Картинки для гобелена – Ой!
Как самому соткать гобелен | Журнал Ярмарки Мастеров
Гобелены — картины в рамах, теплые и яркие, способные украсить даже небольшое пространство вашего дома и сделать его уютнее.
Научиться ткать несложно, и даже если вы не очень хорошо рисуете, то ваше терпение, а главное большое желание, рано или поздно дадут свои положительные результаты. Для одних, возможно, это станет будущей профессией, для других — хобби.
В своих уроках я покажу Вам как сделать классический, объемный, мини-гобелен и нетканый. А также расскажу, как сделать раму для ткачества и красивую рамку для Вашего будущего гобеленчика. Так что учитесь, радуйтесь своими успехами и радуйте других!
Изготовление рамы для ткачества
Для того, чтобы изготовить раму для ткачества, нам необходимо взять четыре бруска размером примерно 2х3 см. Размер рамы зависит от размера гобелена, который Вы будете ткать в будущем. Рама при этом должна быть прочной, поэтому для соединения брусков нужно использовать клей и металлические уголки.
Итак, делаем раму для гобелена среднего размера (30х30 см). Размер рамы при этом должен быть где-то 70 см по высоте и 50 по ширине:
Запас по высоте необходим, т.к. чем больше Вы соткете, тем больше становится натяжение нитей основы. Но если мы немного усовершенствуем нашу раму, то и с этой трудностью легко справимся. Для этого необходимо взять еще один брусок и закрепить его таким образом в верхней части станка. Теперь можно при помощи болтов (лучше «барашков») регулировать натяжение основы.
Осталось вбить гвозди. Расстояние между ними зависит от толщины нити (основы), которой Вы будете пользоваться. В любом случае она должна быть прочной и не растягиваться. Для ткачества лучше всего использовать льняную нить (или шпагат). В крайнем случае можно использовать и хлопчато-бумажную нить, которая свободно продается в магазинах.
Обычно гвоздики набивают через 1 см (если использовать шпагат) и через 5 мм (если тонкий). Чем больше расстояние между нитями — тем легче работать, и начинающие обычно используют эту практику.
Хочу Вас заверить, что перейти в дальнейшем к работе с тонкой основой будет уже сложнее (мельче рисунок, труднее ткать). Для этого я предлагаю Вам использовать средний вариант натяжения нитей (7 мм). С этой позиции легче перейти к мелкому, либо крупному рисунку (это не относится к работе с толстым шпагатом. Здесь расстояние между гвоздиками должно быть 1 см).
Итак, если выбор сделан, переходим к следующей стадии процесса. Натяжка должна быть равномерной по всей длине.
Следующая задача — заплести косичку. Она нужна для того, чтобы закрепить нижнюю часть гобелена.
Для того, чтобы разделить нити на две части (через одну), нужно воспользоваться рейкой толщиной 1-1,5 см. Лучше использовать трубку (например, кусок старой лыжной палки).
Вот теперь наш станок готов и мы можем перейти к самому интересному процессу — ткачеству.
Уроки ткачества
Для того, чтобы начать занятия, нам понадобится уже сделанный Вами станок и 2-3 моточка цветных ниток. Если у Вас таковых нет, то можно распустить пару свитерков, желательно разноцветных (только не маминых, хотя, я думаю, она обрадуется, если вместо пропавшего старого свитера Вы покажете ей новый и красивый гобелен). В крайнем случае их можно купить в магазине.
Итак, начнем.
1. Как проложить нить
Наша основа уже разделена на 2 части — ближний и дальний ряд. Теперь нам легче будет проложить нить в обе стороны.
Первая нить прокладывается слева направо, тем самым закрывая дальний ряд основы. Теперь прокладываем нить в обратном направлении, для того, чтобы закрыть ближний ряд.
Вот так мы закрываем всю основу с двух сторон
Нить нужно протягивать руками, а не челноком или другими приспособлениями, уплотняя ее при этом обычной столовой вилкой.
Хотя, для коврового ткачества (где плотность нужна еще больше, чем на гобелене в раме) применяется специальный деревянный молоток.
Теперь, когда Вы научились это делать, попробуем соткать «горочку», в которой тоже не понадобится соединений.
Берем два цвета ниток и начинаем ткать. Каждый следующий ряд, сотканный Вами, должен огибать следующую нить основы.
Далее берем другой цвет и начинаем ткать следующую «горку», точно таким же образом.
В дальнейшем этот прием Вами будет использоваться практически в каждом сотканном Вами гобелене.
Ощущаете ли Вы себя ткачами? Еще нет? Тогда в следующем уроке мы перейдем к более сложным процессам ткачества.
Точно таким же образом прокладываются нитки при соединении друг с другом. При этом нужно перекручивать их между собой в местах соединения.
Нити в местах соединения должны перекручиваться постоянно в одну и ту же сторону. Это позволит сделать более ровную линию.
Одной из самых сложных фигур в ткачестве, без сомнения, считается круг и без него Вам не обойтись. Но к нему мы вернемся чуть позже, а пока немного порисуем…
Чтобы нарисовать круг (эскиз), нам, т.е. Вам, нужно взять обыкновенную чашку и обвести на картоне фломастером (желательно — черным). Это необходимо для того, чтобы наш рисунок хорошо просматривался из за натянутой основы.
Лицам постарше можно воспользоваться рюмочкой. И пользы больше, и размером поменьше.
Ну вот теперь нужно закрепить этот эскиз на станке. Существует несколько способов такого крепления. Я покажу Вам самый удобный на мой взгляд способ.
Для этого необходимо привязать горизонтальные нитки к нашей раме вот таким образом.
И вот эта маленькая деталь поможет хорошо закрепить Ваш эскиз. Иначе говоря, с задней стороны они будут его удерживать. Спереди его будет держать натянутая основа, а вниз ему не дадут упасть гвоздики.
Так как Вы уже знаете, как соединять одну нить с другой, Вы можете приступать к работе. Для небольшого упрощения задачи можно воспользоваться той самой «горочкой».
Сначала ткем нижнюю часть фонового рисунка строго по линии круга, оставляя небольшую «ямку» на месте круга. (см. рис 10).
А уж затем заполняем ее другим цветом
А вот тут уж придется делать соединения. Они указаны крестиками (это примерно, т.к. зависит от размера данного круга).
Следующим действием (опять же без соединений) заканчиваем наше солнышко, т.е. опять делаем «горку» (см. рис.13) и вот дальше закрываем его фоновым цветом.
Наше солнышко готово!
А если с этим заданием Вы справились сравнительно легко, то постарайтесь сами усложнить себе и так не очень легкую жизнь ткача. Подскажу как.
Для этого нужно только усложнить свой рисунок. Например, как внизу. И не нужно хитрить и поворачивать эскиз в горизонтальное положение для упрощения себе работы! Это нужно ткать именно так, чтобы Вы научились одновременно делать соединения по вертикали и ткать круг.
Закрепляйте пройденный материал, товарищи будущие конкуренты!
2. Как соткать объемный гобелен
Гладкое (классическое) ткачество мы с Вами уже немного освоили. Теперь, я думаю, стоит рассказать о другой, смешанной, технике, где можно применять уже различные виды ткачества.
Так называемый объемный гобелен можно сделать несколькими способами. А в сочетании различных техник в одном гобелене можно добиться очень интересных результатов.
Первый способ — «Косичка»
Делается она путем обкручивания нитками основы (через одну) таким способом, как показано на рис
.
После каждого ряда такой косички необходимо проложить нить обыкновенным, классическим стилем в обоих направлениях (т.е. туда и обратно). Делается это для того, чтобы уплотнить нашу косу и чтоб сотканный гобелен не был «рыхлым».
После этого мы снова делаем обкрутку, но уже тех нитей, которые не были задействованы Вами ранее.
Таким вот образом можно, например, соткать дерево или другую объемную фигуру.
Ах, да, чуть не забыл. Если Вы захотите сделать более мелкую фактуру этой косички, то можно обкручивать каждую нить основы, т.е. без пропуска.
Способ второй — завязываем узелки
При помощи такой техники можно соткать гобелен еще более объемный, чем предыдущий. А делается это так:
Теперь вспомним солнышко:
1. Ткем нижний ряд фона.
2. По краям круга завязываем узелки (например, одного цвета), а середину круга заполняем узелками другого цвета. При этом не забывайте уплотнять каждый ряд узелков.
Теперь, чтобы получить желаемый результат, нужно крайние нитки расчесать в разные стороны от центра, то есть сделать лепестки, как у цветка, а центр круга, который выполнен другим цветом, обрезать гораздо короче лепестков. Теперь расчесать и подравнять ножницами.
У нас получился вот такой, вполне симпатичные цветоки.
или вот, например, такой, более сложный гобелен.
Иногда я применяю вышивку, что тоже вполне можно назвать объемным гобеленом.
3. Как соткать мини-гобелен
В интернете можно найти пособие «Как соткать мини-гобелен. Практическое руководство». Это книги которые вам предлагают купить.
На мой взгляд, практической разницы между мини-гобеленом и обычным, большего размера, нет. Техника ткачества одна и та же. Разница заключается в том, что для мини-гобелена требуется более мелкий рисунок (эскиз). Для этого расстояние между натянутыми нитями основы должно быть меньше и составлять 5 мм.
Это значительно усложняет работу и поэтому для того, чтобы соткать действительно мини-гобелен, может понадобится больше времени, чем на гобелен гораздо большего размера.
Ну, маленькие гобеленчики с несложным рисунком (например, как на фото ) можно сделать за 1 день, но и то лишь при условии, что вы уже опытный мастер.
Размер этого гобелена — 8х15 см.
Я понимаю, что для каждого нужен индивидуальный подход. И трудно за несколько занятий по интернету объяснить все сразу. Поэтому, на часто задаваемые вопросы, будут даны более подробные ответы.
Вот ответы на некоторые вопросы, задаваемые мне начинающими ткачами
ВОПРОС ПЕРВЫЙ: «Почему гобелен сжимается на краях?»
Эта проблема многих начинающих, и Вам нужно запомнить три основных правила:
1. Сжиматься он может не только на краях но и в любом другом месте. Поэтому нить нужно прокладывать не так, как показано на этом рисунке:
А горочкой, независимо от того расстояния, на которое Вы ее прокладываете, т.е. вот так:
2. Возьмитесь за края гобелена и потяните его несколько раз в разные стороны (это нужно делать периодически на протяжении всей работы с гобеленом).
3. Крайние нити основы нужно натягивать сильнее, чем все остальные. Если Вы пользуетесь тонкой основой, то крайние можно натянуть в две нитки:
4. Способ — «плохой». Это я в том смысле, что сейчас я научу Вас ПЛОХОМУ, но очень эффективному способу поставить гобелен в нужный размер. Привыкать к нему не нужно, но уж если так случилось, то, конечно, можно использовать и его.
Для этого нужно привязать веревочку за последнюю нить основы и, растягивая его, привязать к Вашей раме Вот таким образом.
Но лучше всего сразу делать правильно т.е. так как, показано на втором рисунке:
ВОПРОС ВТОРОЙ: «Как сделать расположенные вертикально линии или веточки на деревьях тоненькими?»
Для этого эскиз нужно расположить так, и ткать, естественно, в таком же положении. Тогда (по технологии ткачества) Вы сможете сделать их любой толщины:
ВОПРОС ТРЕТИЙ: «Как сделать чтобы гобелен по краям не был рыхлым и имел нормальную плотность?»
Нужно через каждые 2-3 сантиметра работы проткать две–три крайние нити основы:
Продолжение этой программы зависит от Ваших вопросов.
Думаю, что Вы без труда найдете мой сайт в инете, посмотреть на нем видео, и при помощи функции «Обратная связь» сможете задать мне любой, интересующий Вас вопрос. Пишите, спрашивайте!
4. Изготовление рам
Для того чтобы сделать для своей работы раму в домашних условиях также не нужно специального оборудования и особого труда.
Как сделать раму для гобелена:
Покупаем деревянные бруски (это можно сделать на любом строительном рынке) и там же приобрести дюбеля с длинными шурупами или саморезами.
Обрезаем бруски под нужный нам размер и соединяем их при помощи клея и шурупов. Дюбеля нужно обрезать чуть меньше ширины бруска.
Сверлим отверстия в раме и для того, чтобы облагородить их, вставляем в них уже обрезанные дюбеля. Их можно подобрать разного цвета или покрасить вместе с рамой.
Далее вставляем работу, используя прочные нитки или простые разноцветные шнурки.
Вот такая интересная рама получилась у нас за один день. Ее лучше использовать для декоративных работ.
Бабочки
Прогулка под луной
Городская осень
Рама из осенних листьев
Осенью есть возможность воспользоваться дарами природы и сейчас я покажу Вам как сделать красивую «осеннюю раму». Итак, собираем на улице осенние листья.
Приносим их домой, моем и при помощи клея ПВА начинаем приклеивать к нашей раме. После высыхания обрезаем все лишнее. Края можно оформить специальной клеящей лентой и теплого утюга. Затем покрываем раму бесцветным лаком, и вот уже Ваша осень всегда с Вами!
Рама, разрисованная вручную
2. Как сделать нетканый гобелен.
Вы, наверное, думаете, что сейчас Вам, как всегда, предложат купить книжку-самоучитель? Да нет!
Представляю Вам наиболее полную и подробную интернет-версию учебного пособия по нетканому гобелену.
В отличие от «Уроков ткачества» данный материал серьезный и направлен на ликвидацию безработицы, либо ее значительное сокращение и овладение смежной профессией)))
Для того чтобы самому сделать гобелен, необходимо иметь: иглу, материал (холст), подрамник и нитки.
1. Игла для нетканого гобелена
Люди, проживающие в России, а в частности, в Москве, могут без труда купить иглу в магазине. В набор входит еще две дополнительные иглы. И называется он «Набор для ковровой техники».
А вот гражданам города Минска и регионов Беларуси, где продавцы соответствующих отделов о такой даже и не слышали — приобрести ее будет немного сложнее.
Хотя, конечно, иглу можно сделать и самому, тем более что в интернете есть сайты, которые наглядно показывают, как сделать иглу для нетканого гобелена. Так что немного терпения и она у вас в руке.
В этом отношении больше всего повезло работникам медицины. Я слышал, что иглы от капельницы очень даже хороши для этого дела.
2. Нитки
Нитки могут быть разной толщины и, конечно, разного цвета. Единственное требование к ним, это чтоб они имели хорошую скрутку. А рыхлые и буклированные нити здесь не подойдут, т.к. стежок не будет держаться между волокнами холста.
3. Выбор материала
Вот и опять им повезло (это я про медработников). У медсестричек, например, материала этого сколько угодно, и всегда новый, тыкай себе хоть каждый день, руку набивай. А какова практика? Вот кому проще всего смежной профессией овладеть. А что? Днем — укольчики, вечером — гобеленчики. Хорошая прибавка к зарплате.
А вот у нас с Вами выбор не очень велик и методом проб и ошибок не стоит начинать это увлекательное занятие, т.к. это может убить у Вас не только время, желание, но и определенное количество денежных средств. И Ваши месячные, в смысле, поиски, могут так и не привести к желаемому результату.
Поэтому сразу скажу, что одним из самых лучших материалов является льняная «бортовка». А холст (материал) лучше всего выбирать среднего тона (например, серого). Это необходимо для того, чтобы случайные промежутки между стежками не так были заметны. Бортовка хороша еще и тем, что лен немного растягивается, и игла при этом не рвет волокна ткани и не портит наш холст.
Нетканый гобелен отличается от тканого не только своей фактурой, напоминающей теплое махровое полотенце, но и техникой изготовления.
При обычном классическом ткачестве мы не имеем права на ошибку, иначе исправлять ее порой приходится также долго, как и ткать этот самый гобелен. Либо прибегнуть к ампутации всего гобелена.
В нетканом все гораздо проще. Не понравился цвет? Потяни за ниточку — он и распустится. Короче говоря: нарисовал — стер, натыкал чего не так — опять стер. Просто песня, а не работа!
Правда злоупотреблять этим не надо, т.к. после многоразовых уколов в одно и то же место можно все-таки испортить холст.
Для полного восприятия моих слов, могу сказать, что это примерно то же самое, если бы Вам в одну половинку мягкого места вкололи сразу весь курс лечения. Какого будет ощущение? Вот также и с холстом…
4. Изготовление подрамника
Я уже показывал Вам, как сделать раму для гобелена. Вот таким же способом (применяя бруски потоньше) можно скрепить и подрамник.
А холст натянуть и закрепить на нем можно при помощи обыкновенного степлера (в народе называемом пистолетом.)
5. Подготовка эскиза
Эскиз лучше всего рисовать на ватмане, либо на картоне, затем вырезать его по контуру и обвести на холсте, а затем дорисовать нужные детали мягким карандашом, т.к. он довольно легко стирается с холста обыкновенной стёркой (копировальная бумага не помогает).
Затем, когда рисунок готов, обвести его фломастером.
Та сторона, на которой мы делаем стежки будет тыльной стороной (сторона с рисунком). Нижняя будет лицевой. При этом нужно учитывать то, что если Вы нарисовали что-то вот так (см. рис.1), то, посмотрев на лицевую сторону, Вы увидите зеркальное его отображение, т.е. все наоборот. (см. рис. 2)
Рис.1
Рис.2
6. Начало работы
Первое, что мы должны сделать, это втянуть нитку в иглу. Делается это за несколько этапов.
Начнем мы, как всегда, с самого простого. И если в ткачестве круг является одним из самых сложных элементов, то в нетканом гобелене делается это намного проще.
Соблюдать рекомендую следующее правило. Нужно, чтобы срез иглы при работе смотрел в сторону движения руки.
Сначала прокалываем круг по контуру.
А затем продолжаем также по кругу заполнять все его пространство.
Это желательно по отношению к кругу.
.
Хотя можно сделать по-другому.
Такими вот движениями можно заполнить весь рисунок.
Конечно, любое дело имеет не только плюсы, но и минусы. Не могу не сказать и о них.
Минус №1
Весьма утомительное занятие, постоянно и часто менять цвет ниток, вставляя их в иглу, и чтобы это проходило гораздо плодотворнее, нужно иметь несколько комплектов таких иголочек, в каждой из которых будет свой цвет.
Опять же в медицине таких проблем нет. Тыкнул и выбросил. И это, пожалуй, одно из немногих отличий в наших профессиях.
Кстати, две более тонкие иглы в комплекте мне так и не пришлось использовать, т.к. в работе применяю обычные нитки для вязания, а они имеют большую толщину, чем диаметр иглы.
Но не стоит огорчаться, их можно обменять у тех же сестричек на иглы от капельниц и сделать из них две дополнительные иглы. Им ведь все равно, чем Вас уколоть (шутка).
Мне тоже как-то довелось испытать эти чувства.
Так вот, одна медсестричка в соседнем отделении так хорошо тыкала иголочкой, что к ней даже очередь становилась. А кто и по два раза.
Правда точно уж и не помню, то ли действительно хорошо колола, то ли сама симпатичная была. А может, и то, и другое.
А товарищ мне рассказывал, что в одной стоматологической клинике «N» есть одна очень привлекательная особа (врачиха то есть), так вот она вместо наркоза брала руку пациента, клала ее себе на голую коленку и лечила, лечила… Да где тут про зубы думать.
Ну да ладно, что-то я совсем запутался. Вернемся, пожалуй, так сказать, к нашим минусам.
Минус №2
В комплект иглы кроме двух других игл входят две тоненькие проволочки, при помощи которых затягивается нить в иглу. Вот по той самой причине и происходит порыв этих самых проволочек в связи с частым их применением. Но и тут не будем расстраиваться, а возьмем обыкновенный многожильный провод и отделим от оболочки. Таким вот нехитрым способом получим много таких проволочек, которыми можно пользоваться с не меньшим успехом, чем оригиналом.
Минус №3
Мы уже знаем, что если потянуть за ниточку, то можно распустить часть рисунка. К счастью мы можем это исправить. Но если это произойдет по какой-то причине на уже приобретенной у Вас картине, то у нового ее владельца возникнут весьма большие затруднения.
А избежать этого можно, если взять клей ПВА и, разбавив его водичкой, промазать обратную сторону картины.
Итак, если Ваш нетканый гобелен готов и если Вам пришлось ехать за иглой из Минска в Москву и немного поиздержаться, т, надеюсь, что интересная экскурсия по Москве и проданный гобелен с лихвой компенсируют Ваши затраты на поездку. Так что в продажу его! В продажу!
Вот, пожалуй, и все, что хотел Вам рассказать.
А медсестричкам привет! Овладевайте смежной профессией. Заходите к нам на сайт! Как говориться, «уж лучше Вы к нам…».
И еще. Всем медицинским институтам предлагаю обменяться с нами ссылками для дальнейшего плодотворного сотрудничества в области медицины и искусства.
PS. Я совсем недавно начал заниматься нетканым гобеленом и это мои первые шаги в этом направлении. Так что, не так уж и сложно)))
С уважением, Сергей С.
www.livemaster.ru
Как нарисовать эскиз для гобелена
Автор: Сергей Салтыков
Сайт: Творческая мастерская Сергея Салтыкова
Сейчас я покажу, как нужно правильно нарисовать эскиз к Вашему будущему гобелену.
Дело в том, что не все, что Вы нарисуете можно выткать в гобелене на небольшом формате. Рисунок может получиться у Вас очень красивым, но в ткачестве тоже есть свои правила, которые нужно выполнять.
1. Для начала берем листик ватмана, в размер, который Вам нужен. Отступаем от краев по одному сантиметру и проводим линии
Это нужно для того, чтобы основная часть рисунка оставалась на виду
Дело в том, что рама имеет «четверть» (вырез для картины, куда она вставляется) и как правило в один сантиметр. Вот этот сантиметр и будет невидимым. А при натяжении гобелена невидимая часть может оказаться и гораздо больше. Т. е. основной рисунок не должен заходить за эти линии, как например на рис.3.
В связи с тем, что основа у нас на станке натянута вертикально, мы, по возможности, должны использовать в своем эскизе больше горизонтальных линий. Это облегчит Ваш труд.
Если мы попробуем сделать «горочку» (о которой я уже писал в своих уроках ткачества), огибая ниткой каждую последующую нить основы (один раз на каждой), то получим определенный угол. Он зависит от толщины основы и расстояния между натяжением данной основы. Вот этот угол и будет определяющим нашей максимально горизонтальной линии и в этом случае нам не придется делать соединений
На рисунке 5 есть место на листике, где нужно делать соединения, так как эта линия почти вертикальная. Соединения примерно отмечены крестиками.
Если Вы будете использовать такой рисунок, как на рис.6, то острые кончики листьев не сможете соткать в небольшом размере гобелена, т. к. соединения нити с нитью сделать здесь весьма сложно. Кстати, расположив рисунок горизонтально, можно делать линии любой толщины (ветви деревьев, стебли и т.д.)
2. Теперь давайте рассмотрим другой рисунок — вертикальный.
Ткать будем так же, как мы видим его в обычном положении. Вот тут уже вертикальные тонкие линии сделать очень сложно, поэтому будем пользоваться в большей степени горизонтальными.
Цветочек можно нарисовать и по-другому. В данном случае мы ставим рисунок на станок вертикально и используем при этом больше горизонтальных линий.
Для самых начинающих я приготовил небольшой сюрприз.
На следующем рисунке, а точнее анимации, Вы можете поэтапно увидеть, как горочкой за горочкой можно сделать простой гобеленчик без каких либо соединений нитки с ниткой. А вот в конце каждой горочки можно сделать обкрутку, (см. мой урок по ткачеству) для того, чтобы более контрастно отделить их друг от друга.
Цвет, конечно, можете подобрать любой по Вашему вкусу.
Желаю успехов в Вашем творчестве!
www.mastera-rukodeliya.ru
Гобелен своими руками для начинающих: как делать, учимся пошагово,
Выполнение по ткани художественного изображения способом перекрестной прошивки нитками зародилось в Европе. Получаемые рисунки на холсте изумляют своим замыслом, переходом цветов и сложностью исполнения. Как зародилось искусство гобеленов в России? Каким образом прокладывают стежки? Чем отличается техника по созданию фактурных картин? Как приступить к созданию гобелена своими руками для начинающих мастериц? Все это можно узнать из представленной здесь статьи.
Когда появились гобелены в России
В 17-м веке в Центральной Европе появились ковры – шпалеры с вытканным на них изображением. Используя способ переплетения нитей крест-накрест, выполняли рисунок. Основателями были братья Гобелены, откуда и пошло название «гобелен». Использовался преимущественно ручной труд. Ткацкие станки, появившиеся при расцвете мануфактур, механизировали тяжелую работу. Гобелен своими руками – это искусство, требующее опыта художника и живописца, помноженного на терпение. Краски на холсте здесь заменили разноцветные нити, переплетенные в крестик.
Винтаж. СредневековьеВ России впервые узнали о красивых шпалерах только в XVIII веке при Петре 1. Ему был подарен гобелен от французской знати. Практически это был ковер с рисунком или искусная вышивка на холсте. Вначале такие произведения применяли в качестве украшения апартаментов Петродворца и других подобных строений. На гобеленах красовались портреты придворных, царственных особ.
Мастера ткацкого производства из Франции помогли открыть первую мануфактуру в России. Произведенные там шпалеры поражали замыслом и сложностью исполнения. В музеях Санкт-Петербурга и Москвы любой желающий может полюбоваться русскими ткаными коврами.
«Сбор винограда». Средние векаХарактерная черта гобеленовой техники
Вышивка гобеленов популярна среди мастериц-рукодельниц. Они используют термин «набивка», «вышивка петлей» для техники вышивания. Применяют специальный вид швов – «гобеленовый», где использованы нити различного оттенка. Вышивальщицы используют полотно или мелкую канву. В зависимости от художественного замысла используют:
- шерстяные нитки разного цвета и сложения;
- хлопковые волокна;
- шелковые нити.
Важно! В иглы вдевают нити от одного до нескольких цветов, добиваясь перехода оттенков. Размер ушка должен быть достаточным, чтобы продеть несколько нитей. Стежки ведут в одну сторону при условии, что нет исключений по схеме рисунка.
Какие существуют виды гобеленов
Шпалеры разделяют по типу рисунка, наносимого с помощью стежков. Распространены следующие виды:
- в средневековом стиле – военные баталии, рыцари, гербы королевских особ;
- религиозный сюжет – большая популярность у картин в стиле Рафаэля;
- живописные полотна, пейзажные зарисовки, пасторальные гобелены.
Историки считают, что наличие ковра со сложным рисунком было подтверждением богатства и знатности семьи.
Какую выбрать ткань для гобелена
Технология шпалер включает разные виды материалов:
- шерсть/шелк;
- хлопковые ткани;
- акрил/полиэстер;
- вискозное полотно.
Различаются материалы по структуре – однослойные или двухслойные. Плотность гобелена зависит от веса, различают легкую, тяжелую и среднетяжелую разновидности. При создании дорогостоящих картин применяют натуральные хлопковые ткани. Для «серийного» выпуска применяют синтетические материалы, у них больше износостойкость.
Современный сюжетГобелен для начинающих для домашнего рукоделия выполняют на льняном полотне. Если есть выбор, лучше выбрать более рыхлое полотно с неплотным переплетением. Тогда игла с нитью будет раздвигать волокна без лишнего прокола. Здесь важно закрепление цветной нитки при последующем прокалывании. Шерстяная или хлопковая ткань задержать скольжение не сможет. Выполняют вначале простые рисунки – котенок, силуэт ребенка или другого предмета.
Внимание! Лучше всего приступать к работе на бортовке темного цвета. Если ткань основы будет светлой, она не скроет более темные нитки, потребуется подкраска с изнанки.
Два котикаВиды переплетения нитей
Нити из шерсти прокладывают короткими стежками, соблюдая параллельность. Внешне они напоминают горизонтальные ряды повышенной плотности. Различают стежки по типам:
- полукрест – шов в одной плоскости, применяется чаще всего;
- континентальный – с изнанки нет прямых линий, они под углом и длиннее, чем с лицевой стороны;
- прямой – наносят строго вверх (вниз) или поперек;
- шов с захватом – прокладывают стежки, слегка перекрывающие предыдущий, цвет нити изменяется равномернее;
- плетеный – целый ряд перекрывает соседний, образуя переплетение;
- с петлей – вытягивают нити, они в целом имитируют ворс на лицевой стороне.
Меняя поэтапную технику прокладывания стежков, мастерица добивается объемного или гладкого рисунка, в рубчик или с плетением, разной плотности и фактуры. Для начинающих рисунок по гобелену лучше начать с простых стежков.
Что нужно для работы
Для выполнения урока необходимы:
- специальная игла;
- рамка круглой или квадратной формы с ножками разной высоты;
- набор ниток для гобелена, пряжа различного цвета.
Обычная игла на пластиковой ручке может быстро поломаться. Лучше приобрести специальный набор разной длины и диаметра с деревянным основанием. Размеры инструмента варьируются от 3.5 см (основная) до 6-7 см. Диаметр рабочей иглы не более 2-2.5 мм (вспомогательные для работы на хлопковой основе могут быть тоньше (до 2 мм). С шерстяными и синтетическими тканями работают иглами толщиной 2-2.5 мм.
Деревянный каркас рамки лучше использовать больше, чем размер предполагаемого рисунка. Если в плане работа 40 х 40, то каркас подойдет 50 х 50. Припуск по сторонам оставляют не менее 5 см. Если нет отдельной рамки, то возможно основу закрепить на раме, где будет висеть готовое изделие. Но при этом стенки будут повреждены случайным проколом иглы.
Нетканый гобелен своими рукамиЕсли выполняют нетканый гобелен, используют нити со стойкой окраской. Различают их по типу волокна:
- хлопчатобумажные;
- шерстяные;
- льняные;
- смесовые/искусственные.
Внимание! Количество нити рекомендуют брать с запасом. Если нитки закончились, следует отложить фрагмент, лучше поискать нити одинакового цвета, а потом продолжить работу.
Приступаем к нанесению вышивки
Как сделать гобелен? Чтобы перенести идею картины на полотно, следует определить технику нанесения. Изображение рисуют на основе маркером, мелом. Пошаговая методика переноса:
- Закрепить рисунок, растянуть основу на стекле. Аккуратно обвести все линии. Если образец четко просматривается, получают четкие контуры.
- С основой из дерюги такой метод не пройдет. Нужна копирка, ее накладывают красящей стороной вниз, сверху размещают образец. Обводя все линии контуров, переносят на основу будущий сюжет.
- Как альтернативу применяют иную технологию – перевернуть набросок и обвести все линии карандашом с маркировкой «м». Положить лист рисунком вверх на ткань. С нажимом повторить все линии, при этом предыдущее нанесение отпечатается на ткани. Способ удобен для мешковины.
- Как вариант – вырезают контуры изображения гобелена на картоне. Потом наложить их, обвести контуры.
- После завершения переноса основных линий рекомендуют раскрасить соответствующими цветами. Подойдут акриловые краски на водной основе, они не забьют холст или дерюжку.
Плетение по гобелену лучше применять штриховым или контурным способом, через основу вертикально вниз, потом вверх от левой стороны до правой. Соблюдение параллельности – обязательное условие между стежками и долевой ниткой. Контурное нанесение начинают стежками вокруг, постепенно двигаясь по спирали к середине.
Изготовление рам
Для того чтобы смастерить самостоятельно обрамление гобелена, нужно иметь следующие материалы:
- палочки из дерева или бамбука;
- гвоздики с молотком;
- клей быстрого действия.
Первым делом измеряют размеры шпалеры, затем переносят их на деревянные заготовки. Вырезать их нужно так, чтобы в углах они соединялись в треугольник. Соединение выполняют или с помощью гвоздей, или проклеивают стороны соприкосновения. Обычно по рамке «уходит» до 2 см ткани.
Готовые рамкиГотовую заготовку по желанию покрывают лаком или делают роспись в стиле основного изображения. Отличный вариант украшения – бисер, маленькие стразы, бусинки. Их легко приклеить по всему периметру рамки. После полного высыхания делают финишное покрытие лаком. Готовую рамку закрепляют или мелкими гвоздиками, или суперклеем.
Зебра с художественной рамкойКак делать гобелен самостоятельно
Достаточно иметь художественную жилку, полотно для основы, подходящие нити, иглы. При соблюдении техники и попадания стежками в линии контура легко выполнить простейший рисунок. После чего можно усложнять композицию, повышать класс мастерства, комбинируя различные виды стежков.
Изготовление гобелена – в любом случае, даже если он создается с уже готового рисунка, почти всегда является искусством, а не ремеслом. Ведь выбор нитей, методика изготовления и другие моменты всегда определяют конечный результат, который в любом случае станет совершенно уникальным и будет определять руку мастера, что его изготовил.
tkanix.guru
100 лучших фото идей: гобелен в интерьере квартиры
Оформление интерьера изысканным и практичным текстилем – один из завершающих штрихов, позволяющих создать уютную и приятную атмосферу жилища. Придать дизайну помещения особое очарование помогут изысканные гобелены – текстиль с уникальным переплетением нитей. Оригинальный орнамент, эксклюзивный рисунок или сюжетная картина на ткани способны изменить весь характер интерьера комнаты, придать ему тонуса или успокоить атмосферу. Использование гобеленов для украшения жилищ уходит корнями в глубокую историю, во времена, когда полотна с оригинальным плетением изготавливались исключительно вручную, требовали дорогостоящего сырья и большого количества времени мастера. Неудивительно, что готовые изделия стоили очень дорого и позволить себе подобный декор для своего жилища могли только состоятельные люди.
В наше время, прогресс взял вверх над ручным трудом, существенно удешевив процесс изготовления гобеленов, сократив необходимое для этого время в десятки раз и снизив стоимость конечного продукта. Конечно, полотна, созданные современными роботами совершеннее и точнее гобеленов, которые способен создать человек вручную, но они не хранят тепло человеческих рук. Наверное, поэтому многие коллекционеры и любители антиквариата как реликвию хранят вручную созданные текстильные украшения для стен, считая такой предмет роскоши хорошей инвестицией. Изысканные гобелены передаются от поколения к поколению, сохраняя статус семейной реликвии и становясь активными участниками современных интерьеров.
В нашей внушительной подборке дизайн-проектов комнат с различной функциональной направленностью мы хотели бы продемонстрировать для вас варианты использования гобеленов для украшения интерьера. Вне зависимости от того, является ли ваш экспонат творением человеческих рук или его изготовили на современном конвейере, важно правильно и эффектно вписать гобелен в созданный интерьер. Хотя, встречаются и дизайн-проекты, которые создаются специально под определенное произведение текстильного искусства.
Сюжетный гобелен – куда повесить?
Изначально, гобелены служили не только декором для стен, но и исполняли роль утеплителя. Их можно смело называть тканевыми коврами. Ручные гобелены плелись из шерстяных и шелковых нитей с использование золотых и серебряных красителей. В Европе основными мотивами тканевых ковров были пасторали – сцены из жизни. На таких гобеленах часто изображались пейзажи с охотниками, пастухами или прогуливающимися девушками. Именно такие сюжетные изделия из текстиля чаще всего у нас и ассоциируются с самим понятием гобелена.
Еще одно направление создания текстильных картин связано с Востоком. Оттуда к нам пришли изысканные пейзажи, изображения цветов и растений, среди которых излюбленная многими восточными мастерами сакура, птицы и животные, портреты. В таких гобеленах особенно часто использовались золотые нити, шелковое сырье, окрашенное натуральными красителями.
На Востоке текстильным картинам придавали особое значение. Тканевые свитки служили не только декором для украшения жилища, мастера верили, что они способны прогнать злых духов из жилища или привлечь положительную энергию, удачу и богатство.
В наши дни гобелены – это не только настенные текстильные ковры, но и покрывала для кроватей, чехлы для декоративных подушек, оригинальные панно и скатерти, драпировки для оконных и дверных проемов и многое другое.
Сюжетные гобелены, напоминающие те, что наши предки ткали вручную, будут отлично смотреться в классической гостиной. Золотистые нити в текстильных коврах прекрасно сочетаются с блеском роскошных люстр и бра, перекликаясь с позолоченными элементами декора рам для зеркал и картин.
Если в вашей гостиной или столовой есть камин, можно использовать свободное пространство над ним для размещения сюжетного гобелена. Очевидно, что очаг чаще всего и так выступает центром притяжения внимания в помещении, а с поддержкой тканевой картины, весь ансамбль будет выглядеть особенно эффектно.
Если вы пока не решаетесь повесить сюжетный гобелен в комнатах, где проводите много времени, в спальне или гостиной, попробуйте использовать настенный декор в дополнительных помещениях. Гобелен с пейзажем будет отлично смотреться в просторном холле или прихожей. В некоторых частных домах и в коридорах достаточно свободного пространства, чтобы можно было использовать настенный декор в виде тканевых ковров. Главное, чтобы свободной площади хватило для обозрения всей текстильной картины.
Орнаменты и абстракция – уникальный дизайн для современного интерьера
Если сюжетные гобелены у многих из нас четко ассоциируются с классическими интерьерами, то для использования орнаментальных текстильных картин спектр стилистических направлений существенно расширяется. И речь идет не только о стиле винтаж или ретро. Гобелены с орнаментом будут органично смотреться в помещениях, оформленных в стилистике шебби шик или Прованс, эклектичных дизайнах комнат. Но даже такой индустриальный стиль как лофт, способен органично принять такой декор, как настенный гобелен. Перед вами примеры такого эффектного альянса.
Геометрический орнамент на гобеленах прекрасно интегрируется в современный стиль оформления помещений. Использование черно-белых цветовых сочетаний становится мейнстримом в последних дизайн-проектах известных мастеров. Такие текстильные ковры могут выступать не только в качестве настенного декора, но и служить ширмами для зонирования пространства или драпировкой оконных проемов.
www.remontbp.com
мастер класс и схемы с фото
Изначально во Франции гобеленами называли односторонние ковры, которые ткали вручную, переплетая нити крест-накрест. Позже производство таких ковров стало массовым. Сейчас в технике гобелена изготавливают изящные картины, которые высоко ценятся дизайнерами. Особенно дорого ценится ручной труд. Но совсем не обязательно платить большие деньги, ведь гобелен быстро и просто своими руками можно сделать и в домашних условиях.
Для того, чтобы ткать гобелен нужен ткацкий станок. Конечно, для большинства рукодельниц купить готовый – проблема, ведь найти его сложно и стоит дорого для работы своими руками. Но эту проблему можно решить с помощью простой конструкции из подручных материалов.
Как сделать ткацкий станок для гобелена своими руками?
Нам понадобится крепкая деревянная рамка и небольшие гвоздики. Гвозди нужно вбить в 2 ряда в шахматном порядке, чтобы расстояние между ними в ряду было 1 см, а между нитями в итоге – 5 мм. Это расстояние оптимально для начинающих, но можно вбивать и чаще. Очень важно, чтобы нить основы была прочной, ведь натягивать её нужно очень сильно, практически как струну.
Существует ещё один, ещё более простой способ – просто намотать нити на горизонтальные части рамки. Однако это не очень удобно – нити будут сдвигаться, и ткать будет сложнее. Хотя на таком станке можно сделать сразу 2 гобелена с обеих сторон.
Приступаем к плетению на станке.Для плетения узора понадобятся уже цветные нити желаемых оттенков.
Способов переплетения нитей существует много, от самых простых до сложных. Схемы возможных плетений можно увидеть на этом рисунке:
Самый простой и чаще всего встречающийся способ – полотняный. В этом случае рабочая нитка пропускается через нити основы одна через одну. В нашем мастер классе этот способ и будет основным.
При узорообразующем способе рабочая нить дважды обвивает каждую нить основы. В саржевом способе рабочую нитку прокладывают только между нечетными основными. Существуют и другое способы, но изучать их лучше постепенно, когда будет освоено более простое плетение.
Так как плести нужно будет рядами, то важно научиться менять цвет нити в ряду, или правильно их соединять. Для этого существуют несколько способов.
Самый простой способ, который применяют редко – паласовый, его применяют очень редко. В этом методе нити не соединяют, а просто, доходя до границы цветов поворачивают, и плетут назад. А ряд продолжают другой нитью. Главный недостаток в том, что в работе появляются промежутки, которые приходится сшивать.
Немного более сложный способ, который позволяет сплести рисунок без промежутков – основная нить на границе переплетения двух рабочих. Нить проплетают до границы, огибают её и поворачивают. С соседней нитью поступают точно так же, огибая ту же основную нить.
Кроме этого распространен способ, когда на границы обе нити перекручиваются между собой.
Для начинающих в качестве тренировки рекомендуют сначала сплести несложную картинку, чтобы понять смысл и научиться соединять нити.
Как сплести свой первый простой гобелен дома?
Эскиз работы можно нарисовать самостоятельно. Хорошим вариантом будет рисунок, содержащий круг (например, солнышко), так же простые соединения по горизонтали.
Перед работой эскиз нужно установить на рамку позади нитей основы.
Для детей круг лучше сделать более крупным, например, можно обвести чашку, а взрослым полезнее будет потренироваться на более мелком рисунке.
Черными крестиками обозначены те места, в которых рабочие нити нужно перекручивать между собой. Как вы видите, это нужно сделать в 6ти средних рядах. Верхняя и нижняя части солнышка плетутся без соединений. Для этого сначала работаем фоновой (синей) нитью, оставляя «углубление» для круга, а затем заполняем пространство нитью круга (желтой).
Для объемного плетения можно использовать способ «косичка». Ряды косички чередуют с обычными рядами, которые мы делали ранее. Это показано на схеме ниже. Нужно, чтобы через ряд обкручивались те нитки основы, которые не были задействованы в прошлый раз.
Однако вполне допустимо обкручивать каждую основную нить, ничего не пропуская. Тогда фактура рисунка будет мельче.
Ещё один способ добавить объемных элементов в картину – завязывание узелков, как показано на схеме:
После тренировки можно приступать к плетению более сложных картин. Например, таких:
Несколько советов новичкам:- Нить во время работы нужно протягивать «горкой», а затем опускать, укладывая по ходу рисунка.
- Периодически во время работы нужно растягивать гобелен руками в разные стороны.
- Старайтесь как можно сильнее натягивать основные нити по краям гобелена, если они тонкие, крайние нити можно натянуть в два сложения.
- Если по каким-то причинам не удалось достаточно натянуть крайние нити и гобелен стягивается во время работы, это можно исправить, привязав к крайним нитям веревочку, и натянув её к боковым частям рамы. Злоупотреблять этим способом не стоит, потому что он не способствует росту вашего мастерства, однако он достаточно эффективно исправит погрешность.
- Если в эскизе есть тонкие вертикальные линии (например, тонкие веточки деревьев), лучше располагать работу на рамке вертикально.
Видео по теме статьи
Для тех, кто хочет более подробно и наглядно изучить процесс изготовления гобеленов, мы подготовили подборку видео уроков:
sdelala-sama.ru
что это такое, нетканые ковры ручной работы на стену в интерьере, техника изготовления
Благодаря необычному виду и текстуре гобелены очень часто привлекают внимание дизайнеров и заказчиков. Разобраться со всеми тонкостями создания интерьера и ухода за таким изделием помогут некоторые знания о нем.
Что это такое?
Гобелен, или шпалера является результатом одного из видов прикладного искусства. Готовое изделие носит как утилитарные, так и декоративные свойства. В современном же дизайне к гобелену относятся как к произведению искусства, живописной картине. В создании полотна не используются кисти и краски, материал чисто тканый.
Благодаря разнообразным переплетениям цветных нитей создается уникальное произведение, которое выполнено на определенную тему, например, любовный сюжет или один из моментов летней охоты, а может носить и абстрактный смысл.
История возникновения
Истоки создания шпалер проследить очень сложно. Это обусловлено тем, что многие народы независимо друг от друга занимались и развивали ткачество внутри своей этнической группы. Самые древние гобелены родом из Египта. В гробнице Тутмоса IV (XV до н. э. ) найдено льняное полотно с изображением скарабеев и лотосов, а в гробнице Тутанхамона (XIV до н. э. ) – платье и перчатки, созданные по подобию шпалеры. Но и такие веские причины утверждать, что это самые первые гобелены, не являются доказательством этого.
Историки утверждают, что этот вид ткачества египтяне переняли у народов Месопотамии, этому свидетельствуют записи древних авторов.
В поэме Гомера «Одиссея» существует упоминание о предметах погребения, выполненных в технике гобелена. Этот факт свидетельствует о существовании ткачества в Древней Греции и Риме.
На другом конце света, в доколумбовой Америке, преимущественно в древнем Перу, при раскопках были найдены элементы шпалер, более всего по применению соответствующих современным представлениям о гобеленах. Ткаными картинами перуанцы не только украшали стены, но и использовали их, прячась от сквозняков.
Изысканностью и особой тонкостью отличались древние шпалеры из Китая. Китайские мастера для создания таких элементов декора и одежды использовали мотивы, взятые у природы: необычайно красивые и экзотические цветы, перевитые стебли, утонченные пейзажи. Искусство такого вида ткачества у китайских народов переняла Япония.
Широкую известность в Европе в Средние века гобелены получили благодаря массовым походам крестоносцев. Гобелены были особо ценным трофеем и высоко ценились.
Каждому народу было присуще свое название шпалер: у греков – «тапес», в Италии – «арецци», в латинском языке – «тапетум». Само слово «гобелен» родом из Франции. В XVII веке открылась королевская мануфактура Гобеленов, давшая название своей продукции.
При чем специалисты утверждают, что только изделия данной фабрики могут по праву называться «гобеленами», остальные же – шпалеры.
Стоит отметить, что область применения тканого искусства велика и многообразна. Помимо утилитарных и декоративных свойств, шпалеры используются по сей день в качестве обивки для мягкой мебели, как элементы одежды или одежда в целом (для создания традиционных нарядов), в качестве замены классической иконописи, в геральдическом смысле и так далее.
Техника изготовления
Традиционно гобелены создаются вручную. Процесс напоминает плетение безворсовых ковров, но он более трудоемкий и кропотливый, так как нити гораздо тоньше, а рисунок очень детализированный.
Изначально в качестве основного инструмента для создания изделия была обыкновенная рама, на которую натягивались нити основы. Чтобы добиться нужного натяжения использовали гвозди, вбитые в раму или равномерно проделывали специальные отверстия на внутренней стороне самой рамы. Нить утка, намотанная на катушку или просто смотанная в клубок прокидывается между нитями основы, а после завершения ряда прибивается пальцами или с помощью специальной колотушки.
Более техническим считается процесс с использованием станка. Его особенность заключается в том, что станок можно разместить как горизонтально, так и вертикально.
Мастер работает по нарисованному на картоне эскизу, причем размер рисунка и цвета полностью совпадает с размерами и цветами будущей шпалеры. Но несмотря на то, что ткачу приходится копировать другое произведение, он должен обладать художественными задатками, уметь сохранить цветопередачу, разбираться в тонкостях изображения светотени, представлять, как будет выглядеть готовое тканое произведение, чтобы подобрать нужную нить в данном ряду.
Большие мануфактуры, производящие изделия в глобальных масштабах, даже устраивали при своих фабриках художественные училища, что повышало качество готовой продукции.
Так как процесс создания этого полотна очень трудоемкий и затратный по времени, над одной шпалерой могут трудиться до 5-6 человек. Таким образом, одно произведение делится на несколько частей, которые потом сшиваются шелковой нитью. Понять это можно было, взглянув на изнаночную сторону: на ней присутствовали швы.
Благодаря большому количеству техник возможно добиться разнообразных эффектов при изготовлении шпалеры. Если в классическом виде нити основы остаются невидимыми, то в современном исполнении мастера могут нарочито оставить их на лицевой стороне рисунка. Такой прием получил название репсового, потому что ткань принимает определенный рельеф в рубчик, что в переводе на французский звучит как «репс».
Современный гобелен как элемент декора за последние десятилетия претерпел большие изменения. Такой вид украшения стен и разных поверхностей стал настолько популярен в последние годы, что просто обязан был стать более доступным в массах.
Полностью тканое изделие – это дорогое удовольствие, такой изыск могут позволить себе немногие. А вот нетканый гобелен очень прост в исполнении, а внешне почти не отличим от оригинала.
Создается такое изделие с помощью особой выкладки рисунка цветными волокном или нитями на основе. Изделие сложно назвать гобеленом в традиционном смысле этого слова, ведь «гобелен» – это, прежде всего, сотканное полотно. Однако выложенный рисунок имеет тканую текстуру и очень детализированный и динамичный рисунок.
Китайские мастера придумали еще один вид нетканой шпалеры. Панно изготавливаются без использования спиц или крючка. Все элементы изготавливаются из картона, на который впоследствии наматывается пряжа. На полностью обмотанную основу и раму мастер клеит уже готовые детали, создавая композицию.
Преимущества и недостатки
Преимуществ у гобелена как у элемента декора немало. Смотрится такая картина очень изысканно, ее хочется разглядывать, запомнить каждый элемент, она волшебным образом привлекает внимание, создает уют и теплую атмосферу в доме.
В практичном смысле такое приобретение тоже станет полезным. Полотно обладает антистатическим свойством и не притягивает пыль, ткань хорошо держит форму, не коробится и не деформируется, проста в уходе. Гобелены подходят к любому стилю в интерьере, главное – грамотно подобрать рисунок.
К недостаткам можно отнести сравнительно большой вес, что не позволяет использовать технику применительно к повседневной одежде. В домашних условиях изделие лучше не стирать и не гладить, так как это может повлиять на его внешний вид.
Основные характеристики
У каждого народа был свой способ плетения гобеленов. Отличаются они по фактуре и по использованному материалу. В настоящее время для создания определенного рельефа мастер подбирает любой необходимый способ изготовления.
- Полотняное плетение считается самым распространенным и имеет более широкое применение у умельцев. Для создания изделия нить утка в шахматном порядке проходит через нити основы. Таким образом первая прокидка перекрывает четные нити основы, а вторая – нечетные.
- Египетское плетение создает из нитей утка подобие обычной косички. Такой эффект получается благодаря тому, что нить, создающая рисунок, оплетается вокруг нити основы узлом и затягивается. Этот процесс один из самых трудоемких. Зачастую лишь определенные элементы плетутся данным способом.
- Греческое плетение образует не плотную, рыхлую поверхность. Для провязывания ряда требуется 2 или 3 нити утка, которые переплетаются между собой нитями основы как обычная коса.
Более сложные в исполнении способы плетения: вязка, сумаховое плетение, саржевое, гиордес, сене. Каждый отличается по плотности, рельефу, возможности изготовления элементов разной сложности. Каждому способу соответствует свой материал.
Шерстяные, хлопковые, шелковые нити способны либо подчеркнуть рельефность, либо наоборот, создать идеально ровную поверхность.
Разновидности ткани
В современном представлении гобелен как материал является разновидностью жаккардовой ткани. Жаккард – это крупноузорчатая ткань сложного или простого переплетения более 24 нитей, которая отличается высокой плотностью, прочностью, сложностью узора, многогранностью фактур, расцветок и узоров. Основа обычно льняная, а вот нити утка шелковые, шерстяные или синтетические.
Тонкие, изящные, с подробной прорисовкой гобелены получаются из шелковых нитей. Из такого материала шьется одежда, шторы, покрывала.
Для утилитарных целей, таких, как защита от сквозняков, подойдут изделия из шерсти. Шерстяные нити – самый удобный и менее трудозатратный материал для плетения, но очень тяжелый. Из него получаются ковры на стены и на пол. Обивку мягкой мебели лучше всего производить из хлопковых материалов. А скатерти и постельное белье – изо льна. Металлические нити применяются в декоративных целях, придают блеск и переливаются на свету.
Модные узоры и расцветки
Так как эти изделия имеют вековую историю и считаются атрибутом древности, в наше время считается модным подчеркнуть именно это свойство. Исходя из этого, тематика рисунка гобелена отражает моменты, не связанные с современной жизнью – это иллюстрации к средневековой книге или тканая репродукция произведения эпохи Возрождения, изображение сцены охоты на Руси.
Такие полотна, даже изготовленные на современных фабриках, заставят задуматься о том, что, возможно, когда-то именно этот гобелен висел во дворце короля Франции. Интерьер сразу приобретет «историю».
Еще одной «классикой» в исполнении гобеленов считается изображение природы на полотнах. Шпалеры с оленями, медведями, лошадьми и просто шикарными пейзажами – более демократичный вариант, чем, например, классические батальные сцены.
Для романтических особ, предпочитающих такие стили, как шебби-шик, цветы на гобеленах прекрасно дополнят дизайн интерьера. Шикарные пионы, розы, гибискусы – основные атрибуты стиля под старину. Более инфантильные сюжеты – это кадры из фильмов аниме или изображение милых котиков и щенков на полотнах. Тканые календари – оригинальный способ узнать дату и подчеркнуть стилистическую направленность интерьера.
В историческом смысле гобелены не имеют слишком яркие расцветки. Раньше не существовало пигментов, способных создать, например, сочный цвет лайма или небесно-голубой, все оттенки приглушенные, мягкие, но глубокие. Отталкиваясь от этого выбирайте гобелен для классических и минималистических интерьеров в таких цветах. В ярких поп-арт-дизайнах с красками можно поэкспериментировать. Для сюжета здесь обязательно найдется пища для размышления.
Области использования
В современном мире область использования гобеленов несколько сузилась. Из-за своей тяжести шпалеры не годятся для полноценного изготовления одежды, хотя в древности традиционной одеждой в Японии и Китае считались тканые халаты и платья. Дизайнеры в мире высокой моды продолжают создавать наряды от кутюр в этой технике, но едва ли такие модели дойдут до коллекций прет-а-порте.
А вот элементы – обработка края рукава или лацкана на пиджаке, можно встретить в обычной жизни.
В интерьерах область применения их шире. Из жаккардовой ткани шьют обивку для мебели, наволочки, покрывала. Если говорить о древних областях применения шпалер, то достаточно вспомнить «Одиссею» Гомера, в которой Пенелопа ткала для своего свекра саван, так как технологии строительства жилья были на низком уровне, и шерстяные ковры плелись для укрытия от сквозняков и холода. Для королей во время путешествий и военных походов готовились целые шатры из гобеленов.
Лучшие производители
Существует множество ткацких фабрик, специализирующихся на производстве гобеленов или имеющих одно из направлений, связанных с ними, и в России и по всему миру.
Город Иваново славится изготовлением самых разных тканей. Ивановские шпалеры применяются для изготовления наволочек, картин, панно, портьер, покрывал, салфеток, сумок, календарей. На фабриках трудятся дизайнеры, художники, специалисты по проектированию и работники, отвечающие за бесперебойную работу станков. Все оборудование преимущественно изготовлено за границей, а опыт по созданию рисунков перенят у мастеров из Китая, Турции и Италии.
Приобрести ивановские гобелены можно на выставках ивановской продукции, в розничных точках сбыта, а также через интернет-магазины.
Начиная с конца ХV века Фландрия взяла первенство на три века вперед по цеховому производству шпалер самого высшего класса. Основными центрами стали города Бельгии – Брюгге и Антверпен, а чуть раньше Аррас. Главное отличие бельгийских гобеленов – введение в ткань нитей «кипрского золота» – крученый шелк или лен обвивался золотой или серебряной проволокой. В изделие включаются драгоценные металлы, что придает особую цену полотну.
По настоящий день бельгийские гобелены уникальны и считаются недешевым приобретением.
Наряду с ними французские и итальянские изделия вобрали в себя традиционные аспекты ткачества, совместимые с новейшими технологиями. Европейские фабрики предлагают панно со средневековыми мотивами, а также готовы создать репродукцию современных художников.
Франция, Бельгия и Италия с давних времен и по сей день считаются классическими производителями гобеленов.
Для уникальных и колоритных решений рекомендуется обратить свое внимание на Восток. Здесь ручные работы представлены индийскими, китайскими и японскими мастерами. Тематика гобеленов из Индии – традиционные орнаменты, изображения слонов, бога Шиввы и других божеств.
Китайские гобелены также отражают элементы истории и традиций. Множество мотивов посвящено изображению природы, удивительных и красивых цветов, значимых событий.
Японские изделия поражают своей красочностью. Частой темой является японские женщины в национальных нарядах со всевозможной культурной атрибутикой, ветви цветущей сакуры, пейзажи, архитектурные элементы.
Применение в интерьере
Когда речь заходит о гобеленах, первое, что мы представляем – красивое тканое полотно на стену. Такую картину можно повесить в обычной квартире, но в большом загородном доме она будет смотреться куда гармоничнее. Более того, изготовителями не один век назад были придуманы ансамбли из 3, 5 или 6 гобеленов, объединенных одной тематикой. Такое решение позволяет разместить на стенах целую историю: о рыцарских подвигах; о большой, но несчастной любви; о походах и великих завоеваниях.
Это дает возможность наполнить помещение смыслом, придать глубины дизайнерскому замыслу.
Размер настенных шпалер зависит от размера стены и интерьерных задумок. Большой гобелен во всю стену смотрится мощно и роскошно. Отделка самой стены в таком случае должна быть скромной, однотонной, чтобы все внимание захватывало шикарное полотно.
Монохромные гобелены, декорированные металлическими нитями, способны вписаться даже в интерьеры хай-тек, хотя и не считаются традиционным элементом этого стиля. В небольшую комнату впишутся миниатюры в деревянных рамках. Это отличный выбор для создания уюта в спальне. Этюды в стиле прованс дополнят интерьер кухни, если их грамотно сочетать с драпировкой стульев, штор или подушек.
Гобелены просто созданы для таких стилей, как барокко и рококо. Исторически так сложилось, что широкое применение шпалер приходится как раз в расцвет этих стилей. Красивые полотна с изображением природы, цветов, андрогинных небесных существ, ангельских явлений, любовных сцен дополнят роскошь архитектурных форм.
Шерстяные ковры на пол, выполненные в гобеленовой технике, сочетают в себе безворсовые и ворсовые элементы. Основа их, в основном, гладкая, а вот рисунок выполнен в виде цветов и завитков из мягкого ворса. Такое исполнение имеет антистатические свойства, меньше притягивает пыль, а изделие получается легкое и тонкое.
Кроме того, жаккардовая ткань часто используется для обивки мебели. Идеальным вариантом считается мебель из массива дерева, задрапированная гобеленовой тканью с цветочным мотивом. Особые любители тканых изделий могут побаловать себя к празднику Нового года и купить гобелен в виде календаря.
Советы по уходу
Гобелен – это в первую очередь ткань, и от этого надо отталкиваться в вопросах ухода за изделием. Из-за того, что в производстве изделия применяются натуральные нити, стиральная машина им строго противопоказана. Но и вручную шпалеру лучше не стирать. Это может привести к деформации материала, изделие может «подсесть» или наоборот, растянуться.
В домашних условиях лучше всего использовать сухую чистку щеткой и пылесосом. Для трудновыводимых пятен воспользуйтесь услугами химчистки.
Старое антикварное полотно лучше отдать на реставрацию. Мастеров, занимающихся восстановлением гобеленов не очень много, но изделие, требующее такого тщательного внимания, не требует пренебрежения. Реставраторы знают особенности работы с такой хрупкой вещью и не позволят ей испортится и потерять ценность.
Еще больше информации о применении гобелена в современном интерьере смотрите в следующем видео.
dekoriko.ru
Как сделать гобелен своими руками: мастер-класс для детей
В интернете есть множество инструкций поделок своими руками, но вот найти информацию о том, как сделать гобелен своими руками для начинающих, довольно непросто. А если ребенок хочет сделать такие тканые картины в подарок маме, то ему и вовсе будет сложно разобраться. Поэтому сегодня мы предлагаем пошаговый мастер-класс с фото для детей по изготовлению гобелена.
Как бы вам ни хотелось сразу сделать настоящий шедевр, не спешите сразу браться за сложные картины. Начинать нужно с простых изделий, поэтому к этому мастер-классу прилагаются фото и подробные объяснения, как сделать гобелен своими руками. Да, мы создадим что-то простое, с чем легко справится даже ребенок, но в то же время настолько красивое, что вы будете гордиться и обязательно повесите гобелен на самое видное место.
Для изготовления гобелена нам понадобится:
- 1 или больше деревянных рамок с бортиками
- маленькие короткие гвозди с плоской головкой (обивочные гвозди)
- 1 молоток
- 1 пара ножниц
- 1 большая игла для ткачества
- 1 игла для пряжи
- мерсеризованный хлопок
- хлопок или шерсть
Шаг 1: Переверните рамку и симметрично вбейте гвозди по верхнему и нижнему ряду. Советуем предварительно сделать разметку карандашом. Будьте осторожны, чтобы не расколоть дерево, для чего вбивайте гвозди легко и немного в шахматном порядке.
Шаг 2: Начинаем натягивать нити: Плотно обвяжите нитку вокруг первого гвоздика в верхнем ряду, затем опуститесь вниз и оберните вокруг нижнего первого гвоздя. Снова вверх ко второму, вниз ко второму, по обороту на каждый — и так до конца. Вокруг последнего гвоздя оберните нитку несколько раз, завяжите и отрежьте.
Шаг 3: Переверните рамку. Отрежьте необходимое количество шерстяной нитки (для той формы, которая вам нужна) и заправьте ее в ваш ручной ткацкий станок.
Шаг 4: Плетение гобелена: Ведите иглу с шерстяной нитью через нити основы, проходя над первой, под второй, над третьей, под четвертой и так далее. Когда двигаетесь в обратную сторону, поменяйте комбинацию — если было над нитью, под и над, то теперь будет под, над, под. Последний шаг указывает на следующий в новом ряду. Сдвиньте нити теснее к нижнему краю рамки.
Сделайте несколько рядов по всей ширине конструкции. (Будьте осторожны, чтобы не деформировать рисунок по рамке, растянув слишком много по бокам. Оставьте ряды мягкими и не затянутыми, шерстяная нитка должна располагаться более или менее параллельно по отношению к краям рамки).
Чтобы получилась гора, сделайте треугольник, уменьшая по одной петельке с каждой стороны. То есть с каждой стороны теперь делайте на один шаг меньше. Чтобы гора казалась выше, можете сделать как на рисунке — уменьшая по одной петельке, но не с каждым рядом, а через один или два.
Шаг 5: Перед вершиной горы остановитесь и поменяйте нитку на белую шерсть, чтобы сделать ее снежной. Для небольших количеств шерсти на небольших поверхностях, выбирайте и специальную иглу для пряжи — с ней вам будет удобнее. По такому же принципу закончите верхушку треугольника. Снег по бокам оставьте напоследок, просто обернув материал вокруг нитей основы.
Шаг 6: По такому же принципу, как вначале (под, над, под, над) сделайте облака произвольной формы (этот материал позволяет вам воплотить любые ваши фантазии)
Шаг 7: Кусочек неба можно сделать таким же треугольным способом, как вы делали гору, только выбрав более светлый цвет нити. Добавьте облачко, а под ним снова при помощи ткачества сделайте солнышко.
Шаг 8: Завершаем: Переверните рамку и свяжите все кусочки нити, чтобы работа не распалась. Срежьте излишки, чтобы с лицевой стороны их не было видно.
Тадааааааммм! Теперь можно вешать готовый гобелен, который вы сделали своими руками на стену и любоваться! Или красиво упаковать в подарок маме своими руками.
Источник
Читай также: Поделки на День святого Валентина: как сделать гирлянду из сердечек
Читай также: Что подарить маме на 8 марта: бумажные цветы своими руками (ВИДЕО)
Читай также: DIY ковер своими руками: вяжем крючком из футболок
Загрузка…
www.uaua.info