiglia con san Giuseppe imberbe) написана около 1506 года и сейчас находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург).

Картина Рафаэля «Святое семейство под пальмой» (Sacra Famiglia con palma) датирована 1506 годом. Как и на прошлой картине, здесь изображены Дева Мария, Иисус Христос и святой Иосиф (на этот раз с традиционной бородой). Картина находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.

 

«Мадонна в зелени» (Madonna del Belvedere) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится в Вене (Музей истории искусств). На картине Дева Мария держит младенца Христа, который хватает крест у Иоанна Крестителя.

«Мадонна с щеглёнком» (Madonna del Cardellino) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится во Флоренции (Галерея Уффици). На картине изображена Дева Мария, которая сидит на скале, а Иоанн Креститель (слева на картине) и Иисус (справа) играют с щеглёнком.

«Мадонна с гвоздиками» (Madonna dei Garofani) датирована 1506-1507 годами. «Мадонна с гвоздиками», как и другие картины флорентийского периода творчества Рафаэля, написана под влиянием творчества Леонардо да Винчи. «Мадонна с гвоздиками» Рафаэля — вариант «Мадонны с цветком» Леонардо да Винчи. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.

«Прекрасная садовница» (La Belle Jardiniere) датирована 1507 годом. Картина находится в Лувре (Париж). Дева Мария на картине сидит в саду, держа младенца Христа. На одно колено присёл Иоанн Креститель.

 

Картина Рафаэля «Святое семейство с агнцем» (Sacra Famiglia con l’agnello) датирована 1507 годом. На картине изображены Дева Мария, святой Иосиф и младенец Иисус, сидящий верхом на ягнёнке. Картина в настоящее время находится в мадридском музее Прадо.

Картина «Святое семейство Каниджиани» (Sacra Famiglia Canigiani) написана Рафаэлем в 1507 году для флорентийца Доменико Каниджиани. На картине изображены святой Иосиф, святая Елизавета с сыном Иоанном Крестителем и Дева Мария с сыном Иисусом. Картина находится в Мюнхене (Старая пинакотека).

Картина Рафаэля «Мадонна Бриджуотер» (Madonna Bridgewater) датирована 1507 годом и названа так потому, что находилась в усадьбе Bridgewater в Великобритании. Сейчас картина находится Эдинбурге (Национальная галерея Шотландии).

«Мадонна Колонна» (Madonna Colonna) датирована 1507 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Колонна. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

«Мадонна Эстерхаци» (Madonna Esterhazy) датирована 1508 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхаци. На картине изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на руках и сидящий Иоанн Креститель. Сейчас картина находится в Будапеште (Музей изобразительных искусств).

 


«Большая Мадонна Коупера» (Grande Madonna Cowper) написана в 1508 году. Как и «Малая Мадонна Коупера», картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).

«Мадонна Темпи» (Madonna Tempi) написана в 1508 году, названа по имени владельцев, флорентийской семьи Темпи. Сейчас картина находится в Мюнхене (Старая пинакотека). «Мадонна Темпи» — одна из немногих картин Рафаэля флорентийского периода, в которой не чувствуется влияния Леонардо да Винчи.

«Мадонна делла Торре» (Madonna della Torre) написана в 1509 году. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

«Мадонна Альдобрандини» (Madonna Aldobrandini) датирована 1510 годом. Картина названа по имени владельцев — семейства Альдобрандини. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

«Мадонна в голубой диадеме» (Madonna del Diadema blu) датирована 1510-1511 годами. На картине Дева Мария одной рукой приподнимает завесу над спящим Иисусом, другой рукой обнимая Иоанна Крестителя. Картина находится в Париже (Лувр).

 

«Мадонна Альба» (Madonna d’Alba) датирована 1511 годом. Картина получила название по имени владелицы — герцогини Альба. «Мадонна Альба» долгое время принадлежала Эрмитажу, однако в 1931 году была продана за рубеж и сейчас находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.

«Мадонна с вуалью» (Madonna del Velo) датирована 1511-1512 годами. Картина находится в Музее Конде во французском городе Шантийи.

«Мадонна из Фолиньо» (Madonna di Foligno) датирована 1511-1512 годами. Картина названа по названию итальянского города Фолиньо, где она находилась. Сейчас картина находится в Ватиканской пинакотеке. Эта картина была написана Рафаэлем по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря Папы Римского Юлия II. Сам заказчик изображен на картине справа, он стоит на коленях перед Девой Марией и Христом, окруженными ангелами. Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев. Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский.

«Мадонна с канделябрами» (Madonna dei Candelabri) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом в окружении двух ангелов. Картина находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе (США).

«Сикстинская Мадонна» (Madonna Sistina) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Слева от Богоматери Папа Римский Сикст II, справа — святая Варвара. «Сикстинская Мадонна» находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (Германия).

«Мадонна дель Импанната» (Madonna dell’Impannata) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Рядом с ними — святая Елизавета и святая Екатерина. Справа — Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

«Мадонна в кресле» (Madonna della Seggiola) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом на руках и Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

 

 «Мадонна в шатре» (Madonna della Tenda) написана в 1513-1514 годах. Название картине дано из-за шатра, где находятся Дева Мария с младенцем Христом и Иоанн Креститель. Картина находится в Старой пинакотеке в Мюнхене (Германия).

«Мадонна с рыбой» (Madonna del Pesce) написана в 1514 году. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом, святой Иероним с книгой, а также Архангел Рафаил и Товия (персонаж Книги Товита, которому Архангел Рафаил даровал чудесную рыбу). Картина находится мадридском Музее Прадо.

«Прогулка Мадонны» (Madonna del Passeggio) датирована 1516-1518 годами. На картине изображены Дева Мария, Христос, Иоанн Креститель и неподалеку от них святой Иосиф. Картина находится в Национальной галерее Шотландии (Эдинбург).

Картина Рафаэля «Святое семейство Франциска I» (Sacra Famiglia di Francesco I) датирована 1518 годом и названа в честь владельца — короля Франции Франциска I, сейчас картина находится в Лувре. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф, святая Елизавета с сыном — Иоанном Крестителем. Позади — фигуры двух ангелов.

Картина Рафаэля «Святое семейство под дубом» (Sacra Famiglia sotto la quercia) датирована 1518 годом, на ней изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф и Иоанн Креститель. Картина находится в мадридском Музее Прадо.

«Мадонна с розой» (Madonna della Rosa) датирована 1518 годом. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, который принимает от Иоанна Крестителя пергамент с надписью «Agnus Dei» (Агнец Божий). Позади всех — святой Иосиф. На столе лежит роза, котрая и дала название картине. Картина находится в мадридском Музее Прадо.

Картина «Малое святое семейство» (Piccola Sacra Famiglia) датирована 1518-1519 годами. Картина, изображающая Деву Марию с Христом и святую Елизавету с Иоанном Крестителем, названа «Малым святым семейством», чтобы отличать её от также находящейся в Лувре картины «Большое святое семейство» («Святое семейство Франциска I»).

top-antropos.com

Leave comment

Your email address will not be published. Required fields are marked with *.