Содержание

Необыкновенная красота японской вышивки | Журнал Ярмарки Мастеров

Даже при мимолётном знакомстве с японской традиционной вышивкой сталкиваешься с таким огромным количеством техник и названий, что попытки разобраться в формате одной статьи неминуемо терпят фиаско. Каждая область Японии, выполняя вышивку немного по-своему, претендует на собственный стиль, который награждает названием данной местности или именем какого-нибудь своего уважаемого мастера. Даже мастерские, изготавливающие и торгующие вышитыми изделиями, пользуются собственным брендом для названия всей технологии, приводя иностранцев в полный тупик. Конечно существует классификация с подробными инструкциями и описаниями технологий, но мы сегодня не будем её касаться. Оставим сложные названия для интернета. Я предлагаю просто насладиться необыкновенно красивой и своеобразной японской вышивкой, мотивы и стилистика которой очень сильно отличаются от привычных нам, но при этом могут вдохновить и послужить примером для подражания.

Основным традиционным применением вышивки в Японии конечно же являются кимоно и пояса. А кроме того — аксессуары, современная одежда, предметы интерьера, картины и т.д. Японская традиция умудряется сочетать лаконичность с буйством невероятной роскоши. А из особенностей я бы выделила сочетание глади с крашением и росписью, объёмным контуром, чаще золотым или серебряным, шитьё вприкреп шнуром и пасмой, тамбурным швом, аппликацию, множество сеточек, узелки, которые мы называем рококо и множество декоративных стежков для заполнения больших мотивов.

Один из распространённых приёмов — это вышивка гладью без вливания тонов, но с большим использованием оттенков для мелких деталей рисунка. Интересный эффект. Лаконичность и лёгкость.

А здесь добавляется небольшое вливание оттенков, узелки, стебельчатый шов, шитьё длинными стежками с прожилками поверх глади и шов вприкреп. Все приёмы нам хорошо знакомы, но японские рисунки смотрятся очень своеобразно.

Фото внизу — излюбленный японский сюжет, цветочный плот. Больше нигде в мире обычный бревенчатый плот не вдохновляет на создание таких красивых вышивок.

Для особых случаев в вышивке используются золотые и серебряные нити разных оттенков, а мотивы отделяют друг от друга контуры из цветного шёлка.

Такая сдержанная и вместе с тем изысканная гладь. Ничего лишнего. А ветка цветущей сакуры — любимый сюжет для вышивки.

Вышивка внизу кажется росписью, настолько тщательно выполнены вливания пастельных тонов.

Ещё один часто используемый приём — шитьё вприкреп золотой нитью и шнуром в сочетании с гладью.

На фото внизу образец росписи, края мотивов которой вышиты вприкреп тонким шнуром.

Внизу яркий пример вышивки по росписи.

А вот ещё одна интересная японская техника — шов, имитирующий гобелен.

На фото внизу частично техника, которую мы называем счётная гладь. Как видим, японцам она тоже не чужда. Но узнать знакомую нам счётную гладь на этом поясе для кимоно я смогла не сразу. А вы?

Узнаёте на фото внизу наш знакомый крестик? Почему-то в Японии он выглядит как-то по иному. Странно.

Вся вышивка внизу состоит из стебельчатых, тамбурных, узелковых и насыпных стежков. Это тоже одна из особенностей японских технологий. Смотрится замечательно.

Особая деталь — рисунок на плече и воротнике кимоно обязательно должен сходиться в едином мотиве.

Аппликация.

Классическая теневая гладь. Внизу. Но при детальном рассмотрении — не совсем классическая. Детали мотивов отделены друг от друга тонкой серебряной пасмой вприкреп. Характерная японская (и китайская) техника глади.

На фото внизу вся вышивка выполнена узелковым швом рококо (но мы помним, что названия в Японии свои).

Весь потрясающий декор кимоно на фото внизу состоит из сочетания крашения, росписи и вышивки.

Вот как-то так. Если есть желание дополнить или исправить что-то, пожалуйста.

www.livemaster.ru

японская вышивка на одежде гладью

Китайская вышивка гладью

Японская и китайская вышивка в технике «гладь» на шелковой одежде в последнее время пользуется особой популярностью. Схемы традиционных восточных мотивов для вышивки в технике «гладь» можно в изобилии найти в интернете, а также в специализированной литературе. Продаются целые книги со схемами традиционных восточных узоров. Техника вышивки гладью довольно проста, главное – выбрать подходящую схему .

Схема восточных узоров должна быть простой, понятной и выразительной. Техника гладью на одежде по схемам с восточным колоритом – идеальный вариант для тех, кто хорошо владеет техникой вышивания. Однако, китайские и японские узоры подойдут и для начинающих мастериц, главное – выбрать схему вышивки гладью, не перегруженную мелкими деталями.

Виды японской вышивки, такие, как лаконичная сашико или когин, не менялись веками и выглядят в наши дни так же, как каждая японка вышивала их в эпоху Эдо, потому что приемы вышивки мастера передают из поколения в поколение. То же самое можно сказать и об японском шитье васай. И яркая динамичная бунка, хоть и выглядит очень современно, тоже несет в себе вековые традиции.

Содержание материала

Китайская вышивка гладью: с чего начать

Вышивка гладьюКитайская вышивка гладью по схемам с использованием традиционных восточных узоров активно применяется в декоре одежды, выполненной из шелка. Наиболее часто в этой технике украшают следующие предметы одежды и домашнего обихода:

  • Нарядные домашние халаты. Халат из мягкого шелка
    с традиционными китайскими узорами
    , выполненными в технике «гладь» — мечта любой женщины или девушки;
  • Кимоно, предназначенные для занятий восточными единоборствами. Их тоже часто украшают в технике «гладь», выполненной по традиционным схемам, несмотря на то, что такие вещи носят мужчины, а не женщины;
  • Женские ночные рубашки и пеньюары;
  • Покрывала;
  • Постельное белье.

Схемы для вышивания можно легко найти в книге и в интернете. Для удобства выбранную схему можно распечатать на принтере в цвете, в увеличенном формате. Перед тем, как украшать узорами одежду или покрывало, рекомендуется потренироваться на отдельных кусочках шелковой ткани. Игла, предназначенная для вышивания, не должна быть слишком толстой. То же самое относится и к ниткам, они не должны быть грубыми. Шелк – очень нежная ткань, которую можно легко повредить в результате неосторожного обращения.

Вышивание по шелку требует определенной сноровки и навыка, недаром японские и китайские мастерицы осваивали это искусство годами. Конечно, современная девушка не захочет тратить на это лучшие годы своей жизни, но посетить профильный мастер-класс для освоения базовых навыков росписи по шелку начинающим мастерицам никогда не помешает. Также можно посмотреть обучающий мастер-класс в интернете. В нашей галерее — картинки с примерами японской вышивки на одежде и не только.

Галерея: японская вышивка на одежде гладью (25 фото)

Китайская и японская вышивка гладью: основные сюжеты вышивки на одежде

Традиционные мотивы вышивкиКитайские и японские мастерицы за несколько веков выработали свои каноны вышивки по шелку, которые остаются неизменными на протяжении долгого времени. Китай и Япония долгое время были странами, закрытыми от Европы, поэтому местные мастерицы вышивания «варились в собственном соку», используя достаточно ограниченный набор традиционных сюжетов. Эти сюжеты имеют много общего с традиционной восточной живописью, например. С черно-белой японской гравюрой. Центральное место в сюжетах японской и китайской вышивки занимает природа, ее красота и ее величие. Чаще всего техника росписи гладью по шелку используются следующие сюжеты:

  • Драконы и змеи – традиционные существа из восточной мифологии, символ силы и мудрости;
  • Журавли – символ красоты, счастья, долголетия и благополучия;
  • Цветущие ветки сакуры – японской вишни. Чаще всего вышитыми ветками сакуры украшают женские кимоно и домашние халаты;
  • Цветы. Чаще всего в восточной тематике изображают цветущие хризантемы.

Какие материалы использовать

Нитки для вышивки гладьюОпытные мастерицы, особенно те, кто хорошо рисует, могут нарисовать схему для вышивки гладью самостоятельно, взяв за образец традиционные шаблоны. А те, которые не обладают художественными способностями, могут просто перевести рисунок на ткань с помощью копировальной бумаги. Проще всего, начинать с растительного орнамента: цветы, ветки и деревья сакуры. Для того, чтобы вышивать драконов, журавлей и других живых существ, требуется определенный навык.

Также рекомендуем прочитать:

Для того, чтобы она выглядела максимально естественно, стежки нужно прокладывать максимально близко друг к другу. Для этого требуется определенная сноровка и хорошее зрение.

Чем больше оттенков одного цвета использует вышивальщица, тем красивее будут смотреться плавные переходы тонов и полутонов. Искусно выполненная техника росписи японской и китайской гладью порой выглядит практически так же, как живописная или графическая картина. Кстати, украшать вышивкой можно не только одежду. Можно выполнить оригинальную вышитую картину с помощью черно-белых ниток, в стиле традиционных японских гравюр, и оформить ее в нарядную рамку. А можно украсить веер, сделанный из плотной ткани. Вышивание гладью – отличный способ оформить интерьер в восточном стиле.

Японская и китайская вышивка гладью на шелковой одежде: практические рекомендации

Розовые цветы гладьюДля того, чтобы вышивка гладью в японском и китайском стиле смотрелась эффектно, цветовая гамма должна сочетаться с цветом одежды или покрывала. Желательно, чтобы один из цветов полностью повторял цвет одежды или постельных принадлежностей. Важное место в японской и китайской вышивке занимает стилизация, поэтому некоторые изображения выглядят весьма условно, например, растительные мотивы.

Напротив, изображения живых существ (журавли, драконы, змеи) и людей выполняются максимально реалистично, с мельчайшими деталями.

В японской вышивке часто встречается изображение солнца, недаром эта страна так и называется – «Страна восходящего солнца». Изображение солнца будет смотреться очень эффектно, если вышить его нежно-розовыми нитками, как будто это закат или восход. Еще один из наиболее любимых мотивов восточной вышивки – изображение сосны. Сосна является символом здоровья и долголетия, поэтому предметы из шелка, украшенные вышивкой с изображением сосны, на востоке часто дарят родным и близким на Новый год. Можно продолжить эту традицию и в России.

Полезный совет

Бабочка  гладьюТем, кто пока не готов вышивать изображения животных и растений, но хочет освоить технику японской и китайской вышивки гладью, можно посоветовать начать с иероглифов. Японцы и украшают одежду и домашний текстиль иероглифами, обозначающими такие понятия, как «здоровье», «долголетие», «счастье», «благополучие». Вышивать иероглифы довольно просто, и это станет отличной подготовкой перед тем, как переходить к сюжетной вышивке.

В последнее время интерес ко всем восточному заметно усилился. Люди со всего мира встречают Новый год по восточному календарю, увлекаются восточными единоборствами, азиатской кухней, и, конечно же, традиционным восточным рукоделием. Предметы одежды и домашнего текстиля, украшенные традиционной вышивкой гладью в японском и китайском стиле, послужат прекрасным подарком родным и близким, а также достойно украсят любой интерьер. Главное – строго следовать схеме, не отступая от традиционных канонов, потому что «Восток – дело тонкое», и знатоки японской и китайской вышивки легко могут отличить настоящую восточную вышивки от имитации и стилизации.

Чтобы освоить японскую и китайскую вышивку, от мастерицы потребуется немало терпения, усидчивости. Внимательности, и, конечно, безупречный художественный вкус. Однако, результат, несомненно, стоит потраченного времени. Восточная вышивка гладью – одна из самых ярких и своеобразных техник вышивки. Чтобы в совершенстве освоить ее, необязательно ездить «на стажировку» в Китай или в Японию, достаточно изучить традиционные сюжеты и, руководствуясь ими, придумать что-то свое. Для этого понадобится проявить фантазию, выдумку и изобретательность. И, конечно, художественные способности.

Другие схемы вышивки

Загрузка…

1igolka.com

Японская вышивка когин: история и современность.

Хочу рассказать об одном из традиционных вышивальных промыслов Японии – вышивке когин.

Что же такое когин, и чем он отличается от других видов ручной вышивки? Когин – это традиционная вышивка северных регионов острова Хонсю (территория современной префектуры Аомори, а именно – полуострова Тсугару), для которой характерно шитье по довольно разреженной ткани цвета индиго (как в сашико) белыми нитками. Вышивка осуществляется строго по счету нитей и только в горизонтальном направлении вдоль нитей утка. Основным мотивом абсолютно всех узоров когин является ромб. Исторически она выполнялась на тканях из конопли (пеньки) и шилась сначала конопляными, а позже и хлопчатобумажными нитями.
Эта вышивка также известна под названиями «сашикогин», «когинзаши», «хишизаши» и «тсугарукогин». Этимологически слово «когин» происходит от «когину» или «когино» — короткой рабочей куртки, которая, прежде всего, и украшалась такой вышивкой.

Такая вышивка долго ассоциировалась с отдаленностью и бедностью, поскольку происходила из северных сельскохозяйственных регионов Японии, в которых часто случались неурожаи риса и голод.
В этом регионе из-за трудности выращивания хлопка в основном использовалась одежда из конопли. Хлопок в эти регионы экспортировался и был доступен только знати, которая могла себе позволить шить одежду из хлопчатобумажной ткани. Кроме того, в 1724 году (на 9-м году реформ Кехо) вышел «Указ о социальных ограничениях и бережливости крестьян», который детально регулировал быт крестьян и, в частности, их одежду. Материал, цвет, допустимые украшения. Это касалось всего — начиная от рабочего платья и головных уборов, вплоть до нижнего белья и оби. Согласно указу крестьянам не разрешалось носить изделия из хлопчатобумажной ткани, и для повседневной носки использовались стеганные кимоно из пеньки или льна. Трудно представить себе скольких усилий стоило изготовление одного кимоно из конопли!
Выращенная конопля скашивалась, из нее прялась нить, из которой изготавливалась ткань, которая в свою очередь окрашивалась в цвет индиго. И наконец, ткань кроилась и из нее шили одежду — результат этого кропотливого труда. Производство одежды входило в обязанности женщин, поэтому нетрудно представить, насколько ценной для них являлась каждая тряпочка, произведенная их руками.

Следует отметить, что такая одежда не производилась на продажу – только для собственного использования.
Поскольку в сельскохозяйственных работах тяжелую корзину легче носить на плечах, то для предотвращения износа ткани, кимоно плотно простегивалось по лифу, а рукава и ткань ниже уровня талии расшивалась другой, менее насыщенной вышивкой – например, той же сашико.

Жизнь такой одежды старались продлить так долго, как это было возможно. Часто, богато расшитый лиф последовательно использовался для изготовления нескольких кимоно – по мере изнашивания рукавов и подола их отпарывали и заменяли новыми.

Кроме того, конопляная ткань ручной выделки плохо согревает зимой, поэтому грубое полотно из пеньки складывалось в 2 слоя и простегивалось вдоль нитей утка по счету нитей основы. Таким образом, эта стежка служила не только для укрепления ткани, но и для сохранения тепла в ней. Со временем из трудоемкого процесса, имеющего чисто практическое приложение, возникла красивая вышивка на основе мотивов ромбовидной формы.

Исторически, вышивка когин разделялась на 3 подвида, каждый из которых был связан с определенным районом.
Западный когин (нишикогин).
Был распространен в сельской местности близ города Хиросаки (центральная часть полуострова Тсугару). Характерной особенностью этой вышивки является плотный паттерн узора, который шился на относительно тонком холсте из пеньки. На передней части лифа обычно узор располагался в виде трех полос разной ширины. На задней части лифа разнообразные узоры были скомпонованы в 2 полосы.

В верхней части спины обычно шился узор Kutsuwa tsunagi (рабочая уздечка), который выполнял роль оберега человека, находящегося в пути.

Восточный когин (азума когин, хигашикогин, Тсугару когин).
Был распространен к востоку от города Хиросаки в южной части области Тсугару. Вышивалась в большинстве случаев по грубому холсту толстыми нитями. В этом регионе был распространен рисунок, не разделенный на узорные полосы. В данном случае на плоскости вышивки многократно повторялся один и тот же мотив, а сама композиция характеризуется своей сложностью.

Трехполосный когин (северный, мишимакогин).
Эта вышивка родом из среднего течения реки Иваки, в окрестности города Канаги северной части области Тсугару. Эта вышивка характеризуется наличием трех широких узорных полос на передней части лифа, разделенныз друг от друга незашитым пространством. Регион Канаги часто страдал от холодной погоды и неурожая. Жители этого региона вынуждены были выживать, и не могли себе позволить тратить очень много времени на обильную ручную вышивку.

Как уже указывалось выше, когин шьется согласно текстуре ткани между нитями утка по счету нитей по шаблону узора. Длина стежка при этом всегда равна нечетному числу нитей (1, 3, 5 или 7). При этом формируются ромбовидные мотивы с горизонтальной/вертикальной осями симметрии. В современных работах протяжки бывают и длиннее, но в традиционных работах длинные стежки всегда разбивались на более короткие (например, если по узору вышивальщице требовался стежок в 9 нитей, то она шила 2 стежка (например, 3 и 5 нитей с границей в 1 нить полотна между ними). Ведь чем короче стежки, тем плотнее получается вышивка. Среди наиболее часто используемых шаблонов (мотивов) следует отметить такие, как, например:
Neko no managu (me) кошачий глаз

Ishi datami каменная мостовая

Hanako цветок

www.livemaster.ru

Как сделать вышивку в технике сашико

Хочу показать вам, как сделать вышивку в японской технике сашико XVII века создания. Выполнять ее буду по хлопковой ткани белыми нитками мулине.

Вот такой у меня мешочек, с белой подкладкой.

Изначально собиралась сделать разметку сетки на ткани с помощью специальной ручки «пиши-стирай», которая испаряется от проглаживания утюгом. Но ткань ерзала и всячески сопротивлялась, не давая сделать ровные линии.

Поэтому я вспомнила о старом портновском методе. Берем бумагу или кальку с нанесенной разметкой, делаем отверстия булавкой на основных местах рисунка, поворотах и узорах (в моем случае отверстия на одинаковом расстоянии, чтобы получилась равномерная сеточка).

Закрепляем бумагу булавками к ткани, главное чтобы она не ходила из стороны в сторону, была хорошо зафиксирована.

Тщательно проходимся мелом по бумаге. Прямо втираем его, чтобы рисунок был четче.

По итогу получается такой результат. Точки буду достаточно яркими, при условии что в процессе вышивки они будут немного уходить от прикасаний пальцев.

Начинаем выполнять вышивку. Узор строится на сочетании вертикальных и горизонтальных линий. Начнем с горизонтальных. Располагаем стежки порядово в шахматном порядке: первый слой 010101…, второй слой 101010…

Такой получается рисунок. Черточки как бы диагонально расходятся в стороны.

Предварительно делаю разметку мелом небольшой полосы сверху, там рисунок будет только из вертикальных линий.

Приступаем к вертикальным линиям.

За основу взяла такой рисунок, но в процессе решила немного изменить на такой.

Выбираем тот столбец, который будет серединой. Начинаем заполнять вертикальные линии так же чередуя линии в шахматном порядке, типа: первый ряд: 010101…, второй 101010… Когда дойдем до середины, то повторяем две линии параллельно друг другу, не шахматно. Так у нас получается такой стоп в середине рисунка. Следующая после двух одинаковых линий начинает идти опять в шахматном порядке, только в обратную сторону. То есть рисунок становится зеркальным и начинает подниматься наверх. Для полного понимания лучше сделать рисунок на бумаге от руки, прежде чем начинать вышивку.

Наглядный рисунок

Получается такой узор.

Время вышивки около часа, если распланировать узор вышивки заранее и не тратить времени на убирание неправильных стежков.

Надеюсь мой маленький мастер-класс окажется кому-то полезным, и я достаточно понятно описала процесс!

Поздравляю с наступающим новым полным чудес годом!

www.livemaster.ru

Японская вышивка: сашико, бунка, гладь — японская вышивка — запись пользователя Lea (Sapnis) в сообществе Всё о вышивке в категории Интересная и полезная информация для вышивальщиц

Вышивка на ткани, выполненная искусными мастерами, по красоте не уступает живописным картинам. Не верите? Тогда вспомните расшитые шелком японские кимоно. Как настоящие произведения искусства, вышиваются они вручную и только в единственном экземпляре. Повторить узор, конечно, можно, но, как любое рукотворное изделие, вышивка неповторима. В каждый стежок мастер вкладывает частичку души, передает тепло своих рук, поэтому ручная работа всегда стоила очень дорого.
 


Техники шитья кропотливые японцы передают из поколения в поколение, поэтому современное сашико почти не отличить от того, каким оно было в эпоху Эдо (достаточно большой период в истории – с 1603 по 1867 гг.). Я говорю сейчас именно о традиционном японском сашико, потому что сегодня эта вышивка популярна не только в Европе, но и в России.
 
Интересно, что саму технику вышивания можно перевести как «маленький прокол». Но в Японии Сашико это еще и имя. Тогда его переводят как «большое счастье» (есть второй вариант – большая удача). В древней Японии вышивке придавалось огромное значение, считалось, что узоры на ткани защищают от злых духов и приносят богатство и удачу. Но сашико использовали и с практической целью: японские крестьяне «реставрировали» старую одежду, простегивая домотканую материю в два-три слоя. В результате получались красивейшие узоры, секрет которых передавали из поколения в поколение. Стежка традиционно выполнялась толстой перламутровой нитью белого цвета на темно-синей ткани, потому что индиго тогда был самым доступным красителем. Сегодня сашико не только оригинальная декоративная вышивка, но и своеобразная медитация, помогающая погрузиться в свой внутренний мир и уйти от проблем. Техника шитья достаточно сложная, точные стежки при всем многообразии узоров не должны пересекаться. Орнаментный рисунок особенно красив, когда нити лежат ровно, поэтому от мастера, работающего в технике сашико, требуется внимание и терпение.

Примеры вышивки сашико:
  

***
Японская вышивка бунка в сравнении с сашико может показаться очень простой. Действительно, в самой технике вышивки нет ничего сложного: нужно прокалывать материю специальной иголкой и выводить ее обратно так, чтобы с изнанки получалась маленькая петелька. Но это обманчивая простота. Только мастер сможет «прорисовать» рельефные детали, правильно подобрать цвета и учесть очередность проработки деталей.
 
Бунка в отличие от сашико не орнаментный рисунок. В ее основе сочные цвета и плавные линии. Кажется, еще мгновение – и вышивка оживет, но реалистичной картинка получится только в том случае, если рисунок, который изначально наносится на ткать, выполнен правильно. Секрет бунки не только в специальной игле определенной толщины. Особенным этот вид глади делают нитки. Прежде чем начать работу, шнур для вышивки распускают, разделяя его на четверть, на две или на три четверти. Нужно, чтобы полученная нитка не распрямилась. Благодаря завиткам и получается такой оригинальный рисунок. К вышивке хочется прикасаться, а изображения животных и птиц поразительно реалистичны.
 Примеры вышивки бунка:



***
Мир живой природы служит сюжетом и для традиционной японской вышивки гладью. Стилизованные мотивы традиционно вышивают шелковыми нитями. Сегодня, как и столетия назад, длина японских нитей неизменна, она равна ширине ткацкого станка. Техника вышивания тоже не меняется. Выполняется она так называемым «рисовальным» швом, который принято относить к разновидности теневой глади. Правильный подбор оттенков цветных нитей и филигранная точность стежков передают глубину цвета, возникает ощущение светотеневых переходов.
 Примеры вышивки традиционной гладью:


Нельзя выделить какой-то вид японской вышивки и признать его самым красивым. В каждой технике шитья свои особенности. Но есть в них нечто общее: особая философия японцев, их картина мира, в котором простое и сложное находится в гармонии, а человек – часть окружающей его природы.

Данная статья обходит стороной ещё один вид японской вышивки - темари. 

История темари насчитывает уже несколько столетий. 
В 8 веке в Японию из Китая пришла игра кемари (ножной мяч), в которую сначала играли только знатные люди. Мячи для игры были сделаны из кожи оленя и не отличались богатым декором. Позже игра стала более массовой. Известно, что в 13-16 в подобные шары использовались уличными жонглерами для представлений.

Видимо, к этому времени относится начало развития искусства темари в том виде, как оно известно сейчас. Игра кемари (ножной мяч) трансформировалась в темари (ручной мяч), и в эту игру стали играть девочки знатных фамилий. Поскольку мячики уже не пинали ногами, а обращались с ними аккуратно, стало возможным богато украшать их шелковой вышивкой. Темари стало искусством аристократии, и благородные дамы конкурировали в создании все более сложных и запутанных узоров. Женщины-служанки в домах самураев также соревновались друг с другом в умении вышить лучший подарок для своей госпожи.

Темари стали драгоценным подарком, их блестящие шелковые и золотые нити символизировали пожелания блестящей и богатой жизни. Темари были непременным атрибутом праздника девочек, во время которого девочки играли в особые игры с шариками, подбрасывая их со специальными ритмичными песнями. Когда дочери самураев выходили замуж, то, покидая родной замок, они брали с собой темари как талисманы и память о родном доме. Эти увозимые в новую жизнь темари даже имеют специальные названия.

Если сначала искусство темари было привилегией только высших слоев общества, то постепенно оно становилось все более массовым. В 19 веке с развитием технологий шелковые нити стали более доступны широким слоям населения и начался расцвет искусства. В каждом из многочисленных регионов страны были разработаны свои характерные узоры, которые потом передавались из поколения в поколение. Поскольку шелковые нити оставались все-таки дорогим удовольствием, то появились узоры, позволяющие использовать даже самые короткие обрывки нити. Для этих узоров используется не вышивка, а обмотка шарика нитью, которая может быть связана из отдельных кусочков.

В начале 20 века, с появлением резиновых мячей, интерес к темари пошел на убыль. Однако в середине 70-х годов, в связи со всплеском внимания к традиционным культурам, темари снова попали в поле зрения любителей рукоделия. Несколько хороших публикаций о темари на английском языке сделали это искусство известным далеко за пределами Японии, и оно стало стремительно набирать поклонников. Сегодня темари опять считаются в Японии дорогим подарком и традиционным сувениром, а во всем мире известны как необыкновенно занимательное рукоделие, имеющее множество фанатов.

Примеры вышивки темари:




Источники текста: http://japan-jeans.livejournal.com/20195.html

http://www.temari.ru/articles/index.php?article=983
Изображения взяты с яндекса и гугла

короткие пожелания удачи

www.babyblog.ru

Изящество и лаконичность японской вышивки

Цветок желтой руты… Невероятно реалистично, тонко, гармонично по цветовой гамме. Вышит по японскому дизайну автора Sadako Totsuka.

Рукодельницы пишут, что японские дизайны — это преданность и любовь всерьез и надолго с первого стежка. Не думала, что и у меня так будет. Да, ощущения приятные, когда берешь иголку с ниткой и начинаешь вышивать эти листочки новыми для себя, затейливыми швами. Глядя на шов, я бы никогда не представила, что таким способом можно вышить нежнейшие листочки, колышущиеся на ветру. А этот ветер, треплющий цветы, вышит всего лишь швом «вперед иголку» (как меня учили в школе). Я никогда не считала его декоративным. Но начав вышивать этот ветер небесно голубым оттенком нитей, увидела, что картина просто оживает, она стала более гармоничной. Но вот работа закончена. А меня наполняет радость. Удовлетворение. Особое ощущение наполненности. Еще недавно ощущала пустоту после того, как закончена очередная вышивка крестом, как будто все эмоции остались там, в крестиках. Но в этот раз все по-другому. Такого удовлетворения от вышивки крестом у меня не было никогда. Возможно, все дело в особом подходе к дизайну у автора. Если в вышивке крестом ты ориентируешься на символьную схему, которая однозначно передает тебе цвет и местоположение крестика, то в этом случае автор лишь ограничивается общими рекомендациями, какими цветами вышиваются, например, все стебли или цветы. Указывается какими видами швов можно пользоваться при вышивании листочков (их здесь аж 4). И на этом все. Дальше уже ты сам решаешь, где делать цветовые переходы, какой именно листочек будет вышит этим швом, а какой другими. Посмотрите сколько вариантов! В этом и есть творчество!

Хотите ощутить такую же легкость? Попробуйте эту изящную и лаконичную японскую вышивку. Японцы умеют чувствовать природу. Это передается и в дизайнах для вышивки. Очень бережно, как будто наблюдая со стороны, стараясь не разрушить эту гармонию природы присутствием человека. В таких дизайнах есть энергия. Энергия природы! Она и заряжает.

Вдохновляйтесь! Такие мотивы подойдут и для домашнего декора, и для столового белья, и для неповторимой летней сумочки, и для легкого летнего сарафана. Энергия природы будет оживлять любую вещь, вышитую по таким уникальным дизайнам.

Дизайн из книги Sadako Totsuka «Herb Embroidery on Linen».

Материалы: лен с напылением, мулине DMC.

www.livemaster.ru

Секреты японского искусства в вышивке сашико и гладью

Страна восходящего солнца загадочна и притягательна. Мастера Японии своими необычными подделками, отношением к жизни всегда восхищали и будоражили воображение. Японское искусство в вышивке уникально своим разнообразием, неповторимостью.

Такое искусство, как темари, сашико, атласная гладь в технике рисовального стежка мало кому известно.

Но современные рукодельницы никогда не останавливаются, осваивая все новы и новые технические приемы, создавая свои неповторимые шедевры.

Сашико – необычное и изысканное искусство вышивки.

Достаточно простое и оригинальное японское ручное рукоделие – сашико.

Нежная изысканная вышивка, которая если перевести ее название дословно, означает небольшой прокол, что полностью отражает суть всей технологии.

Основные этапы работы в технике вышивки сашико

Прежде чем приступить непосредственно к процессу вышивки в японском стиле необходимо понять главные ее принципы:

  • контрастность нити и материи. Японская вышивка предпочитает традиционный насыщенный синий со всеми его оттенками. Нитки белые или черные, но это нестрогое правило, главное достигнуть контраста;
  • стежки идут вертикально, горизонтально или параллельно друг другу. Пересекаться в сашико им нельзя. Между ними всегда должно быть небольшое расстояние;
  • каждый шов абсолютно одинаковый. Расстояние между стежками равномерное.

Самое важное перед началом создания любой японской вышивки в технике сашико придумать или найти собственный узор, подобрать ткань, нитки.

Первый этап – создание эскиза. Выбрав понравившийся узор составить его схему. Составление схемы узора несложно, так как основной принцип вышивки достаточно простой. Главное, соблюдать стиль японской вышивки сашико.

Второй этап – перенесение рисунка на ткань. Нанести любую схему на материал можно несколькими способами:

  1. При помощи специальной копировальной портновской бумаги. Она прикрепляется булавками к ткани той стороной, которая красится и предварительно нарисованная на ней схема обводится. Таким образом, на ткани остается созданный узор;
  2. При помощи приметывания. Схемы с узорами можно приметать к ткани, особенно шерстяной, прямо по бумаге прокладывать стежки вышивки;
  3. Нанести узор сразу на ткань. Сейчас существует множество специальных карандашей, маркеров, которые значительно облегчили творческую работу по ткани. Это экономит время по созданию узоров. Так как любые схемы можно сразу прорисовывать на будущем участке ткани под вышивку.

Третий этап – закрепление нити. Когда изнанка в готовом изделии будет скрыта, то можно сделать узелок для закрепления нити. Но, если созданные узоры сашико будут видны с обеих сторон, то на лицевой стороне прокладывают несколько первых стежков, оставляя хвостик так, чтобы можно было вернуться и закрепить его этими повторными стежками. Есть еще один вариант – квинтузел. Нитку оборачивают дважды вокруг кончика иглы и протягивают, создавая первый стежок.

Четвертый этап — создание стежков в технике сашико. Стежки выполняются самым простым способом – швом вперед иголкой. Но это просто только на первый взгляд. Каждый стежок прокладывается абсолютно одинаково, сохраняя равномерное расстояние. Чтобы ткань в процессе вышивки сашико не стягивалась, следует через пять-десять стежков делать квинтузел. Его следует выполнять аккуратно, чтобы на лицевой стороне не было видно узлов.
Стежки с лицевой стороны должны быть почти в несколько раз длиннее, чем с изнанки. Чередование квитузлов зависит от выбранного рисунка. Если это геометрические узоры, то можно на каждом угловом переходе делать такой узел. В целом каждая мастерица сама рассчитывает, когда и где их лучше сделать.

Пятый этап сашико – переходы в узорах. Когда линия рисунка отображает резкий поворот, то игла выполняющая стежок вкалывается в вершину созданного угла, выводится из него снова на лицевую сторону, направляясь туда, куда предусматривает рисунок. Если пересекаются несколько узоров, то между швами должно быть небольшое расстояние, наложения один на другой не допустимо.

Шестой этап – завершающий. Во время вышивки сашико по выбранной схеме двигаются по определенной диагональной траектории. Когда внутренние рисунки геометрических и других фигур вышиты, то завершают узор небольшими ломаными линиями от угла к углу. Можно в процессе японской вышивки передвигаться по периметру, но главное, чтобы нить закончилась именно в углу. Это облегчит процесс ее закрепления.

Японская вышивка сашико в основном состоит из геометрических фигур, узоров горизонтальных, вертикальных линий. Плавностью линий и их пересечений она не славится. Главная задача новичка разработать свою схему движения в процессе вышивки. Удобство техники сашико в том, что всегда можно закончить определенный участок и перейти на другой, грамотно закрепив нитку.

Небольшие хитрости и правила вышивки сашико

Сашико японское искусство вышивки имеет прекрасный изысканный и утонченный вид. Главное ее достоинство — это простота. Но, несмотря на несложную технику, как и японская культура, она имеет свои особенности:

  1. Прежде всего, следует грамотно выбирать ткань для вышивки в технике сашико. Ткани неплотные или слишком тонкие не подходят для сашико. Но, слишком плотные, такие как смесь полиэстера с хлопком, шерсти будут плохо прокалываться иглой. Лучше всего японская вышивка сашико будет смотреться на натуральной хлопковой ткани, так как она имеет нужную плотность, не слишком осыпается на краях, не уменьшается при стирке и не линяет;
  2. Выбранную ткань для сашико необходимо предварительно подготовить: выстирать, прогладить, обработать края, если они не участвуют в вышивке. Обязательно нужно проверить поперечные нити ткани, чтобы вышивка сашико впоследствии не выглядела перекошенной. Когда ткань имеет нормальную структуру, обыкновенное плетение или просто клеточный узор, то чтобы выровнять срезы, необходимо просто обрезать кромку в длину всей поперечной нити. Но чаще всего чтобы добиться идеальной структуры придется ткань порвать по краям;
  3. Японская вышивка сашико лучше получается при использовании швейных иголок. Многие из них специально предусмотрены для ручной вышивки. Иглу лучше выбрать средних размеров с небольшим ушком. Так как нитки для сашико используют не толстые, а ткань плотная, то широкое ушко может плохо проходить сквозь ткань;
  4. Перед разметкой стоит проверить карандаши, маркеры на небольшом кусочке ткани, чтобы убедиться в их стираемости. В уже вышитом изделии разметка не должна быть видна;
  5. Несмотря на то, что японская вышивка сашико выполняется вручную, швейная машинка будет не лишней. Если у нее есть функция зигзага. Она поможет обработать края ткани, которые быстро распадаются на отдельные нити. Обработку краев стоит делать перед началом вышивки;
  6. Новичкам лучше потратить дополнительное время на создание схемы рисунка, а уже потом переносить ее на ткань. После того как появится необходимый опыт можно будет переносить узор сразу на ткань. Торопиться не стоит, так как от качественного рисунка зависит вышивка сашико. Узоры с линиями прямыми и длинными вышить значительно проще и быстрее, но при этом могут возникнуть грубые погрешности. В рисунках с узорами, где линии небольшие и изогнутые, различные появившиеся дефекты можно скрыть лучше и незаметнее. Если вышивка сашико не предусматривает геометрические узоры и подобные построения цветов, птичек, насекомых и так далее, тогда в заготовке рисунка намного легче соблюдать все необходимые композиции и пропорции. Схемы в геометрическом стиле более сложные. Но и в том и другом случае лучше при создании схематического изображения воспользоваться миллиметровой бумагой. В каждой клеточке можно внести стежок, воссоздав любой рисунок. Различные узоры в виде изгибов и дуг можно создавать при помощи готовых лекал и циркуля. Лекалами могут стать различные монеты, крышки от бутылок и то, что подскажет фантазия;
  7. Японская вышивка сашико не допускает наличия на лицевой стороне заметных узлов и некачественных стежков, стянутых участков материи и не захваченные ее слои проложенным швом;
  8. Для создания стежков в вышивке сашико ровными и одинаковыми, можно прокладывать швы, следуя поперечным нитям или строго по косой;
  9. Для ускорения и облегчения швов вышивки можно набрать на иглу несколько стежков сразу, но захватывая более десяти сантиметров ткани. Если необходимо вышить линии не прямые, а изогнутые, то на иглу набирают всего несколько стежков;
  10. Когда будущее готовое изделие должно быть двухсторонним, таким как шторы, скатерти или полотенца, то узелки на изнаночной стороне делать нельзя. По линии узора необходимо проложить пару стежков в другом направлении, которое предусматривает рисунок. Потом вернуться, поэтому же узору, так чтобы каждый стежок полностью совпадал. Таким образом, можно закреплять нитку без узлов. Кончики нитки остаются на изнаночной стороне. Потом их аккуратно можно спрятать под проложенными швами.

Японская вышивка сашико это прекрасный декор для подушки, полотенца, открытки, одежды, скатерти и других изделий.

Техника японской глади

Японское искусство вышивки привлекает уже многие столетия. Современные мастерицы благодаря появившимся в продаже материалам и различным мастер-классам, описаниям техники могут создавать шедевры не хуже японских женщин. В основе техники японской глади лежит такое понятие, как рисовальный шов, который выполняется шелковой нитью на атласной или шелковой ткани. Шелковая нить и ткань были в Японии показателем достатка, поэтому в этом стиле вышивали только знатные особы в отличие от техники сашико.

Вышивка шелковой нитью в японской манере ничем не отличается от обычной вышивки гладью. Японская техника вышивки очень похожа на известную теневую гладь, которую давно используют русские мастерицы. Гладью в этом стиле вышивают по такому же принципу, но в более искусной манере, так как считается, что подобная вышивка похожа на нарисованную картину профессиональным художником.

Гладью в японской манере можно вышивать несколькими техниками:

  • трехстежковой рисовальной;
  • теневой

Как вышивать в трехстежковой рисовальной технике

Что-то среднее между полтавской техникой и полугладью представляет собой рисовальная трехстежковая гладь. Выполняется она тремя стежками отсюда и такое название.

Техника выполнения

После того, как нанесен рисунок, его контуры обшивают предварительно любыми видами швов: стебельчатым, назад или вперед иголкой. Вышивку гладью начинают с внешнего края узора, выполняя стежки плотно располагая их друг к другу, делая их разной длины и разграничивая края рисунка. Техника трехстежковой глади предусматривает выполнение ее из трех стежков: первый самый длинный, потом немного короче, а третий самый короткий. Направление и уклон всех стежков одинаковый. Каждый выполненный стежок захватывает немного край обшивки. Иголка проходит как бы под обшивкой, создавая край более объемной формы.

Когда внешний ряд швов закончен начинают второй. Выполняют его, так же как предыдущий, но берут уже другой тон ниток. Вторым рядом прикрывают просветы первого, делая стежки таким образом, чтобы они вливались по цвету. Потом идет третий ряд швов с новым цветом или оттенком, и так делают до тех пор, пока не заполняется узор. Все тона ниток должны соответствовать друг другу, переходить плавно и не грубо.

Трехстежковая рисовальная гладь

Если необходимо вышить такой гладью лепестки цветка, то все стежки выполняются в виде веера, причем таким образом, чтобы повторять контур изогнутого лепестка, а по центру становится прямыми. Стежком иголкой вперед прокладывают контур лепестка до его середины, также переходят на следующий край лепестка.

Если вышивают листок цветка, то его контуры и сердцевину прошивают обычным стебельчатым швом. Потом трехстежковой техникой прокладывают швы, начиная с одной половинки листа. Вышивать лучше снизу от черенка листика, двигаясь в направление к внешнему краю вышитого контура, немного его захватывая.

Кончики и зубчики листика вышивают очень тщательно. Все прожилки делают разных тонов. Те, которые более крупные и прорисованные темными оттенками, а те, что поменьше более светлыми. Когда одну половинку листочка закончили таким же образом вышивают другую. В центре листочка образуется четкая граница и небольшие просветы, которые можно заполнить, наложив поверх них стебельчатым швом новые прожилки.

Теневая гладь

Выполняется теневая гладь в свободном стиле по нарисованному контуру нитками разных оттенков без особой границы между различными цветами. Эффект тени получают за счет переходов одного цвета в другой с помощью стежков разных по уровню длины. В целом эта техника глади очень похожа на терхстежковую, но здесь не используют стебельчатый шов, оставляя границы расплывчатыми.

Японский стиль вышивки в некоторых деталях напоминает привычную для многих мастериц технику. Поэтому для новичков, которые желают попробовать свои силы, создав картины под японский манер, особых сложностей не возникнет. Главное, желание, хорошее настроение и немного времени.

Источник

comfycozyhome.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о